Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


7610 просмотров

Эксперты: В ближайшей перспективе казахстанцы все чаще будут приходить в магазины за эмоциями

По мнению экспертов на развитых рынках ритейлеры не могут конкурировать за счет цены или наличия уникального товара, поэтому компании могут конкурировать только за счет клиентского опыта

Технологическое развитие казахстанского сектора розничной торговли в ближайшие годы будет связано с внедрением решений, которые помогут максимально эффективно удовлетворить ожидания покупателей, касающиеся каналов продажи, наличия информации о продуктах, предоставления консультаций об их использовании. Эффективность бизнеса в сфере ритейла сегодня можно повысить только через улучшение клиентского опыта. К такому мнению пришли участники проходящей в Алматы специализированной конференции Profit Retail Day, посвященной вопросам внедрения умных технологий в секторе розничной торговли и гостеприимства.

По словам генерального директора компании IDNT (Украина) Николая Чумака, все крупные проекты в последние годы связаны с трансформацией розничного бизнеса. Иногда изменения касаются розничных моделей: офлайновый ритейлер идет онлайн, мобильный оператор начинает развивать направление по продаже мобильных телефонов, а не только услуг связи. Радикально целые сегменты ритейла, и лидеры отрасли создают у потребителя принципиально новые ожидания: если клиент, заехав на заправку, выпил хороший кофе, он больше не захочет ходить в плохую кофейню.

В последние годы, отмечает эксперт, серьезные изменения претерпела модель поведения крупнейших онлайн-ритейлеров, которые еще несколько лет назад грозились «убить» офлайновую торговлю. Крупнейшие игроки инвестировали в покупку успешных офлайновых сетей.

«С одной стороны, это открывает перспективы, с другой – создает угрозы. В Америке все ждали, когда офлайн закроется в пользу онлайна, теперь же все ждут, кого следующим купит Amazon. В Америке открылись офлайновые магазины AmazonGo, в котором покупатель может взять товар, а остальной процесс купли-продажи происходит автоматически, по такому же пути идет Alibaba. Совершенно очевидно, что компании, которые еще недавно не думали о сотрудничестве с офлайн-ритейлом, идут по такому пути не затем, чтобы потом закрывать «физические» магазины», - говорит Чумак.

По данным исследований американского рынка, примерно одинаковое количество людей делают покупки в офлайне и в онлайне, а значит, ритейлера необходимо одинаково качественно присутствовать в разных каналах.

Что касается технологий, способных сделать торговый проект более успешным, то по мнению украинского эксперта, ритейлерам не обойтись без решений по геолокации, мультиканальности, внедрению новых сценариев покупки, искусственного интеллекта и чат-ботов. Критически важное значение, особенно для страны с такими большими расстояниями, как Казахстан, имеет логистика. На развитых рынках ритейлеры не могут конкурировать за счет цены или наличия уникального товара, поэтому компании могут конкурировать только за счет клиентского опыта, и как показывает практика, 80% покупателей, к числу которых относятся не только богатые и обеспеченные люди, готовые платить за лучший опыт, но и представители среднего класса.

По мнению участников дискуссии, это справедливо и по отношению к казахстанскому рынку. «Покупатель хочет не просто совершить покупку, но получить обратную связь и сервис на всех уровнях покупки: рассчитываться так, как ему удобно – в магазине и в интернет-магазине, хочет, чтобы ему привезли товар домой или в офис, хочет иметь возможность забрать этот же товар в магазине. И ритейл должен удовлетворить запросы покупателя. Клиенту должно быть удобно работать с информационной системой продавца на всех уровнях, которые предоставляет ритейлер», - считает директор по развитию группы компаний «Меломан» Игорь Василюк.

Современные технологические решения могут удовлетворить самые важные для покупателя приоритеты в сфере торговли. Речь идет о персонализации предложения, простоте и скорости. При этом, отмечает управляющий директор «Лаборатории Касперского» в Центральной Азии Евгений Питолин, желая получить максимум информации о заинтересовавшем продукте, клиент стремится по возможности избежать разглашения личной информации, понимая, что со стороны ритейлера последует поток sms и рассылок.

«Получить максимум, максимально сохраняя конфиденциальность личной информации – это то, чего сегодня хочет казахстанский потребитель», - считает эксперт. При этом внедрение технологичных решений, задача которых заключается в том, чтобы сделать процесс покупки более простым, осложняет пресловутый человеческий фактор. В частности, ситуации, когда, оплатив картой доставку еды, клиент постфактум узнает, что заведение не может принять заказ, происходят не так уж редко и однозначно идут в минус имиджу компании. По мнению г-на Питолина, казахстанский ритейл ждет два тренда. Первый связан с сокращением костов на физическую демонстрацию товара за счет перевода этой статьи расходов в электронную плоскость. Второй тренд довольно активно проявляется уже сегодня и выражается в том, что получив консультацию по интересующему его товару в офлайн-магазине, клиент делает покупку в онлайне. И одним из показателей работы ритейлера станет то, насколько эффективно он сможет привлечь покупателя в свой канал онлайн-продаж, не уступив его конкуренту.

По мнению участников рынка, в ближайшей перспективе казахстанцы все чаще будут приходить в магазины за эмоциями и хорошим настроением, в связи с чем вырастет популярность такого сегмента, как, например, магазины подарков; при этом драйвером роста как самого сектора розничной торговли, так и его технологического наполнения станут представители самой молодой категории покупателей.


2511 просмотров

Большие против маленьких: выживут ли «магазины у дома»?

«Курсив» поинтересовался у участников рынка, насколько жизнеспособен формат сетей магазинов у дома и каковы шансы превращения разрозненных частных дукенов в цивилизованные сети?

Фото: shutterstock.com

Во время 10-го Международного съезда ритейлеров и поставщиков «Курсив» поинтересовался у участников рынка, насколько жизнеспособен формат сетей магазинов у дома и каковы шансы превращения разрозненных частных дукенов в цивилизованные сети? 

Алмаз Тультаев, основатель торговых сетей «Вкусная Корзинка» и «Ромашка» (семь супермаркетов и 14 магазинов у дома, Тараз) отмечает, что магазины у дома хотя и приносят более скромную прибыль, все же менее подвержены рискам конкуренции – люди привыкли покупать ежедневные товары в определенных локациях, в шаговой доступности, и даже открытие гипермаркета не перетянет на себя уже сформированный трафик. «Супермаркеты за счет большого чека могут генерить большие объемы продаж, при этом сокращается затратная часть в процентном соотношении и там можно зарабатывать деньги, но они больше подвержены конкуренции. Например, открытие гипермаркета заберет достаточно ощутимую долю у крупного магазина. К тому же, если прогадали с локацией, то супермаркет дорого и перенести на новое место», – говорит он.

Управляющий компании «Вкус Маркет» (фирменные магазины компании «Эмиль», производителя молочных продуктов, 40 магазинов в Усть-Каменогорске и ВКО, в планах расширение сети в городах Караганда, Астана, Алматы) Артур Янушевский уверен, что ритейлерам и производителям не стоит забывать о покупателях, потому что именно они «ногами и кошельком голосуют, где и что покупать». Для 60–70% покупателей сейчас главное – цена, но этот тренд будет меняться, люди станут обращать внимание не только на цены, но и на удобство, комфорт и качество.

«Я думаю, сети магазинов сменят традиционные разрозненные магазины у дома не так быстро. Пока четких и равных правил игры для всех нет. Проблема сети в том, что тяжело быть рентабельным и бороться с маленькими магазинами, которые используют всевозможные способы, чтобы зарабатывать как можно больше, при этом не инвестируя ни в оборудование, ни в магазин», – отмечает он.

По мнению совладельца сети мини-маркетов «Наш Маркет» (семь магазинов в Астане), бизнес-консультанта по вопросам розничной торговли Анны Пацюк, отечественные инвесторы считают, что инвестировать в ритейл неинтересно.

«Возможно, в Европе это и неинтересно, поскольку рынок насыщен, но в Казахстане абсолютно отсутствует системный игрок на уровне магазинов у дома. Весь рынок стихийный, огромные обороты идут через калькулятор – если все систематизировать и завязать на общую систему, то это очень выгодные инвестиции», – уверена она.

Также г-жа Пацюк считает, что пока отечественные инвесторы не рассматривают ритейл как интересный и перспективный рынок для инвестиций, соседи могут завоевать этот «кусок», а «через пару лет забрать эту долю станет очень сложно – все будет занято».

«Мы работаем как управляющая компания – все магазины сети «Наш Маркет» принадлежат частным лицам, владелец недвижимости инвестирует в оснащение, которое мы и делаем, все принадлежит ему, мы же берем в управление и в определенных пропорциях, выгодных для нашего партнера, распределяем операционную прибыль. Такой формат привлечения частных инвестиций сложен. Крупные региональные российские сети уже дважды предлагали купить наш бизнес, но мы пока отказываемся – нам хочется, чтобы развивался казахстанский продукт. Мы хотим трансформировать разрозненные магазины в домах в системные. Магазины сети входят в закупочный союз при ассоциации мини-маркетов, и мы вместе консолидируем закупочную силу, чтобы получать более качественные, хорошие условия от поставщиков, в том числе и в цене, и в условиях оплаты. Так мы можем предоставлять покупателю более выигрышные условия и конкурировать с большими игроками», – пояснила Анна Пацюк.

«Казахстанский рынок инертен, и вообще у нас есть какая-то социальная инертность. Димаш Кудайбеген – яркий пример. Его Казахстан не принял, и ему пришлось ехать в Китай и завоевывать там авторитет. Весь мир его принял, и только после этого казахстанцы обратили на него внимание. В торговле у нас то же самое сейчас происходит. Нужна кооперация производителей, небольших магазинов и сетей. Сегодня производители не могут достучаться даже до магазинов у дома – недостаточно производственных мощностей», – уверен основатель торговой сети «Наш Маркет» Бауыржан Нуркенов.

Андрей Подданец, учредитель торговой сети INMART (15 магазинов в Павлодаре и три – в районных центрах) уверен, что существующая емкость рынка позволяет любому формату жить, процветать и зарабатывать.

«Мы представляем российский ритейл (Омская компания «Низкоцен» – порядка 80 магазинов по РФ), на его базе развиваем сеть магазинов в Казахстане. За год с небольшим открываем уже 15-й магазин в Павлодаре, три магазина – в районных центрах. Я думаю, что формат магазинов у дома – успешен. Емкость рынка позволяет, в планах у нас открытие 200 магазинов по Казахстану. На казахстанский рынок иностранные компании приходят потому, что есть свободная ниша и возможность развивать данный формат. Это естественный бизнес-процесс», – уверен он.

Еще один иностранный игрок – белорусская сеть магазинов у дома Kvetka, недавно пришедшая на рынок Казахстана.

«На рынке нам нравится. Мы органически развиваемся, уже открыли девятый магазин, рассматриваем еще концепцию открытия в павильонах торговых центров, где уже присутствуют национальные сети гипер- и супермаркетов. Много интереса у казахстанских национальных и региональных сетей на предмет поставки уже полюбившегося покупателям ассортимента», – отмечает директор сети Кирилл Кирилаш.

Сеть расширяет линейку товаров с коротким сроком хранения, таких как сметана, творог, ряженка.

«Сейчас мы прорабатываем вопрос уникального ассортимента, вплоть до того, чтобы возить сюда из Минска самолетом партии по 500 килограммов регулярно. Условно говоря, это больше имиджевые вещи – еще вчера товар был произведен, а сегодня вечером он уже на полке. Понятно, что стоимость логистики будет отображена в себестоимости и конечной цене для покупателя, но, так или иначе, то, что продукция с коротким сроком доставляется в фирменную розницу, используя авиасообщение, поддержит интерес», – поделился он.

Директор системы универсамов «Бегемот» (60 магазинов в России, Кемерово) Сергей Вилков отметил, что интересны казахстанские производители овощей и фруктов и эксклюзивных товаров, не представленных российскими производителями.

«Как рынок для выхода сети мы Казахстан не рассматриваем, рынок нам не знаком. Видим допускаемые ошибки небольших сетей и понимаем, что это Россия пяти-семилетней давности, но есть и крупные игроки. В РФ рынок жесткий, у крупных сетей есть мощная стратегия доминирования и региональным сетям приходится сложно. Мы стараемся работать с региональными производителями – есть такая тенденция, люди любят потреблять продукты, произведенные в радиусе 200 километров от места проживания, кроме того, чтобы не пересекаться по ассортименту с федеральными сетями, завозим интересные, эксклюзивные продукты», – рассказал он.

Владелец консалтинговой компании Retail-K (Казахстан, Россия), советник по развитию мультиформатной розничной сети «Фрунзе» (Кыргызстан) Евгений Ишин уверен, что формат «магазинов у дома» в Казахстане не слишком активно развивается потому, что это не слишком выгодно.

«Доходной части почти нет – магазины у дома позволяют получать доход только для той семьи, которая занимается этим магазином. Для создания сети, на развитие практически невозможно заработать денег. Нашим магазинам у дома, если они будут развиваться, необходимо достичь определенного уровня объема, чтобы можно было получить хорошие цены от поставщика или хорошие условия, но таких магазинов нет. Доходная часть, которую можно получить от гипер- и супермаркетов, гораздо выше, чем от магазинов у дома, а открывать сеть магазинов у дома намного сложнее, чем один крупный», – пояснил эксперт.

По его мнению, казахстанский рынок еще недостаточно насыщен супермаркетами и гипермаркетами, и этот формат, есть сохранятся существующие темпы, продолжит развиваться в ближайшие три года.

«Потом начнется каннибализм – поглощение слабых сильными, и будет то же, что происходит в России – сетка, заходя в регион, выкупает местную сеть, которая не может «выдерживать удары», и тем самым расширяет свои площади», – отмечает он.

Что касается иностранных сетей магазинов у дома, то они не будут активно заходить на рынок.

«К нам будут приходить «гиперы» и «суперы», магазины у дома сюда приходить не будут – это утопия, либо им нужно иметь много «бесплатных денег», либо им нужны большие склады на границе с Казахстаном, но это маловероятно», – заключил спикер.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Министр образования и науки Куляш Шамшидинова считает, что выпускные вечера школьников не должны выходить за территории школ и уж тем более, превращаться в состязания дорогих нарядов и пышных застолий. Согласны ли вы с ее мнением?

Варианты

Цифра дня

900 000
тенге
примерная сумма каждого потребительского кредита казахстанцев

Цитата дня

В эти дни я получаю много писем от наших граждан, для которых оказалось неожиданным мое решение остановить свои полномочия. Некоторые сожалеют о моем решении. Даже получаю письма с предложением идти на новые выборы. Я благодарю за такое отношение и благодарен за доброе ко мне отношение, хочу низко поклониться и поблагодарить всех сограждан за такую любовь и такое отношение!

Нурсултан Назарбаев
экс-президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank