Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


5604 просмотра

BAST планирует увеличить прибыль до 2,78 млрд в текущем году

Компания BAST провела «День эмитента», на котором ее представители озвучили свои достижения и планы на будущее

BAST планирует увеличить прибыль до 2,78 млрд в текущем году

BAST планирует увеличить прибыль до 2,78 млрд в текущем году

Оператор медно-никелевого месторождения «Южный Максут» компания BAST провела «День эмитента», на котором ее представители озвучили свои достижения и планы. Целевые показатели в 2018 году достаточно амбициозны. При том что в прошлом году доход составил 1 млрд тенге, в текущем году он планируется в размере 2,78 млрд тенге при операционных расходах 1,77 млрд.

Аппетит приходит во время еды

Как говорит первый вице-президент АО BAST и Партнер УК ФПИ RCG Investment Рустем Оспанов, начало новой фабрике дала его инвесткомпания в 2015 году, инициировав партнерство с Freedom finance и последующее IPO, привлекшее $1,5 млн, которые и послужили толчком для привлечения дальнейшего финансирования и для дальнейшего развития компании.

Рустем Оспанов

В начале, в 2015 году, задача была построить небольшую маломощную фабрику мощностью в 150-200 тыс. тонн руды в год, которая теоретически не может быть рентабельной (потому что есть определенные затраты: на зарплаты, строительство определенной инфраструктуры). Эту задачу фабрика решила. Она была запущена в 2015 году, в следующем году проводились пуско-наладочные работы. И в итоге BAST получила кондиционный медный концентрат. Причем первый покупатель – Уральский горно-металлургический комбинат – дал хорошие отзывы по качеству продукта. Для компании это было принципиальным сигналом к тому, что надо строить предприятие, которое позволит уже выйти на какие-то промышленные мощности.

Поэтому было решено привлечь к инвестированию в проект казахстанский коммерческий банк, также RCG Investment повторно вошла в союз с Freedom finance, чтобы привлечь дополнительные средства. Было привлечено еще порядка $5 млн с учетом кредита и денег с вторичного размещения. В результате была расширена проектная мощность фабрики до 400 тыс. тонн. При этом менеджмент компании BAST считает, что фактическую мощность можно довести до 450-500 тыс. тонн. Эта работа завершена в конце второго квартала 2017 года, и во втором полугодии новые мощности были введены в работу. Вместе с этим был запущен еще и никелевый продукт.

Компания подтвердила 43,5 млн тонн запасов медно-никелевой руды после пересчета методологии JORC. Это означает подтверждение запасов по международным стандартам, что важно в рамках инвестиционной привлекательности. И самое главное, JORC подтвердил содержание запасов в два раза больше, чем гораздо более консервативные государственные запасы.

В текущем году BAST для себя ставит цели выйти на добычу порядка 430 тыс. тонн руды, переработать ее на фабрике, заработать чуть меньше 3 млрд тенге и выйти на EBITDA, то есть прибыль до налогов и амортизации в 745 млн тенге – по текущим ценам. «Цены сегодня очень хорошие. Цена на никель буквально за короткий срок выросла с $11 до $15 тыс. за тонну, что очень положительно должно сказаться на нашей экономике. Цена на медь уже порядка нескольких кварталов держится около $7 тыс. за тонну. И долгосрочный прогноз на оба металла положительные», – поясняет вице-президент АО BAST.

Если говорить о перспективах проекта, то существующая фабрика имеет проектную мощность 400 тыс. тонн, размеры запасов порядка 40 млн тонн руды. «Это означает, что мы можем практически сто лет разрабатывать месторождение силами существующей фабрики. – поясняет Рустем Оспанов. – Это не совсем оптимально с точки зрения экономического потенциала проекта. Поэтому нам необходимо развиваться дальше. Сейчас, как только мы встаем на твердую почву существующей фабрики, сразу же планируем переходить к этапу расширения, строительства дополнительных мощностей до 1 млн тонн руды в год. Для того, чтобы выполнить такую работу мы хотим пойти на это с надежным техническим партнером. Мы в этой роли видим один машиностроительных холдинг, который в своем составе имеет проектный и технологическо-исследовательский институты».

В настоящее время BAST ведет переговоры с этим партнером в отношении того, чтобы он провел технологические исследования, подтвердил, что компания оптимально извлекает металлы (медь и никель). Руководство компании полагает, что новые партнеры могут предложить некоторые изменения в технологическом процессе. По итогам работы будут совместно разработан техрегламент, проект расширения мощностей и так далее. Если переговорный процесс завершится позитивно, то та же компания «под ключ» построит уже новые мощности на миллион тонн руды в год. В BAST планируют завершить технологические исследования летом, а осенью приступить к проектированию новых мощностей. К новым работам по строительству новых мощностей планируется приступить в начале следующего года с их завершением ближе к 3-4 кварталу 2019 года.

Параллельно медно-никелевая компания ведет переговоры с одной из крупнейших трейдинговых компаний в мире, которая специализируется на металлах. Речь идет о том, что BAST отдает трейдеру эксклюзивные права на всю продукцию компании в обмен на долгосрочные инвестиции в проект расширения. Сумма инвестиций со стороны нового партнера может составить $8-10 млн. В настоящее время есть предварительный договор, по которому необходимо стабильно обеспечить 3 месяца поставок существующего товарного материала, после чего будет подписано окончательное соглашение о графике финансирования и о том, в какие сроки будут возвращаться инвестиции.

«Это месторождение, безусловно, из разряда средних, и оно превратится в достаточно крупное предприятие, которое потенциально будет интересно крупным производителям. – отмечает глава инвесткомпании Freedom finance Тимур Турлов. – И мы рассчитываем, что они смогут свою ключевую стоимость раскрыть в тот момент, когда эта фабрика будет построена, и мы выйдем на плановые показатели. Тогда этот проект может стоить $100 млн, что в несколько раз превышает стоимость его на бирже сейчас, если сравнивать с прочими аналогами».

Проблемы роста

Как говорит Тимур Турлов, проект столкнулся с множеством проблем. В основном они – финансового характера, поскольку был запущен в разгар кризиса ликвидности. По его словам, Freedom finance инвестировала достаточно много денег в этот проект, и сейчас является одним из крупнейших акционеров компании.

Так, в 2017 году был дополнительно дофинансирован акционерный капитал компании, благодаря чему появилась возможность закрыть кредитную линию перед банком. Поскольку не было возможности ее рефинансировать в дальнейшем, был размещен облигационный займ, причем на более благоприятных условиях, чем финансирование от банка.

В результате компания уже имеет положительный денежный поток и выходит на плановые показатели с точки зрения добычи.

«Было огромное количество приключений – кассовых разрывов, проблем, которые невозможно было спрогнозировать изначально. И всем пришлось приложить много усилий, чтобы проект состоялся. Мы делали это во многом потому, что видели тот профессионализм, энергию, энтузиазм, которые смог выразить менеджмент. Мы делали это потому, что понимали свою ответственность за репутационную важность проекта. И мы делали это в том числе потому, что сами очень верили в этот проект. И мне бы очень хотелось, чтобы сам по себе этот прецедент открыл дорогу для привлечения инвестиций, в том числе и в горнорудный сектор в Казахстане. Потому что в стране сейчас огромное количество месторождений, и у нас огромный дефицит акционерного капитала. У нас много проблем в этой индустрии, но даже когда появляется технология, когда появляется перспективное месторождение, очень небольшое количество людей обладают достаточно большим рисковым капиталом, чтобы этим заниматься. И под хорошую команду, под хорошую репутацию фондовый рынок позволяет собирать деньги. Здесь репутация – самое важное, что у нас есть. И именно поэтому мы постарались не пожалеть ни сил, ни средств для того, чтобы быть максимально прозрачными, рассказывать, что делаем. Потому что от этого зависит доверие наших инвесторов и наша способность в принципе привлекать какой-либо капитал в дальнейшем. И мы верим, что этот проект стоит гораздо больше, чем сейчас», – поясняет глава Freedom finance.

Фото: Олег СПИВАК


1222 просмотра

Как ответственные потребители создают проблемы мировому ритейлу

С начала года в США на банкротство подали несколько игроков мирового уровня

Фото: Stan Honda/ Agence France-Presse/Getty Images

Тренд на покупку одежды секонд хенд оказывает дополнительное давление на ритейлеров, которые и так в нелегком положении.

Винтаж снова в моде – такой вывод можно сделать из результатов ежегодного исследования консалтинговой компании Accenture, посвященного праздничному шопингу. Почти половина респондентов, участвовавших в опросе, заявили, что подумывают подарить подержанную одежду. Еще больше – 56% – сказали, что будут рады получить такие подарки сами.

Как отмечено в исследовании, покупатели теперь смотрят на углеродный след различных вариантов доставки. Половина участников опроса заявили, что из-за негативного воздействия на экологию экспресс-доставки, которая подразумевает использование самолетов, они постараются выбрать менее вредные для окружающей среды медленную доставку или покупку в магазине.

В исследовании Accenture отмечает тренд, который набирает все большую силу, и называет его «ответственной розничной торговлей». Быстрая мода, или одежда, которую надевают всего несколько раз, у западных потребителей больше не в почете.  

Kak otvetstvennye potrebiteli sozdayut problemy mirovomu ritejlu333.jpg

Фото: Daniel Acker/Bloomberg News

Fast fashion

В Германии контейнеры для подержанной одежды установлены практически на каждом углу. День за днем эти контейнеры наполняются вещами, которые людям больше не нужны. Только представьте себе масштабы – полный контейнер каждый день.

Данная кампания помогает собирать гуманитарную помощь для стран с развивающейся экономикой, ненужные изделия отправляются в страны Африки и Азии. Но ситуация такова, что на сегодняшний день уже несколько государств Восточной Африки отказались от подобной помощи. Одежды слишком много.

В течение последних 15 лет продажи одежды по всему миру выросли вдвое, тогда как срок ее службы резко сократился до одного года в среднем. В то же время производство одежды наносит огромный ущерб окружающей среде, доля выбросов CO2 от текстильной промышленности превышает в несколько раз показатели авиации и судоходства и составляет более миллиарда тонн. Мировой океан загрязняется микропластиком из текстильных волокон, в производстве используются токсичные химические вещества. По мнению эксперта Greenpeace Кристин Бродде, сегодня текстильная промышленность – главный фактор климатического кризиса. Защитники окружающей среды уверены, что повышение экологичности текстильного производства автоматически увеличит цену изделий, а это, в свою очередь, будет способствовать спаду покупательской истерии. Как минимум семь мировых брендов, среди которых
H & M, Zara и Adidas, уже обязались заменить вредные вещества, применяемые при производстве одежды, нейтральными.

Быстрая мода – fast fashion, в вину которой вменяют сегодняшнюю ситуацию, появилась в конце 80-х годов XX века. Суть этого направления – максимально использовать меняющиеся вкусы потребителей и в короткие сроки производить новый продукт. Бренды, придерживающиеся данной концепции, делают несколько смен коллекций за сезон в своих магазинах, а маркетологи убеждают покупателей в том, что им необходимо вновь обновить гардероб.

Лидеры быстрой моды – такие крупные компании, как H & M, Forever 21, Inditex Group (бренды Zara, Bershka, Stradivarius). Первенство в использовании этого подхода принадлежит Zara. Именно благодаря fast fashion стал успешным владелец бренда Амансио Ортега, входящий в число богатейших людей мира.

10.jpg

Фото: Levine Roberts/Newscom/Zuma Press

Модные протесты и банкротства

Лондонская неделя моды, которая состоялась в сентябре 2019-го, уже вошла в историю как неделя моды и протестов. Среди тех, кто активно протестовал, было движение Extinction Rebellion («Бунт вымирания»), его представители сначала призывали бойкотировать мероприятие, а затем устроили масштабные акции протеста. Участники движения уверены, что производство одежды наносит серьезный вред окружающей среде, а череда модных показов подстегивает гигантов быстрой моды на создание новых коллекций.

Все показы Лондонской недели моды прошли по расписанию, но в том, что вектор потребления меняется, сомнений уже не остается. Ответственное потребление – один из факторов, оказывающих давление на крупнейших fashion-ритейлеров, которые и так теряют позиции из-за меняющихся покупательских привычек. Например, уход клиентов в онлайн привел к тому, что доля импульсных покупок значительно сократилась.

По данным The Wall Street Journal, которые ссылаются на отчет BDO USA LLP, в 2019 году в США значительно ускорились темпы банкротств и закрытий магазинов по сравнению с предыдущим годом. Отчасти в этом виноват крайне слабый предпраздничный сезон покупок и слабый курортный сезон 2018 года, что в совокупности привело к самым низким показателям розничных продаж с декабря 2009 года.

С начала 2019 года более 20 крупных ритейлеров, владеющих более чем 25 магазинами, объявили о банкротстве. По оценкам BDO, в этом году ритейлеры закроют как минимум 7 тыс. магазинов. Чтобы сократить расходы, ритейлеры отказываются от своих флагманских магазинов и берут в аренду торговые точки меньших размеров в популярных локациях.

Процедура банкротства в большинстве случаев коснулась компаний, которые придерживаются традиционной схемы офлайн-продаж в среднем ценовом сегменте. Компании просто не успели адаптироваться под изменяющиеся условия потребления.

Розничные сети, заявившие о банкротстве и сокращениях площадей в последнее время:

Aerosoles – это компания из Нью-Джерси, занимающаяся производством обуви. Процедура банкротства начата еще в 2017 году. До сих пор не ясно, какие именно из 88 магазинов будут закрыты.

American Apparel – американский бренд одежды закрыл все магазины в США в 2017 году после банкротства. Интеллектуальная собственность бренда была приобретена канадской компанией Gildan Activewear за $88 млн.

BCBG – основанный в Лос-Анд­желесе бренд, торгующий вечерними и коктейльными платьями, объявил о банкротстве в 2017 году. Были закрыты 118 магазинов по всей стране.

Michael Kors – ритейлер заявил о существенном падении продаж и необходимости закрыть 125 магазинов в попытке адаптироваться к электронной коммерции.

Topshop – британская компания планирует закрыть все свои магазины в США после того, как ее материнская компания Arcadia Group объявила о банкротстве.

Gymboree – процесс банкротства начат в январе 2019 года. В планах закрыть большую часть из 900 магазинов, работающих под брендами Gymboree, Janie and Jack и Crazy 8.

Forever 21

Kak otvetstvennye potrebiteli sozdayut problemy mirovomu ritejlu111.jpgФото: Jeenah Moon/Bloomberg News

Самое громкое среди последних банкротств в США – банкротство крупнейшего ритейлера, использующего как раз концепцию fast fashion – Forever 21. Когда-то бренд присутствовал во всех масштабных торговых центрах страны. Но, как и многие, не выдержал конкуренции с электронной коммерцией и изменений привычек покупателей. Во всяком случае, такие причины озвучило руководство компании.

Начав процедуру банкротства, Forever 21 планирует рекапитализировать бизнес и избавиться от большей части убыточных магазинов. Компания прекратит свою деятельность в 40 странах, включая Канаду и Японию. В Соединенных Штатах будет закрыто 178 магазинов, оставшиеся продолжат работу. Также останутся магазины в Латинской Америке.

The Wall Street Journal напоминает, что Forever 21 специализируется на продаже недорогой одежды – средняя цена топа, например, $5, платья – $20. Бренд, предлагающий цены значительно ниже, чем в Topshop, Arcadia Group Ltd. и Zara Inditex SA, всегда пользовался большой популярностью, так как давал возможность выбрать одежду из огромного количества предложений на любой вкус.

Когда после кризиса 2008 года по индустрии прокатилась волна банкротств, Forever 21 только увеличивал свои площади, захватывал все большие помещения, и для того, чтобы в полной мере заполнить их, начал развивать категории мужской одежды, одежды «плюс сайз», белья и аксессуаров. С 2014 по 2018 год количество локаций бренда выросло на 320 точек, включая гигантское двухэтажное помещение площадью более 7 тыс. кв. м в Danbury Fair Mall, в Коннектикуте.

При том колоссальном объеме, на который замахнулась сеть, было очень сложно поддерживать свежим и неповторяющимся дизайн. Одежда становилась скучной. К 2018 году ситуация стала стремительно ухудшаться, и компания объявила о значительном уменьшении трафика. Магазины в Канаде, США и Европе теряли в среднем $10 млн в месяц в течение года. По состоянию на июль 2019 года мировые продажи упали на $1 млрд за 12 месяцев.

Что у нас?

Kak otvetstvennye potrebiteli sozdayut problemy mirovomu ritejlu222.jpg

Фото: John Nguyen/Zuma Press

Грозит ли закрытие магазинов от крупных ритейлеров казахстанскому fashion-рынку? Вряд ли. Большинство из попавших в список банкротов даже не представлены на отечественном рынке. Бренды, пользующиеся наибольшим трафиком в торговых центрах, в свете последних событий приняли активную экологически ответственную позицию и наверняка свои обещания исполнят. Это своего рода гарантия того, что развитие компаний, среди которых Zara, H & M, Adidas, будет продолжаться.

И хотя тренд ответственного потребления в Казахстане пока влияет на ничтожно малое число покупателей – в массе своей отечественные клиенты fashion-ритейла остаются приверженцами быстрой моды – ритейлеры уже используют ответственные практики и на нашем рынке. Бренд H & M, например, практикует в своих магазинах боксы для сбора старой одежды, мотивируя покупателей приносить вещи на переработку и получать за это скидку. Программу по переработке бренд запустил в 2013 году. «Не дайте моде превратиться в мусор. Неважно, насколько изношены или потрепаны вещи. У них все равно есть шанс на новую жизнь», – заявляет H & M на официальном сайте.

Такую же систему планирует внедрить со следующего года группа Inditex.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций