Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


6915 просмотров

Зачем Казахтелеком купил Chocomart?

Предполагается, что «Казахтелекому» покупка Chocomart даст возможность развивать собственные продукты и решения в области интернет-коммерции

Недавно состоявшееся объединение онлайн-сервисов Chocotravel и Aviata уже стало одним из важных событий года для казахстанского рынка e-commerce. Но перемены, произошедшие в структуре одной из самых крупных казахстанских интернет-компаний – холдинга Chocofamily – не ограничились этой сделкой. В начале марта стало известно о том, что холдинг продал принадлежавший ему магазин Chocomart, а покупателем стал «Казахтелеком». Сделка была совершена в декабре 2017 года.

О готовности продать Chocomart сооснователь Chocofamily Рамиль Мухоряпов говорил еще год назад, несмотря на то, что по результатам 2016 года сервис вышел в прибыль. Свое решение руководитель холдинга объяснял расстановкой приоритетов. В соответствии с новой стратегией развития руководство холдинга планировало сосредоточить командно-организационные и финансовые ресурсы на ключевых направлениях, в которых занимаемая Chocofamily доля рынка достаточно велика. Это food-рынок, купонный сервис и сервис онлайн-бронирования и покупки авиа- и железнодорожных билетов. В прошлом году холдинг приобрел медицинский онлайн-сервис iDoctor, также обладающий хорошим потенциалом для роста. Развитие интернет-магазина – бизнес капиталоемкий, а затраты окупаются не слишком быстро. К тому же этот бизнес ограничен географически, а в среднесрочных планах Chocofamily еще в прошлом году значился выход за пределы домашнего рынка с сервисами, которые легко масштабировать.

Как сообщил в своем комментарии «Къ» Рамиль Мухоряпов, сделке по продаже Chocomart предшествовали переговоры с потенциальными покупателями, среди которых были и небольшие компании, занимающиеся электронной коммерцией, и достаточно крупные игроки. На финишной прямой в итоге остались «Казахтелеком» и один из банков. «Мы выбрали «Казахтелеком», потому что нам показалось, что интерес с его стороны был более предметным. Кроме того, данный кандидат на покупку оказался быстрее конкурента. Мы верим: у этого игрока есть достаточно ресурсов, чтобы развивать сервис. Хотелось бы, чтобы наши многолетние усилия не пропали даром и чтобы «Казахтелеком» превратил Chocomart в по-настоящему сильный магазин. Мы рады, что сделка состоялась, и надеемся, что покупатель будет мудро управлять интернет-активом. Управление интернет-активами требует особого подхода, не всегда такого, как работа с активами традиционными», – прокомментировал Рамиль Мухоряпов.

Сумма сделки не озвучена, однако известно, что актив достался покупателю в шесть раз дешевле, чем те инвестиции, которые холдинг Chocofamily ранее вложил в его развитие. В свою очередь, «Казахтелекому» покупка Chocomart даст возможность развивать собственные продукты и решения в области интернет-коммерции, а о намерении более активно осваивать данное направление в компании говорят не первый год. По словам г-на Мухоряпова, одним из условий сделки стал переход вместе с сервисом части команды Chocomart. «Мы ожидаем, что в Chocomart будет вложено достаточно ресурсов, и хорошие технологии, гибкая команда и качественный сервис обеспечат успех проекта», – сообщил в комментарии «Къ» сооснователь холдинга.

Что касается перспектив объединенной компании Chocotravel и Aviata, то, по мнению сторон, ее суммарный оборот предположительно составит $100 млн. В настоящее время оба ресурса вместе обеспечивают продажу более 900 тыс. авиабилетов и 400 тыс. железнодорожных билетов в год. Chocofamily holding инвестировал в объединенную компанию 600 млн тенге. В состав наблюдательного совета компании войдут по два представителя со стороны Aviata.kz и Chocofamily и один независимый директор. Пользователям по-прежнему будут доступны оба сайта и приложения.

«Мы в Chocofamily открыты любым партнерствам и объединениям и на пути к IPO, но эта сделка отличается от предыдущих. Там было поглощение, мы покупали команды, происходила культурная интеграция. Здесь речь идет о слиянии равноправных партнеров. Часть команды будет заниматься Казахстаном, часть сосредоточится на международной экспансии. Пример Израиля и Беларуси показывает, что правильно изначально ориентироваться на международный рынок, а не зацикливаться на внутреннем», – считает Рамиль Мухоряпов.

Каждый из участников объединенной компании и раньше предлагал своим клиентам скидки и акции; теперь, считает Рамиль Мухоряпов, будет возможность делать их больше и чаще, поскольку, работая с крупными компаниями, перевозчики более охотно идут на уступки. Раньше команды обоих проектов, по сути, дублировали работу друг друга, объединение дает возможность ускорить процесс разработки и более оперативно предложить клиентам такие продукты, как полная база лоукостеров с прямыми интеграциями, выбор мест на борту.

По просьбе «Къ» г-н Мухоряпов также озвучил планы относительно интернет-магазина контактных линз Lensmark – еще одного сервиса Chocofamily. По словам предпринимателя, предложения о покупке сервиса периодически поступают, и руководство холдинга готово их рассматривать. «Но задачи срочно продать проект перед нами не стоит, потому что Lensmark прибылен, он хорошо растет и занимает порядка 60% онлайн-продаж в своем сегменте», – отметил руководитель Сhocofamily.


2443 просмотра

Большие против маленьких: выживут ли «магазины у дома»?

«Курсив» поинтересовался у участников рынка, насколько жизнеспособен формат сетей магазинов у дома и каковы шансы превращения разрозненных частных дукенов в цивилизованные сети?

Фото: shutterstock.com

Во время 10-го Международного съезда ритейлеров и поставщиков «Курсив» поинтересовался у участников рынка, насколько жизнеспособен формат сетей магазинов у дома и каковы шансы превращения разрозненных частных дукенов в цивилизованные сети? 

Алмаз Тультаев, основатель торговых сетей «Вкусная Корзинка» и «Ромашка» (семь супермаркетов и 14 магазинов у дома, Тараз) отмечает, что магазины у дома хотя и приносят более скромную прибыль, все же менее подвержены рискам конкуренции – люди привыкли покупать ежедневные товары в определенных локациях, в шаговой доступности, и даже открытие гипермаркета не перетянет на себя уже сформированный трафик. «Супермаркеты за счет большого чека могут генерить большие объемы продаж, при этом сокращается затратная часть в процентном соотношении и там можно зарабатывать деньги, но они больше подвержены конкуренции. Например, открытие гипермаркета заберет достаточно ощутимую долю у крупного магазина. К тому же, если прогадали с локацией, то супермаркет дорого и перенести на новое место», – говорит он.

Управляющий компании «Вкус Маркет» (фирменные магазины компании «Эмиль», производителя молочных продуктов, 40 магазинов в Усть-Каменогорске и ВКО, в планах расширение сети в городах Караганда, Астана, Алматы) Артур Янушевский уверен, что ритейлерам и производителям не стоит забывать о покупателях, потому что именно они «ногами и кошельком голосуют, где и что покупать». Для 60–70% покупателей сейчас главное – цена, но этот тренд будет меняться, люди станут обращать внимание не только на цены, но и на удобство, комфорт и качество.

«Я думаю, сети магазинов сменят традиционные разрозненные магазины у дома не так быстро. Пока четких и равных правил игры для всех нет. Проблема сети в том, что тяжело быть рентабельным и бороться с маленькими магазинами, которые используют всевозможные способы, чтобы зарабатывать как можно больше, при этом не инвестируя ни в оборудование, ни в магазин», – отмечает он.

По мнению совладельца сети мини-маркетов «Наш Маркет» (семь магазинов в Астане), бизнес-консультанта по вопросам розничной торговли Анны Пацюк, отечественные инвесторы считают, что инвестировать в ритейл неинтересно.

«Возможно, в Европе это и неинтересно, поскольку рынок насыщен, но в Казахстане абсолютно отсутствует системный игрок на уровне магазинов у дома. Весь рынок стихийный, огромные обороты идут через калькулятор – если все систематизировать и завязать на общую систему, то это очень выгодные инвестиции», – уверена она.

Также г-жа Пацюк считает, что пока отечественные инвесторы не рассматривают ритейл как интересный и перспективный рынок для инвестиций, соседи могут завоевать этот «кусок», а «через пару лет забрать эту долю станет очень сложно – все будет занято».

«Мы работаем как управляющая компания – все магазины сети «Наш Маркет» принадлежат частным лицам, владелец недвижимости инвестирует в оснащение, которое мы и делаем, все принадлежит ему, мы же берем в управление и в определенных пропорциях, выгодных для нашего партнера, распределяем операционную прибыль. Такой формат привлечения частных инвестиций сложен. Крупные региональные российские сети уже дважды предлагали купить наш бизнес, но мы пока отказываемся – нам хочется, чтобы развивался казахстанский продукт. Мы хотим трансформировать разрозненные магазины в домах в системные. Магазины сети входят в закупочный союз при ассоциации мини-маркетов, и мы вместе консолидируем закупочную силу, чтобы получать более качественные, хорошие условия от поставщиков, в том числе и в цене, и в условиях оплаты. Так мы можем предоставлять покупателю более выигрышные условия и конкурировать с большими игроками», – пояснила Анна Пацюк.

«Казахстанский рынок инертен, и вообще у нас есть какая-то социальная инертность. Димаш Кудайбеген – яркий пример. Его Казахстан не принял, и ему пришлось ехать в Китай и завоевывать там авторитет. Весь мир его принял, и только после этого казахстанцы обратили на него внимание. В торговле у нас то же самое сейчас происходит. Нужна кооперация производителей, небольших магазинов и сетей. Сегодня производители не могут достучаться даже до магазинов у дома – недостаточно производственных мощностей», – уверен основатель торговой сети «Наш Маркет» Бауыржан Нуркенов.

Андрей Подданец, учредитель торговой сети INMART (15 магазинов в Павлодаре и три – в районных центрах) уверен, что существующая емкость рынка позволяет любому формату жить, процветать и зарабатывать.

«Мы представляем российский ритейл (Омская компания «Низкоцен» – порядка 80 магазинов по РФ), на его базе развиваем сеть магазинов в Казахстане. За год с небольшим открываем уже 15-й магазин в Павлодаре, три магазина – в районных центрах. Я думаю, что формат магазинов у дома – успешен. Емкость рынка позволяет, в планах у нас открытие 200 магазинов по Казахстану. На казахстанский рынок иностранные компании приходят потому, что есть свободная ниша и возможность развивать данный формат. Это естественный бизнес-процесс», – уверен он.

Еще один иностранный игрок – белорусская сеть магазинов у дома Kvetka, недавно пришедшая на рынок Казахстана.

«На рынке нам нравится. Мы органически развиваемся, уже открыли девятый магазин, рассматриваем еще концепцию открытия в павильонах торговых центров, где уже присутствуют национальные сети гипер- и супермаркетов. Много интереса у казахстанских национальных и региональных сетей на предмет поставки уже полюбившегося покупателям ассортимента», – отмечает директор сети Кирилл Кирилаш.

Сеть расширяет линейку товаров с коротким сроком хранения, таких как сметана, творог, ряженка.

«Сейчас мы прорабатываем вопрос уникального ассортимента, вплоть до того, чтобы возить сюда из Минска самолетом партии по 500 килограммов регулярно. Условно говоря, это больше имиджевые вещи – еще вчера товар был произведен, а сегодня вечером он уже на полке. Понятно, что стоимость логистики будет отображена в себестоимости и конечной цене для покупателя, но, так или иначе, то, что продукция с коротким сроком доставляется в фирменную розницу, используя авиасообщение, поддержит интерес», – поделился он.

Директор системы универсамов «Бегемот» (60 магазинов в России, Кемерово) Сергей Вилков отметил, что интересны казахстанские производители овощей и фруктов и эксклюзивных товаров, не представленных российскими производителями.

«Как рынок для выхода сети мы Казахстан не рассматриваем, рынок нам не знаком. Видим допускаемые ошибки небольших сетей и понимаем, что это Россия пяти-семилетней давности, но есть и крупные игроки. В РФ рынок жесткий, у крупных сетей есть мощная стратегия доминирования и региональным сетям приходится сложно. Мы стараемся работать с региональными производителями – есть такая тенденция, люди любят потреблять продукты, произведенные в радиусе 200 километров от места проживания, кроме того, чтобы не пересекаться по ассортименту с федеральными сетями, завозим интересные, эксклюзивные продукты», – рассказал он.

Владелец консалтинговой компании Retail-K (Казахстан, Россия), советник по развитию мультиформатной розничной сети «Фрунзе» (Кыргызстан) Евгений Ишин уверен, что формат «магазинов у дома» в Казахстане не слишком активно развивается потому, что это не слишком выгодно.

«Доходной части почти нет – магазины у дома позволяют получать доход только для той семьи, которая занимается этим магазином. Для создания сети, на развитие практически невозможно заработать денег. Нашим магазинам у дома, если они будут развиваться, необходимо достичь определенного уровня объема, чтобы можно было получить хорошие цены от поставщика или хорошие условия, но таких магазинов нет. Доходная часть, которую можно получить от гипер- и супермаркетов, гораздо выше, чем от магазинов у дома, а открывать сеть магазинов у дома намного сложнее, чем один крупный», – пояснил эксперт.

По его мнению, казахстанский рынок еще недостаточно насыщен супермаркетами и гипермаркетами, и этот формат, есть сохранятся существующие темпы, продолжит развиваться в ближайшие три года.

«Потом начнется каннибализм – поглощение слабых сильными, и будет то же, что происходит в России – сетка, заходя в регион, выкупает местную сеть, которая не может «выдерживать удары», и тем самым расширяет свои площади», – отмечает он.

Что касается иностранных сетей магазинов у дома, то они не будут активно заходить на рынок.

«К нам будут приходить «гиперы» и «суперы», магазины у дома сюда приходить не будут – это утопия, либо им нужно иметь много «бесплатных денег», либо им нужны большие склады на границе с Казахстаном, но это маловероятно», – заключил спикер.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Министр образования и науки Куляш Шамшидинова считает, что выпускные вечера школьников не должны выходить за территории школ и уж тем более, превращаться в состязания дорогих нарядов и пышных застолий. Согласны ли вы с ее мнением?

Варианты

Цифра дня

158-е
место
занял Казахстан в рейтинге свободы прессы из возможных 180

Цитата дня

Мой вывод – мы идем правильным курсом. Наш мудрый народ един, государство, как высшая ценность нашей независимости, незыблемо. Поэтому твердо считаю, что досрочные выборы главы государства абсолютно необходимы. Для того, чтобы обеспечить общественно-политическое согласие, уверенно двигаться вперед, решать задачи социально-экономического развития, необходимо снять любую неопределенность.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank