Перейти к основному содержанию

4952 просмотра

АГМП: Казахстан может выиграть от ситуации с «Русалом»

Санкции, из-за которых обрушились акции крупнейшего производителя алюминия - компании «Русал», одновременно создали возможности для Казахстана, считает Николай Радостовец

АГМП: Казахстан может выиграть от ситуации с «Русалом»

АГМП: Казахстан может выиграть от ситуации с «Русалом»

Санкции, из-за которых обрушились акции крупнейшего производителя алюминия - компании «Русал», одновременно создали возможности для Казахстана. Такого мнения придерживается исполнительный директор республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) РК Николай Радостовец.

«Сейчас меня встречают и говорят: экономические санкции на Россию - мы наверно пострадаем. А я вам должен ответить, что во всем всегда бывает и обратная сторона. И если люди умеют пользоваться какими-то критическими ситуациями, то они иногда и даже во многих случаях в выигрыше. Говорят, вот акции «Русала» упали. Да. Мы продаем свою продукцию – глинозем «Русалу», но у нас есть долгосрочные контракты, и мне кажется правительство России сейчас займется всеми усилиями, чтобы не сократить рабочие места и производство», - сказал он на пресс-конференции 12 апреля.

Несмотря на риски потери покупателя казахстанского глинозема, по его словам, есть и плюсы в ситуации. В частности, это возможность поиска новых покупателей в Иране и Китае с учетом роста цен.

«Но есть и другой момент, который мы видим: цена на алюминий поднялась на 7%. Мы должны воспользоваться этим. Более того, конечно, менеджеры компаний сейчас должны быть обеспокоены поиском альтернативных вариантов продаж. У нас есть Иран, у нас есть Китай, у нас есть азиатские страны, и нам нужна помощь правительства в межправительственных переговорах, чтобы мы туда (проникли со своим глиноземом), попытались найти альтернативы», - сказал Николай Радостовец.

Представитель АГМП при этом напомнил о том, что при девальвации тенге промышленный сектор, особенно экспортоориентированный, в целом выигрывает.

«Поэтому надо всем нам задуматься. Если эти санкции удешевят даже нашу валюту. Мы видим, что российская валюта дешевеет, альтернативно, что мы можем противопоставить этому? Давайте откроем учебник рыночной экономики Самуэльсона. Там написано, что если дешевеет продукция, рабочая сила в стране – это стимулирует привлечение инвестиций. Конечно, инфляция - это не очень хорошо, но это привлечение инвестиций, и мы должны сказать открыто, что у нас условия очень благоприятные», - сказал он.

«Мы не попадаем под санкции, но если у нас дешевле стоит электроэнергия, дешевый уголь, дешевые товары, которые можно здесь закупить и не столь дорогая рабочая сила – это тоже надо признать, квалифицированная. Мы должны сказать, что наряду с этими экономическими предпосылками мы ведем и достаточно многовекторную политическую политику. В нашей стране работают компании многих иностранных государств и прекрасно работают», - резюмировал Николай Радостовец.

banner_wsj.gif

298 просмотров

Как преодолеть конфликт машин и людей 

Рассказывает управляющий директор Accenture в России и Казахстане 

Фото: Shutterstock

Менеджеры предприятий Казахстана видят роль технологий в развитии бизнеса так же, как их коллеги в других странах. Но есть области, которым в республике уделяется повышенное внимание.  

Облик бизнеса определяют технологии. Но чтобы бизнес мог извлекать максимум пользы из инноваций, менеджменту предстоит переосмыслить взгляды на взаимодействие людей и машин: противоречий накопилось уже достаточно. Растет диссонанс между интересами потребителей, потенциалом технологий и бизнес-амбициями. Сохранение текущего статус-кво приведет только к росту раздражения потребителей и потерям бизнеса. Так cчитают авторы исследования TechnologyVision 2020, проведенного Accenture. 

Участниками масштабного опроса, проведенного в более чем 20 странах, стали несколько сотен руководителей компаний из разных отраслей. Казахстан представляли 50 менеджеров предприятий финансовой сферы, страхования, энергетики и металлургии. Исследователи задали респондентам вопросы, позволяющие раскрыть отношение к пяти ключевым технологическим проблемам, стоящим перед бизнесом, и, если брать шире - перед обществом в целом.  

Анализ ответов показывает: казахстанские руководители, как правило, придерживаются той же точки зрения по отношению к технологиям и путям развития бизнеса, что и их коллеги из других стран. Но есть и отличия, демонстрирующие особенное отношение бизнеса республики к ключевым вопросам технологического развития.  

«Очеловечивание» технологий 

Технологии стали неотъемлемой частью человеческого опыта. С этим согласились 83% опрошенных руководителей (среди респондентов из Казахстана этот показатель несколько меньше - 78%). Очевидность роли технологий подтверждают и потребители. Из 2 тыс. человек, опрошенных Accenture по всему миру, 52% считают, что технологии прочно вошли практически во все аспекты их повседневной жизни, а еще 19% и вовсе рассматривают технологии как продолжение самих себя. 

Солидарны предприниматели Казахстана и остального мира и в отношении к путям дальнейшего развития. Подавляющее большинство участников опроса считает, что для достижения лидерства в новом постцифровом обществе предприятиям необходимо перейти в отношениях со своими заказчиками от клиентской к партнерской модели. При этом изменениям должны подвергнуться и способы взаимодействия людей и технологий, которые предстоит стать более ориентированными на людей.  

Казахстан: повышенное внимание к искусственному интеллекту 

Восприимчивость Казахстана к технологиям демонстрирует и отношение руководителей предприятий республики к искусственному интеллекту (ИИ). Проекты ИИ запускают или внедряют в тестовом режиме 92% предприятий республики (в мире таких компаний заметно меньше – 73%). При этом, согласно ответам респондентов из Казахстана, в подавляющем большинстве случаев внедрение уже осуществлено либо в одном (56%), либо в нескольких (28%) структурных подразделениях.  

К сожалению, несмотря на то, что подавляющее большинство респондентов исследования Accenture из Казахстана (84% против 79% в среднем по миру) признают, что решающее значение для внедрения инноваций в будущем будет иметь взаимодействие между людьми и машинами, технологической квалификации персонала уделяется мало внимания. Только 18% организаций республики готовят персонал к работе с системами на основе технологий ИИ. Эта практика не слишком отличается от мировой. На глобальном уровне подобные меры принимают 23% компаний.  

Зато в Казахстане гораздо чаще, чем в других странах, учитывают необходимость будущего взаимодействия человека и машины при создании систем. Принципы комплексного или человеко-ориентированного проектирования применяют у нас 58% компаний, тогда как в мире таких – только 37%. 

Роботы на свободе 

А вот отношение казахстанских руководителей к проникновению роботов в повседневную деятельность предприятий заметно отличается от среднего по миру. Исследование показывает, что бизнес готов к их активному внедрению. С тем, что робототехника обеспечит возможности для предоставления услуг нового поколения в реальном мире согласно подавляющее большинство опрошенных респондентов из Казахстана – 88% (в среднем по миру с этим согласны 73% респондентов). О готовности начать роботизацию заявили 76% руководителей, причем 28% сообщили о том, что уже используют или планируют использовать роботов в течение ближайшего года, а еще 48% сделают это в течение двух ближайших лет. Всего 2% не планирует воспользоваться плодами роботизации в течение ближайших лет или даже в отдаленной перспективе. В мире же общее число таких респондентов составило целых 20%.     

Более позитивное, чем в остальном мире, отношение к роботам в Казахстане подтверждается и полученной исследователями статистикой. Только 2% руководителей предприятий заявили о том, что на их предприятиях не используются роботы, в то время как в целом по миру доля таких ответов составила 16%. При этом использование роботов в подавляющем большинстве случаев (90% опрошенных респондентов из Казахстана) ограничивается пределами предприятия, и только 8% предприятий позволяют себе «допускать» роботов в неконтролируемые среды. Так же осторожничают и в остальном мире (9% опрошенных). 

Жизнь в эпоху постоянных перемен 

Еще один аспект исследования Accenture затрагивает изменение потребительской модели и отношения к собственности (в том числе – активам предприятий) в эпоху «перманентной бета-версии». Производители ведут доработку и обновление систем многих технических изделий в течение всего их жизненного цикла. Эта проблема касается отнюдь не только цифровых устройств. Она актуальна и для рынков автомобилей, бытовой техники, сложного промышленного оборудования. Более того, при использовании «умных» комплектующих стороннего производителя возникает и проблема их поддержки, которая может оказать прямое влияние на отношение к бренду, выпускающему то или иное изделие. 

Постоянный рост количества обновлений устройств отмечают 94% респондентов исследования из Казахстана. Их необходимость и польза тоже признаются большинством (72%) опрошенных. При этом 47% потребителей предпочли бы приобретать продукты, не требующие обновлений, почти столько же считают, что установка обновлений может привести к возникновению проблем в работе техники. 

Таким образом, потребители пока не совсем готовы к тому, что устройства, находящиеся в их собственности, по-прежнему контролируются производителями. Отметим, что подобное отношение к проблеме «перманентной бета-версии» в Казахстане не слишком отличается от того, что господствует в остальном мире. 

ДНК инноваций 

Подавляющее большинство руководителей компаний в Казахстане уверены: стремительное развитие новых технологий приведет к коренным переменам в их отрасли, а для разработки инноваций предприятиям придется применять новые методы в кооперации с партнерами и сторонними организациями. Наиболее важной областью, задачи которой могут быть решены при помощи исследований, в Казахстане считают энергетику (в мире чаще первой в этом списке называлась такая проблема, как изменения климата). В списке областей жизни и деятельности человека, где наиболее востребованы инновации, называют также устойчивое развитие, обеспечение продовольствием и водой, здоровье и благополучие – особенно актуальные темы сегодня, во время пандемии и глобального экономического кризиса. При этом и казахстанские руководители, и их коллеги в мире считают, что наибольшее влияние на инновационное развитие в их отраслях окажут исследования в области устойчивого развития. Это то, что сегодня нужно всем. 

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif