Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


7344 просмотра

Зачем Казахтелеком купил Chocomart?

Предполагается, что «Казахтелекому» покупка Chocomart даст возможность развивать собственные продукты и решения в области интернет-коммерции

Зачем Казахтелеком купил Chocomart?

Зачем Казахтелеком купил Chocomart?

Недавно состоявшееся объединение онлайн-сервисов Chocotravel и Aviata уже стало одним из важных событий года для казахстанского рынка e-commerce. Но перемены, произошедшие в структуре одной из самых крупных казахстанских интернет-компаний – холдинга Chocofamily – не ограничились этой сделкой. В начале марта стало известно о том, что холдинг продал принадлежавший ему магазин Chocomart, а покупателем стал «Казахтелеком». Сделка была совершена в декабре 2017 года.

О готовности продать Chocomart сооснователь Chocofamily Рамиль Мухоряпов говорил еще год назад, несмотря на то, что по результатам 2016 года сервис вышел в прибыль. Свое решение руководитель холдинга объяснял расстановкой приоритетов. В соответствии с новой стратегией развития руководство холдинга планировало сосредоточить командно-организационные и финансовые ресурсы на ключевых направлениях, в которых занимаемая Chocofamily доля рынка достаточно велика. Это food-рынок, купонный сервис и сервис онлайн-бронирования и покупки авиа- и железнодорожных билетов. В прошлом году холдинг приобрел медицинский онлайн-сервис iDoctor, также обладающий хорошим потенциалом для роста. Развитие интернет-магазина – бизнес капиталоемкий, а затраты окупаются не слишком быстро. К тому же этот бизнес ограничен географически, а в среднесрочных планах Chocofamily еще в прошлом году значился выход за пределы домашнего рынка с сервисами, которые легко масштабировать.

Как сообщил в своем комментарии «Къ» Рамиль Мухоряпов, сделке по продаже Chocomart предшествовали переговоры с потенциальными покупателями, среди которых были и небольшие компании, занимающиеся электронной коммерцией, и достаточно крупные игроки. На финишной прямой в итоге остались «Казахтелеком» и один из банков. «Мы выбрали «Казахтелеком», потому что нам показалось, что интерес с его стороны был более предметным. Кроме того, данный кандидат на покупку оказался быстрее конкурента. Мы верим: у этого игрока есть достаточно ресурсов, чтобы развивать сервис. Хотелось бы, чтобы наши многолетние усилия не пропали даром и чтобы «Казахтелеком» превратил Chocomart в по-настоящему сильный магазин. Мы рады, что сделка состоялась, и надеемся, что покупатель будет мудро управлять интернет-активом. Управление интернет-активами требует особого подхода, не всегда такого, как работа с активами традиционными», – прокомментировал Рамиль Мухоряпов.

Сумма сделки не озвучена, однако известно, что актив достался покупателю в шесть раз дешевле, чем те инвестиции, которые холдинг Chocofamily ранее вложил в его развитие. В свою очередь, «Казахтелекому» покупка Chocomart даст возможность развивать собственные продукты и решения в области интернет-коммерции, а о намерении более активно осваивать данное направление в компании говорят не первый год. По словам г-на Мухоряпова, одним из условий сделки стал переход вместе с сервисом части команды Chocomart. «Мы ожидаем, что в Chocomart будет вложено достаточно ресурсов, и хорошие технологии, гибкая команда и качественный сервис обеспечат успех проекта», – сообщил в комментарии «Къ» сооснователь холдинга.

Что касается перспектив объединенной компании Chocotravel и Aviata, то, по мнению сторон, ее суммарный оборот предположительно составит $100 млн. В настоящее время оба ресурса вместе обеспечивают продажу более 900 тыс. авиабилетов и 400 тыс. железнодорожных билетов в год. Chocofamily holding инвестировал в объединенную компанию 600 млн тенге. В состав наблюдательного совета компании войдут по два представителя со стороны Aviata.kz и Chocofamily и один независимый директор. Пользователям по-прежнему будут доступны оба сайта и приложения.

«Мы в Chocofamily открыты любым партнерствам и объединениям и на пути к IPO, но эта сделка отличается от предыдущих. Там было поглощение, мы покупали команды, происходила культурная интеграция. Здесь речь идет о слиянии равноправных партнеров. Часть команды будет заниматься Казахстаном, часть сосредоточится на международной экспансии. Пример Израиля и Беларуси показывает, что правильно изначально ориентироваться на международный рынок, а не зацикливаться на внутреннем», – считает Рамиль Мухоряпов.

Каждый из участников объединенной компании и раньше предлагал своим клиентам скидки и акции; теперь, считает Рамиль Мухоряпов, будет возможность делать их больше и чаще, поскольку, работая с крупными компаниями, перевозчики более охотно идут на уступки. Раньше команды обоих проектов, по сути, дублировали работу друг друга, объединение дает возможность ускорить процесс разработки и более оперативно предложить клиентам такие продукты, как полная база лоукостеров с прямыми интеграциями, выбор мест на борту.

По просьбе «Къ» г-н Мухоряпов также озвучил планы относительно интернет-магазина контактных линз Lensmark – еще одного сервиса Chocofamily. По словам предпринимателя, предложения о покупке сервиса периодически поступают, и руководство холдинга готово их рассматривать. «Но задачи срочно продать проект перед нами не стоит, потому что Lensmark прибылен, он хорошо растет и занимает порядка 60% онлайн-продаж в своем сегменте», – отметил руководитель Сhocofamily.


1222 просмотра

Как ответственные потребители создают проблемы мировому ритейлу

С начала года в США на банкротство подали несколько игроков мирового уровня

Фото: Stan Honda/ Agence France-Presse/Getty Images

Тренд на покупку одежды секонд хенд оказывает дополнительное давление на ритейлеров, которые и так в нелегком положении.

Винтаж снова в моде – такой вывод можно сделать из результатов ежегодного исследования консалтинговой компании Accenture, посвященного праздничному шопингу. Почти половина респондентов, участвовавших в опросе, заявили, что подумывают подарить подержанную одежду. Еще больше – 56% – сказали, что будут рады получить такие подарки сами.

Как отмечено в исследовании, покупатели теперь смотрят на углеродный след различных вариантов доставки. Половина участников опроса заявили, что из-за негативного воздействия на экологию экспресс-доставки, которая подразумевает использование самолетов, они постараются выбрать менее вредные для окружающей среды медленную доставку или покупку в магазине.

В исследовании Accenture отмечает тренд, который набирает все большую силу, и называет его «ответственной розничной торговлей». Быстрая мода, или одежда, которую надевают всего несколько раз, у западных потребителей больше не в почете.  

Kak otvetstvennye potrebiteli sozdayut problemy mirovomu ritejlu333.jpg

Фото: Daniel Acker/Bloomberg News

Fast fashion

В Германии контейнеры для подержанной одежды установлены практически на каждом углу. День за днем эти контейнеры наполняются вещами, которые людям больше не нужны. Только представьте себе масштабы – полный контейнер каждый день.

Данная кампания помогает собирать гуманитарную помощь для стран с развивающейся экономикой, ненужные изделия отправляются в страны Африки и Азии. Но ситуация такова, что на сегодняшний день уже несколько государств Восточной Африки отказались от подобной помощи. Одежды слишком много.

В течение последних 15 лет продажи одежды по всему миру выросли вдвое, тогда как срок ее службы резко сократился до одного года в среднем. В то же время производство одежды наносит огромный ущерб окружающей среде, доля выбросов CO2 от текстильной промышленности превышает в несколько раз показатели авиации и судоходства и составляет более миллиарда тонн. Мировой океан загрязняется микропластиком из текстильных волокон, в производстве используются токсичные химические вещества. По мнению эксперта Greenpeace Кристин Бродде, сегодня текстильная промышленность – главный фактор климатического кризиса. Защитники окружающей среды уверены, что повышение экологичности текстильного производства автоматически увеличит цену изделий, а это, в свою очередь, будет способствовать спаду покупательской истерии. Как минимум семь мировых брендов, среди которых
H & M, Zara и Adidas, уже обязались заменить вредные вещества, применяемые при производстве одежды, нейтральными.

Быстрая мода – fast fashion, в вину которой вменяют сегодняшнюю ситуацию, появилась в конце 80-х годов XX века. Суть этого направления – максимально использовать меняющиеся вкусы потребителей и в короткие сроки производить новый продукт. Бренды, придерживающиеся данной концепции, делают несколько смен коллекций за сезон в своих магазинах, а маркетологи убеждают покупателей в том, что им необходимо вновь обновить гардероб.

Лидеры быстрой моды – такие крупные компании, как H & M, Forever 21, Inditex Group (бренды Zara, Bershka, Stradivarius). Первенство в использовании этого подхода принадлежит Zara. Именно благодаря fast fashion стал успешным владелец бренда Амансио Ортега, входящий в число богатейших людей мира.

10.jpg

Фото: Levine Roberts/Newscom/Zuma Press

Модные протесты и банкротства

Лондонская неделя моды, которая состоялась в сентябре 2019-го, уже вошла в историю как неделя моды и протестов. Среди тех, кто активно протестовал, было движение Extinction Rebellion («Бунт вымирания»), его представители сначала призывали бойкотировать мероприятие, а затем устроили масштабные акции протеста. Участники движения уверены, что производство одежды наносит серьезный вред окружающей среде, а череда модных показов подстегивает гигантов быстрой моды на создание новых коллекций.

Все показы Лондонской недели моды прошли по расписанию, но в том, что вектор потребления меняется, сомнений уже не остается. Ответственное потребление – один из факторов, оказывающих давление на крупнейших fashion-ритейлеров, которые и так теряют позиции из-за меняющихся покупательских привычек. Например, уход клиентов в онлайн привел к тому, что доля импульсных покупок значительно сократилась.

По данным The Wall Street Journal, которые ссылаются на отчет BDO USA LLP, в 2019 году в США значительно ускорились темпы банкротств и закрытий магазинов по сравнению с предыдущим годом. Отчасти в этом виноват крайне слабый предпраздничный сезон покупок и слабый курортный сезон 2018 года, что в совокупности привело к самым низким показателям розничных продаж с декабря 2009 года.

С начала 2019 года более 20 крупных ритейлеров, владеющих более чем 25 магазинами, объявили о банкротстве. По оценкам BDO, в этом году ритейлеры закроют как минимум 7 тыс. магазинов. Чтобы сократить расходы, ритейлеры отказываются от своих флагманских магазинов и берут в аренду торговые точки меньших размеров в популярных локациях.

Процедура банкротства в большинстве случаев коснулась компаний, которые придерживаются традиционной схемы офлайн-продаж в среднем ценовом сегменте. Компании просто не успели адаптироваться под изменяющиеся условия потребления.

Розничные сети, заявившие о банкротстве и сокращениях площадей в последнее время:

Aerosoles – это компания из Нью-Джерси, занимающаяся производством обуви. Процедура банкротства начата еще в 2017 году. До сих пор не ясно, какие именно из 88 магазинов будут закрыты.

American Apparel – американский бренд одежды закрыл все магазины в США в 2017 году после банкротства. Интеллектуальная собственность бренда была приобретена канадской компанией Gildan Activewear за $88 млн.

BCBG – основанный в Лос-Анд­желесе бренд, торгующий вечерними и коктейльными платьями, объявил о банкротстве в 2017 году. Были закрыты 118 магазинов по всей стране.

Michael Kors – ритейлер заявил о существенном падении продаж и необходимости закрыть 125 магазинов в попытке адаптироваться к электронной коммерции.

Topshop – британская компания планирует закрыть все свои магазины в США после того, как ее материнская компания Arcadia Group объявила о банкротстве.

Gymboree – процесс банкротства начат в январе 2019 года. В планах закрыть большую часть из 900 магазинов, работающих под брендами Gymboree, Janie and Jack и Crazy 8.

Forever 21

Kak otvetstvennye potrebiteli sozdayut problemy mirovomu ritejlu111.jpgФото: Jeenah Moon/Bloomberg News

Самое громкое среди последних банкротств в США – банкротство крупнейшего ритейлера, использующего как раз концепцию fast fashion – Forever 21. Когда-то бренд присутствовал во всех масштабных торговых центрах страны. Но, как и многие, не выдержал конкуренции с электронной коммерцией и изменений привычек покупателей. Во всяком случае, такие причины озвучило руководство компании.

Начав процедуру банкротства, Forever 21 планирует рекапитализировать бизнес и избавиться от большей части убыточных магазинов. Компания прекратит свою деятельность в 40 странах, включая Канаду и Японию. В Соединенных Штатах будет закрыто 178 магазинов, оставшиеся продолжат работу. Также останутся магазины в Латинской Америке.

The Wall Street Journal напоминает, что Forever 21 специализируется на продаже недорогой одежды – средняя цена топа, например, $5, платья – $20. Бренд, предлагающий цены значительно ниже, чем в Topshop, Arcadia Group Ltd. и Zara Inditex SA, всегда пользовался большой популярностью, так как давал возможность выбрать одежду из огромного количества предложений на любой вкус.

Когда после кризиса 2008 года по индустрии прокатилась волна банкротств, Forever 21 только увеличивал свои площади, захватывал все большие помещения, и для того, чтобы в полной мере заполнить их, начал развивать категории мужской одежды, одежды «плюс сайз», белья и аксессуаров. С 2014 по 2018 год количество локаций бренда выросло на 320 точек, включая гигантское двухэтажное помещение площадью более 7 тыс. кв. м в Danbury Fair Mall, в Коннектикуте.

При том колоссальном объеме, на который замахнулась сеть, было очень сложно поддерживать свежим и неповторяющимся дизайн. Одежда становилась скучной. К 2018 году ситуация стала стремительно ухудшаться, и компания объявила о значительном уменьшении трафика. Магазины в Канаде, США и Европе теряли в среднем $10 млн в месяц в течение года. По состоянию на июль 2019 года мировые продажи упали на $1 млрд за 12 месяцев.

Что у нас?

Kak otvetstvennye potrebiteli sozdayut problemy mirovomu ritejlu222.jpg

Фото: John Nguyen/Zuma Press

Грозит ли закрытие магазинов от крупных ритейлеров казахстанскому fashion-рынку? Вряд ли. Большинство из попавших в список банкротов даже не представлены на отечественном рынке. Бренды, пользующиеся наибольшим трафиком в торговых центрах, в свете последних событий приняли активную экологически ответственную позицию и наверняка свои обещания исполнят. Это своего рода гарантия того, что развитие компаний, среди которых Zara, H & M, Adidas, будет продолжаться.

И хотя тренд ответственного потребления в Казахстане пока влияет на ничтожно малое число покупателей – в массе своей отечественные клиенты fashion-ритейла остаются приверженцами быстрой моды – ритейлеры уже используют ответственные практики и на нашем рынке. Бренд H & M, например, практикует в своих магазинах боксы для сбора старой одежды, мотивируя покупателей приносить вещи на переработку и получать за это скидку. Программу по переработке бренд запустил в 2013 году. «Не дайте моде превратиться в мусор. Неважно, насколько изношены или потрепаны вещи. У них все равно есть шанс на новую жизнь», – заявляет H & M на официальном сайте.

Такую же систему планирует внедрить со следующего года группа Inditex.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций