Перейти к основному содержанию
13456 просмотров

Антироссийские санкции могут сыграть на пользу казахстанской ГМК

Иностранные инвесторы могут выбрать Казахстан

Антироссийские санкции могут сыграть на пользу казахстанской ГМК

Антироссийские санкции могут сыграть на пользу казахстанской ГМК

Привлекательность Казахстана как места для вложения инвестиций в горнодобывающую отрасль возрастает. Такое мнение в ходе 9-го Центрально-Азиатского горнопромышленного форума «MINEX-2018 Центральная Азия» высказала глава отдела политических рисков GPW Ливия Паджи.

Она отметила, что горнодобывающая отрасль всегда находилась в партнерстве с правительствами и государственными природными ресурсами.

«Соответственно, мы опираемся на геополитику. Это происходит двумя способами. С одной стороны, инвесторы и инвестиции могут быть полезными инструментами в индустриальной политике. Как мы видим «Один пояс, один путь» Китая или в Африке. Но с другой стороны, они постоянно оказываются между молотом и наковальней, и это в частности связано с санкциями. Например, санкции против России были сюрпризом для инвестиций, но то как они развивались, еще больше удивило», - сказала Ливия Паджи.

В частности, очередные антироссийские санкции отразились на компании «РусАл», которая закупает ежегодно 1 млн тонн глинозема у АО «Алюминий Казахстана».

«Например, инвестиции в «РусАл» - крупного экспортера алюминия, создало большие препятствия для крупных игроков, которые сейчас объявляют это форс-мажорным обстоятельством. На Лондонской бирже сейчас они рассматривают, будут ли они дальше торговать российскими металлами. Многие аналитики считали, что российско-западные отношения будут улучшены с приходом Трампа, но на самом деле этого не произошло. Что это означает? Мы полагаемся на поставщиков, но находятся ли они под санкциями и кто будет следующим?», - отметила эксперт.

По ее мнению, очередные антироссийские санкции несут и возможности для Казахстана в вопросе привлечения инвестиций.

«Что это означает для Казахстана и Центральной Азии? С одной стороны, мы видим, что некоторые инвесторы, которые первоначально рассматривали Россию как рынок, приняли решение придержать этот вопрос и рассматривать другие регионы, в том числе Центральную Азию. И это положительное влияние для соседних стран», - сказала Ливия Паджи.

Но, с другой стороны, на фоне небольшой предсказуемости политических решений и дальнейшего развития санкционной политики, отмечает она, в настоящее время мало кто знает, что будет дальше.

«Потому среди инвесторов существует тенденция «самосанкционироваться», то есть подождать и посмотреть, что произойдет. Это, в частности, касается таких сфер, которые находятся близко к России. Понятно, что очень сильные торговые отношения установлены между Россией и Казахстаном. Вы являетесь партнерами. Если санкции окажут негативное влияние на российскую экономику, то это может также повлиять и на весь регион в целом», - сообщила Ливия Паджи.

Другим риском она видит рост политических протестных ситуаций против властей в мире. По ее словам, их число возросло за последние 10 лет на 54% по сравнению с аналогичным периодом ранее.

«Мы видим выборы в России, Азербайджане, Туркменистане и Армении. В Армении буквально вчера начался парламентский переворот. Как выглядит политический ландшафт сегодня и каким он будет через 5-10 лет – это непредсказуемо», - резюмировала Ливия Паджи.

banner_wsj.gif

674 просмотра

Что кроме еды заказывали казахстанцы в карантин

Онлайн-ретейлеры собрали весенний урожай

Фото: Shutterstock/JP WALLET

Карантин вынудил казахстанцев покупать больше товаров онлайн. Многие магазины ожидают прироста доли продаж в интернете и после возвращения к нормальной жизни. 

Число заказов на marwin.kz, meloman.kz и komfort.kz в марте-апреле выросло почти втрое, сообщили «Курсиву» в пресс-службе группы компаний «Меломан». 

За время карантина двукратный рост показало количество посещений онлайн-площадки сети магазинов электронной и бытовой техники «Мечта». «При этом сильно возросла конверсия, примерно на 500% к прошлому году в количестве заказов. Людям, невзирая ни на что, всегда нужна новая техника», – отметил руководитель интернет-магазина «Мечта» Толеген Ахметов

Продажи WildBerries в Казахстане год к году выросли в три раза в деньгах и в два раза в штуках в марте, а по итогам апреля – более чем в два раза в натуральном выражении и почти вдвое – в деньгах, сообщили в пресс-службе. 

Что в ходу 

В «Меломане» отметили значительный рост спроса на детские игрушки, товары для семейного досуга и творчества – настольные игры, компьютерные игры, художественные материалы, картины по номерам, рукоделие, различные аксессуары для творчества. На площадке komfort.kz был рост продаж строительных и отделочных материалов. 

Клиенты WildBerries во время карантина в основном отдавали предпочтение товарам fashion-категории (одежда, обувь, белье и аксессуары), а также товарам для красоты, дома, спорта и продуктам питания. 

Смартфон и до, и во время карантина оставался самым популярным товаром на сайте сети «Мечта». Также высокий спрос отмечался на ноутбуки в связи с переходом многих казахстанцев на удаленный формат работы и учебы. 

Взрывной рост показали и товары по уходу за вещами: от стиральных машин до утюгов и гладильных досок, а также товары для приготовления пищи: блендеры, настольные грили, мультиварки, микроволновые печи и прочие. Повышенным спросом пользовались пылесосы и триммеры для стрижки волос. 

Шире круг 

Все опрошенные магазины отметили активный приток онлайн-шоперов во время карантина, при этом многие из новых покупателей – старше 45 лет. «Приток клиентов безусловно наблюдался. Если посмотреть в разрезе сегментов, то 45–54 года и 55–64 года выросли сильнее, чем основной сегмент 18–44 года. Но в целом доля сегментов старше 45 лет осталась невелика – порядка 14%», – отметили в ГК «Меломан». 

Увеличение числа новых покупателей WildBerries в Казахстане в апреле составило 629% год к году, а в мае – 745%. «Так же, как и в других странах, мы связываем такой интенсивный рост с тем, что к шопингу в онлайне приобщается все больше жителей страны, в том числе людей из малых и средних населенных пунктов, а также категория покупателей старшего поколения в возрасте 55+», – сообщили в пресс-службе компании.

Сооснователь сервиса по продаже билетов Ticketon.kz Константин Горожанкин констатировал увеличение числа клиентов старшего возраста и до карантина. «В последние месяцы у нас больше всего показывала рост аудитория 65+. Молодое поколение, которое, условно, вышло из институтов сегодня или в последние пять лет, уже без интернета себя не мыслит и практически всё в интернете делает. А более старшее поколение постепенно туда приходит», – сказал Горожанкин. 

Такая тенденция отмечалась не везде. К примеру, наиболее активными пользователями интернет-магазина «Мечта» во время карантина были женщины в возрасте от 25 до 44 лет. 

Практика аврала 

«Меломану» пришлось втрое увеличить штат сборщиков заказов, курьеров и операторов колл-центра, переведя на эту работу сотрудников из офлайна. Также компания во время карантина запустила экспресс-доставку, а в колл-центре стали использовать робота-оператора. 

Руководство сети «Мечта» тоже перевело часть штата из офлайн-магазина в онлайн. «Огромная нагрузка легла на интернет-магазин, так как это был единственный канал сбыта. Мы вовремя приняли решение обучать наших розничных продавцов работать в колл-центре, то есть консультанты становились операторами», – рассказал Толеген Ахметов. Резкий рост спроса на онлайн-покупки и курьерскую доставку в особенности побудил WildBerries увеличить количество сотрудников в Казахстане на 75%, в частности курьеров – более чем в 1,5 раза, сообщили в пресс-службе.

Что дальше 

Прирост сегмента онлайн-продаж безусловно будет, в том числе за счет тех покупателей, которые только познакомились с возможностью онлайна, полагают в «Меломане». «При этом скачкообразный рост онлайн-продаж на 30–40% за три месяца вернется, скорее всего, к стандартному росту в 20–25% в год», – отметили в пресс-службе.
 
В сети «Мечта» также ожидают ускорения роста доли онлайн-продаж. «Карантин стал неким тест-драйвом для всех. Думаю, что первое время будет небольшой спад в онлайне, так как после карантина хочется погулять и потрогать товар, но когда мы придем к привычной для нас жизни без ограничительных мер, то большинство людей, которые получили положительный опыт при покупке онлайн, будут делать это еще чаще, и тем самым доля онлайна станет расти еще быстрее», – прогнозирует Ахметов. 

Тенденция покупать онлайн в Казахстане сохранится и после снятия карантина, но поведение клиентов изменится, прогнозируют в WildBerries. «Покупатели приобщатся к культуре шопинга в интернете, поняв, что это просто и удобно, потому что совершать покупки можно в любое время прямо с телефона, а «бесконечная витрина» интернет-магазинов дает широкий выбор и возможность подобрать наиболее подходящий товар», – отметили в компании. «В ближайшее время потребители будут разумно подходить к покупкам, делать выбор в пользу товаров первой необходимости и снизят свои расходы на дорогостоящие вещи и предметы роскоши», – полагают в WildBerries.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png