Перейти к основному содержанию

bavaria_seasonX_1200x120.gif


6756 просмотров

Зачем Казахтелеком купил Chocomart?

Предполагается, что «Казахтелекому» покупка Chocomart даст возможность развивать собственные продукты и решения в области интернет-коммерции

Недавно состоявшееся объединение онлайн-сервисов Chocotravel и Aviata уже стало одним из важных событий года для казахстанского рынка e-commerce. Но перемены, произошедшие в структуре одной из самых крупных казахстанских интернет-компаний – холдинга Chocofamily – не ограничились этой сделкой. В начале марта стало известно о том, что холдинг продал принадлежавший ему магазин Chocomart, а покупателем стал «Казахтелеком». Сделка была совершена в декабре 2017 года.

О готовности продать Chocomart сооснователь Chocofamily Рамиль Мухоряпов говорил еще год назад, несмотря на то, что по результатам 2016 года сервис вышел в прибыль. Свое решение руководитель холдинга объяснял расстановкой приоритетов. В соответствии с новой стратегией развития руководство холдинга планировало сосредоточить командно-организационные и финансовые ресурсы на ключевых направлениях, в которых занимаемая Chocofamily доля рынка достаточно велика. Это food-рынок, купонный сервис и сервис онлайн-бронирования и покупки авиа- и железнодорожных билетов. В прошлом году холдинг приобрел медицинский онлайн-сервис iDoctor, также обладающий хорошим потенциалом для роста. Развитие интернет-магазина – бизнес капиталоемкий, а затраты окупаются не слишком быстро. К тому же этот бизнес ограничен географически, а в среднесрочных планах Chocofamily еще в прошлом году значился выход за пределы домашнего рынка с сервисами, которые легко масштабировать.

Как сообщил в своем комментарии «Къ» Рамиль Мухоряпов, сделке по продаже Chocomart предшествовали переговоры с потенциальными покупателями, среди которых были и небольшие компании, занимающиеся электронной коммерцией, и достаточно крупные игроки. На финишной прямой в итоге остались «Казахтелеком» и один из банков. «Мы выбрали «Казахтелеком», потому что нам показалось, что интерес с его стороны был более предметным. Кроме того, данный кандидат на покупку оказался быстрее конкурента. Мы верим: у этого игрока есть достаточно ресурсов, чтобы развивать сервис. Хотелось бы, чтобы наши многолетние усилия не пропали даром и чтобы «Казахтелеком» превратил Chocomart в по-настоящему сильный магазин. Мы рады, что сделка состоялась, и надеемся, что покупатель будет мудро управлять интернет-активом. Управление интернет-активами требует особого подхода, не всегда такого, как работа с активами традиционными», – прокомментировал Рамиль Мухоряпов.

Сумма сделки не озвучена, однако известно, что актив достался покупателю в шесть раз дешевле, чем те инвестиции, которые холдинг Chocofamily ранее вложил в его развитие. В свою очередь, «Казахтелекому» покупка Chocomart даст возможность развивать собственные продукты и решения в области интернет-коммерции, а о намерении более активно осваивать данное направление в компании говорят не первый год. По словам г-на Мухоряпова, одним из условий сделки стал переход вместе с сервисом части команды Chocomart. «Мы ожидаем, что в Chocomart будет вложено достаточно ресурсов, и хорошие технологии, гибкая команда и качественный сервис обеспечат успех проекта», – сообщил в комментарии «Къ» сооснователь холдинга.

Что касается перспектив объединенной компании Chocotravel и Aviata, то, по мнению сторон, ее суммарный оборот предположительно составит $100 млн. В настоящее время оба ресурса вместе обеспечивают продажу более 900 тыс. авиабилетов и 400 тыс. железнодорожных билетов в год. Chocofamily holding инвестировал в объединенную компанию 600 млн тенге. В состав наблюдательного совета компании войдут по два представителя со стороны Aviata.kz и Chocofamily и один независимый директор. Пользователям по-прежнему будут доступны оба сайта и приложения.

«Мы в Chocofamily открыты любым партнерствам и объединениям и на пути к IPO, но эта сделка отличается от предыдущих. Там было поглощение, мы покупали команды, происходила культурная интеграция. Здесь речь идет о слиянии равноправных партнеров. Часть команды будет заниматься Казахстаном, часть сосредоточится на международной экспансии. Пример Израиля и Беларуси показывает, что правильно изначально ориентироваться на международный рынок, а не зацикливаться на внутреннем», – считает Рамиль Мухоряпов.

Каждый из участников объединенной компании и раньше предлагал своим клиентам скидки и акции; теперь, считает Рамиль Мухоряпов, будет возможность делать их больше и чаще, поскольку, работая с крупными компаниями, перевозчики более охотно идут на уступки. Раньше команды обоих проектов, по сути, дублировали работу друг друга, объединение дает возможность ускорить процесс разработки и более оперативно предложить клиентам такие продукты, как полная база лоукостеров с прямыми интеграциями, выбор мест на борту.

По просьбе «Къ» г-н Мухоряпов также озвучил планы относительно интернет-магазина контактных линз Lensmark – еще одного сервиса Chocofamily. По словам предпринимателя, предложения о покупке сервиса периодически поступают, и руководство холдинга готово их рассматривать. «Но задачи срочно продать проект перед нами не стоит, потому что Lensmark прибылен, он хорошо растет и занимает порядка 60% онлайн-продаж в своем сегменте», – отметил руководитель Сhocofamily.


3834 просмотра

Светлана Черненко: «У Казахстана нет какого-то особого, персонального пути развития»

Глава представительства iKS-Consulting в Казахстане поделилась своим видением итогов 2018 года в телекоммуникационной отрасли, проблемах и возможностях

Глава представительства iKS-Consulting в Казахстане Светлана Черненко поделилась с Kursiv.kz своим видением итогов 2018 года в телекоммуникационной отрасли, рассказала о вскрывшихся проблемах рынка и предположила, какие драйверы и вызовы способны вывести телеком Казахстана из застоя в текущем году. 

– Говоря об итогах, нельзя обойти вниманием сделку года, если не сделку десятилетия в телекоме Казахстана. И мы видим, что с ней появился совершенно новый ландшафт в отрасли. Прокомментируйте продажу «Кселл».

– Сделку эту можно комментировать с разных позиций. Например, с сугубо рыночной, а можно и с «макропозиции», то есть с уровня государственного масштаба. Начнем с государственного. Мы все видели, как это происходило – невнятно, непонятно, то есть без каких-то заявлений со стороны регулятора. А хотелось бы, так как сделка очень масштабна. Вообще, КРЕМ мы довольно условно называем регулятором, но на самом деле он таковым для телекома не является. Слишком у него фрагментарная зона ответственности. Так вот, по большому счету, КРЕМ отмолчался, он не пояснил публике, рынку, зачем эта сделка нужна, какую надбавленную стоимость она несет для общества. И это обнажило большую проблему: на рынке как такового отраслевого регулирования де-факто нет. Я уже не раз говорила, что мы, как аналитики, можем подробно описать сделки американских, британских, европейских компаний. Но только не казахстанских. Я продолжаю считать, что все аспекты, связанные с подобными резонансными сделками, должны быть выложены в открытый доступ регуляторами. Мы должны видеть его аргументы. Второе. Сделка показала еще одну серьезную проблему – телеком не является привлекательным для инвесторов. То есть вся эта история длилась почти год и это очень долго. Здесь впору говорить об угрозе инвестиционной привлекательности отрасли. Но это общемировой тренд.

– Получается, что государство в лице «Казахтелекома», купив «Кселл», фактически спасло ситуацию...

– Да, именно. Какой-то серьезной борьбы вокруг актива не было. 

– И как доказательство – дисконт, с которым актив попал в руки «Казахтелекома». В свое время оператор распрощался с 49% за 1,5 миллиард долларов США. Сейчас купил 75% за $446 миллионов.

– Это лишний раз доказывает, что классический телеком теряет привлекательность.

– Светлана, мы говорим о том, что новый ландшафт телекома означает олигополию – порядка 65% рынка принадлежит оператору, который, в свою очередь, контролируется государством. Таким образом, SPO несет в себе большие риски, риски уровня национальной безопасности. Не выгоднее ли государству найти стратегического инвестора, с которым работать будет комфортнее.

– Здесь опять-таки появляется вопрос регулятора, который как бы существует, но он аморфный. На рынке очевидный кризис – структурный, отраслевой, и он не является исключительно казахстанской особенностью – это мировой тренд. Если вернуться к государству и тому, какие у него есть ресурсы для поддержки отрасли, то самый оптимальный, хотя и не самый простой, – это инфраструктурная поддержка. При этом государство становится на сторону активной регуляции отрасли, где-то даже превентивно смотрит на ситуацию, принимает меры. То есть заменяет руку рынка. Наша проблема в том, что государство отстранилось от этой парадигмы и стало, по сути, бизнесменом. А не должно. Отсюда такие перекосы. Причем эта ситуация не есть что-то исключительное для телекома. Мы видим подобные тренды и в банковской сфере, в нефтянке. То, что государство является и арбитром, и игроком, это, по меньшей мере, нечестно. А по большей – такая система не является устойчивой. С другой стороны, на рынке нет конкуренции, за все это время так и не выросли сильные компании, которые могли бы принять участие на равных в борьбе за «Кселл». И теперь у государства нет вариантов, кроме как активно участвовать в функционировании рынка.

– И что дальше?

– Не думаю, что отрасль пойдет по пути саморазрушения. Ну, создался крупный игрок с большими возможностями, с многомиллионной базой. Можно наращивать спектр услуг. 

– Получается, что мы вернулись на 10 лет назад, когда началась либерализация рынка?

– Я бы не назвала эту ситуацию откатом назад, потому что это не какие-то структурные вещи. Мы же не отключаем 4G, не отказываемся от планов развертывать 5G. С точки зрения технологического развития, дела в телекоме Казахстана обстоят очень хорошо.

Я уже говорила о том, что у Казахстана нет какого-то особого, персонального пути развития. Мы движемся исключительно по лекалам мировых трендов. Если мы говорим о парадигме, то сейчас все телекомы по всему миру стоят перед выбором: быть или не быть интегрированными операторами. Пока дела в этом вопросе идут неважно – телекомы очень трудно договариваются с новыми партнерами из смежных отраслей. Это какая-то другая, особая ментальность, разрыв здесь почти непреодолим. Телекомы привыкли к самостоятельности. Но с таким подходом хорошо продается инфраструктура, для сервисов же нужна гибкость. 

– Ну были же попытки?

– Но что в итоге? Зайдите на любой сайт оператора, найдите раздел «Процедура подключения к сети». Я к чему веду? – к тому, что, скорее всего, все останется как есть: кесарю – кесарево, а телекомы будут делать то, что у них лучше всего получается – строить сети, продавать трафик. Но это вовсе не так уж и плохо.

– Светлана, мы вплотную подошли к платформенному подходу, апологетом которого вы являетесь. Все это еще имеет право на жизнь?

– Да, имеет. Но это, опять-таки, выходит за пределы технологий, это умение договариваться, умение строить долговременное сотрудничество, умение делиться. Выйти за рамки стандартной модели телекома – это сильный челлендж. В целом этот подход остается жизнеспособным, некоей эталонной идеей, к которой все стремятся. То есть, я еще повторю, сейчас многие проблемы в телекоме не имеют технологического базиса под собой. Это люди и их слабости.

– И тут мы опять можем вернуться к вашей ключевой идее, что если бы регуляторы были бы зрелыми, то они выстроили бы такие правила игры, когда выгодно было бы договариваться.

– На некоторых рынках это законодательно описано: оператор обязан выделять некую долю ресурсов сторонним игрокам, тем, которые удовлетворяют определенным требованиям. Такой подход привел к появлению виртуальных операторов, самых разнообразных сервисов от третьих компаний в сетях в Европе, США и Азии. У нас это не предусмотрено. Получается, что наших операторов никто не заставляет. А они и не стремятся.

– Светлана, что бы Вы сказали о доходах операторов? Рост в 2018 году был номинальный – всего 2,4%.

– Никто рекордов и не ожидал. Рост в основном происходит не только за счет жонглирования тарифами, но и за счет каких-то новых услуг. Против доходности отрасли играет популизм. Вспомните, в конце прошлого года правительство озаботилось снижением тарифов. При том, что телеком достиг насыщения практически во всех сегментах. Будет ли эффект? Да нет, конечно, не будет. Тарифы равновесные, они приняты рынком, они не вызывают отторжения. А на другой стороне – инвестиционные возможности операторов. Мы все помним 2016 год, когда отрасль попала в очень непростые условиям – фактически встал вопрос ее выживаемости. Но что было бы хорошо отрегулировать – это пресечь действия операторов по превентивному подключению новых тарифных планов. Вот здесь как раз пример того, чтобы роль регулятора была более заметной.

– Предлагаю поразмышлять о том, какие интересные вещи нам стоит ожидать от телекома в 2019 году.

– Если мы говорим об общемировых трендах, то тут следует сказать об интернете вещей. И это не пузырь. Мы видим, как операторы выстраивают ландшафт IoT, и уже в текущем году у нас в Казахстане ожидаются довольно интересные события в этой области. Соответственно, для операторов это может быть как второе дыхание. Это чисто технологическая история, та, в которой телеком силен. И мы об этом говорили ранее. Причем вот здесь небольшое количество операторов и игроков на руку телекому: в этой истории интернета вещей места хватит им всем. В гораздо меньшей степени я вижу эффекты для операторов в части развития каких-то сервисов, основанных на Big Data – я считаю, что это не операторский бизнес.

– А как им получить какую-то синергию от своих накопленных данных?

– Нужно выстраивать какие-то коллаборации с ИТ-компаниями, с банками. 

– А что с 5G?

– Тема непростая. Строить 5G можно только в связке – «оператор+промышленность+государство». Иных рецептов просто не существует. Ведь 5G – это не про голос и не про интернет на смартфоне – это промышленный IoT. И еще это очень дорого. Причем у государства должно быть четкое понимание необходимости внедрения 5G. Это базис для цифровизации, это базис для экономики следующего уклада. В целом же для телекома последующие годы – это возможность переосмысления своего места, если хотите – поиск идентичности в условиях новой парадигмы.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Многие люди уезжают из Казахстана по тем или иным причинам. Почему Вы остаетесь здесь жить?

Варианты

maqanKursiv14fev.jpg

Цифра дня

$22,012
трлн
составил госдолг США, впервые в истории превысив отметку в $22 трлн

Цитата дня

«Достигнутый без труда успех – это несчастье. Можно по наследству богатых родителей получить, но не будет впрок. Я вам заявляю, как поживший человек, опытный: я не видел ни одного счастливого человека-миллиардера, у которого 10-20 миллиардов денег (долларов). Я могу вам привести список миллиардеров, которые покончили жизнь самоубийством и в тюрьмах закончили, потому что просто так данные средства, кажется, не сделают тебя счастливым, а счастливым тебя делает то, что ты горбом заработал и получил это. Сделал, создал свое счастье, свой успех».

Нурсултан Назарбаев
Президент Казахстана

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank