Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


11348 просмотров

Ритейл: потребительский спрос восстанавливается

По традиции «Къ» публикует мнения игроков рынка: каким был для них уходящий год и чего они ожидают уже в следующем году

Ритейл, пожалуй, одна из неизменно растущих отраслей. По итогам 11 месяцев объемы ритейла достигли уже 7,77 трлн тенге - сразу на 15,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года, а с учетом инфляции, рост физических объемов розничной торговли составил 6,1%. По традиции «Къ» публикует мнения игроков рынка: каким был для них уходящий год и чего они ожидают уже в следующем году.

Немного статистики

Согласно исследованиям, опубликованным на energyprom.kz, по итогам 2016 года реальный годовой рост составлял всего 2%, по итогам 2015 - и вовсе наблюдался спад объемов на 2,5%. Растет и оптовая торговля, хотя и не столь быстрыми темпами. За январь-ноябрь ее объемы достигли 17,08 трлн тенге - на 7,7% больше, чем в аналогичном периоде годом ранее. Реальный рост составил с учетом инфляции всего 1,2%, но по сравнению с прошлым годом - и это позитивный показатель. Так, по итогам 2016 года в оптовой торговле отмечался спад показателей на 4% к 2015 году (ИФО - 96%).

Валовая добавленная стоимость торговли достигла по итогам января-сентября 2017 года 5,3 трлн тенге - на 3% больше, чем годом ранее. Это лучше прошлогодних показателей: по итогам 2016 года ВДС торговли показывала спад на 2% к 2015 году. Впрочем, общий реальный рост ВВП РК в текущем году (за 3 квартала) составлял 4,3%.

Таким образом, несмотря на рост, доля оптовой и розничной торговли в ВВП страны составила по итогам 3 кварталов всего 15,7% (для сравнения, по итогам 2016 года было 16,8%, в 2015 - 17,1%).

В целом - это позитивный результат, так как доля торговли сократилась не за счет спада в отрасли, а за счет усиленного роста реального сектора: так, ВДС в сфере производства товаров достигла по итогам января-сентября текущего года 12,81 трлн тенге, сразу +6,8% к аналогичному периоду годом ранее, что составило уже 37,6% от ВВП, против 36,5% по итогам 2016 года.

В 3 квартале 2017 года КС МНЭ РК было проведено выборочное обследование 1 465 торговых предприятий, в том числе 621 предприятие розничной торговли (42% от общего числа опрошенных), 832 - оптовой торговли (57%) и 12 - торгового посредничества (1%).

По сравнению с предыдущим кварталом, по оценкам респондентов, торговая сеть несколько изменилась. Так, об увеличении числа торговых точек заявили 2% оптовиков и 2% предприятий ритейла, о росте торговых площадей - 1% оптовых и 2% розничных торговых компаний. Уменьшение числа торговых точек наблюдается для 2% оптовых и 4% розничных предприятий, сокращение площадей - для 2% оптовых и 3% розничных.

В IV квартале 2017 года, по мнению предпринимателей, ожидается улучшение экономической конъюнктуры торговых предприятий.

У самих же участников рынка мнения несколько разделились. Кто-то отмечает существенный рост, кто-то, напротив, заверяет: год был тяжелым.

ТРЦ и техника

«Показатели 2017 года отличаются положительной динамикой по сравнению с предыдущим периодом. Ключевые изменения - это увеличение посещаемости до 38% в месяц, и, соответственно, рост оборота до 20%, средний чек сохранил уровень прежнего года.

В предстоящем 2018 году мы ожидаем рост посещаемости и продаж, что связано с трендом роста экономики внутри страны. Поведение потребителя стало более лояльным к импульсивным покупкам, позитивная тенденция уверенности в завтрашнем дне и отсутствие острой необходимости в накоплениях», - отметил директор ТРЦ «MART» и ТК «MART Village», Руслан Ерекешев.

Бытовую технику, как оказалось, казахстанцы тоже достаточно активно покупали.

«2017 год можно назвать годом активного роста и восстановления. Прирост отдельных категорий техники составил от 30% до 50%. Тот отложенный спрос, который был в период волатильности обменного курса, реализовался в 2017 году. Можно также говорить о восстановлении потребительского доверия и уверенности населения в стабильной экономической ситуации. Объемы компании значительно приросли за счет роста рыночной доли, увеличения средней цены и торговых площадей. Средний чек также увеличился, при этом доля продаж по кредиту выросла.

Я не вижу каких-либо обозримых угроз и вызовов для рынка. Считаю, что будет рост, но с меньшей динамикой по отношению высокой базе в 2017 году. Уверен, что главным трендом будет рост онлайн-продаж, а основными драйверами станут смартфоны. Их доля превысит 45% от всего рынка бытовой техники и электроники», - поделился мнением коммерческий директор АО «Technodom Operator» Сергей Ким.

Сладости и радости

«Для казахстанских кондитеров год был хорошим – все отечественные производители демонстрируют в этом году рост в среднем от 10% до 20%. В принципе, продается весь ассортимент и существенных изменений в структуре потребления не замечаем. Как обычно, сохранилась сезонность – летом чаще продолжают покупать карамель, зимой шоколадную продукцию. Перед новым годом, преимущественно шоколад, шоколадные конфеты, различные наборы и новогодние подарки. У нас население растет, в среднем, на 3% в год и, соответственно, растет и потребление. В основном, рост объемов произошел в основном за счет роста экспорта, понемногу отвоевываем рынок у импортеров. В сравнении с 2016 годом мы «отвоевали» - 2-3% рынка – было примерно 49% стало порядка 51%. Новых игроков, если говорить о казахстанских, то их не прибавилось, а если об иностранных, то стоит отметить, что сильно выросла доля «КДВ-групп» (пищевой холдинг, специализирующийся на выпуске снэков и кондитерских изделий, один из крупнейших в России. Производит более 50 тонн кондитерских и снековых изделий в час) – они наращивают обороты, для Украины Казахстан по прежнему является одним из основных покупателей, но новичков тоже нет.

По 2018 году есть желание сохранить динамику, планы у всех компаний – рост. Но, я думаю, он не будет столь динамичным. Потому что основной рост у нас был за счет «дорогого рубля», что позволило отечественным импортерам иметь курсовое преимущество. Но оно было временным и исчерпало свой эффект – в течение года мы видим, что рубль стабильно держится на уровне 5,7-5,8 тенге за рубль. Теперь будем различными маркетинговыми мерами повышать лояльность отечественного производителя, запускать рекламные компании. Будем выводить новинки и думаю, что доля на отечественном рынке будет расти, полагаю, что рост будет в пределах 5-10%. В целом, динамика замедлится. Из новинок – фабрика «Баян-Сулу» в ноябре запустила две линии абсолютно нового продукта в Казахстане – аналог «Марса», «Сникерса», «Твикса», думаю, что в течение следующего года продукт распробуют», - рассказал президент ассоциации кондитеров Казахстана Алихан Тагатбек.

Что же касается интересного проведения досуга, то для крупного игрока год оказался достаточно сложным.

«Мы считаем, что этот год был самым трудным за всю нашу тридцатилетнюю историю. У нас ощущение, что спрос покупательский стал пониже, люди вынуджены гораздо более тщательно подходить к выбору товара – ищут товар подешевле, при этом, естественно, не хотят сильно потреять в качестве. Покупатели, которые готовы переплачивать, как это было раньше, за сервис, удобное расположение, приятно пахнущие магазины и торговые центры – их стало существенно меньше. И мы вынуждены перестраивать свою товарную матрицу и активнее, чем раньше, завозить товары, которые произведены в Южной, развитой части Китайской Республики. Раньше наши покупатели смотрели на это без энтузиазма, но сейчас чувствуется, что многие вынуждены идти на такой компромисс. Самый яркий пример на наших полках: в прошлом году из сегмента детских игрушек, конструкторов мы были одним из редчайших сетей в мире, где в продаже было только «Lego» - дорогой, но очень качественный датский бренд. С конца прошлого года, а в этом году особенно активно мы заводим конкурирующие с этим брендом другие конструкторы: польский «Kobi», который примерно на 25-30% дешевле и известные китайские конструкторы «Banbao», и то и другое покупают, при этом и «Lego» покупают, но меньше. У наших покупателей стало больше выбора – наверное, это хорошо, потому, что и дети тоже разные. Книги продолжают радовать и удивлять – мы уже больше 10 лет исходим из того, что вот-вот на них начнется спад интереса. Все переходят на электронные книги. Но продажи книг продолжают расти – в среднем за последние годы мы ежегодно наблюдаем рост продаж книг на 10%.

Чек в наших магазинах ощутимо упал, примерно на 25% в сравнении с прошлым годом, но количество покупателей гораздо больше, чем в 2016 году. Оборот в сравнении с прошлым годом идет на 7-8% больше, чем в прошлом. Рост есть, он экстенсивный – площадей стало больше. В «штуках» мы продали товаров больше, но так как мы стали продавать более дешевые товары наша наценка меньше и это сказывается на конечном результате. По-прежнему продолжает расти объем онлайн продаж, хотя скорость роста замедлилась, примерно 5% от общего оборота составляют интернет продажи. В конце 2016 года понимали, что 2017 будет тяжелым и наши прогнозы совпали.

В следующем году мы особо не планируем расширяться, самые нерентабельные магазины будем сокращать – мы согласны с людьми, которые про розницу в Казахстане говорят, что идет укрупнение: сети избавляются от небольших и неудачных магазинов и наращивают площади в успешных. Мы надеемся, что стабилизация на рынке цен на нефть должна маленько успокоить наших покупателей. Последние лет 10-15 мы ощущаем – когда цена на нефть хорошая, у нас у покупателей настроение лучше, и они готовы тратить больше. Когда тенденция цен на нефть не хорошая, люди начинают придерживать деньги и думают не о том, чтобы ходить по нашим магазинам. Мы надеемся, что в этом плане будет получше, но твердо разделяем мнение, что хороших и богатых лет, как были уже не будет и в любом случае нужно сокращать издержки, менее рентабельные магазины. Из неприятного – у нас не будет достаточно денег, чтобы развивать компанию, инфраструктуру, покупать программы, без чего крайне тяжело выживать на сегодняшний день. Пока не удается заработать достаточно денег, чтобы идти в ногу с прогрессом. Так что, в этом плане год тоже будет тяжелым. Продолжим делать магазины, где всем членам семьи интересно. В этом плане чувствуется, что то ли у людей больше времени стало, то ли они стали больше уделять внимания развитию своих творческих способностей – спроса на товары для хобби и творчества, настольные игры и прочие товары для досуга набирают оборот и есть ощущение, что доля таких товаров продолжит расти», - рассказал акционер группы компаний «Меломан» Александр Дериглазов.

Фрашчайзинг

«2017 год был не таким легким для франчайзинга. Этому способствовало всеобщая стагнация экономики, снижения потребления и в целом снижение рынка. Кризис задел и франчайзинг, и поэтому мы могли наблюдать закрытие ряда франчайзинговых точек.

Конечно, это не было массовым явлением, как в других сегментах. Но, тем не менее, это сказалось, например, в перегретых секторах как общественное питание и ритейл. В качестве примера можно привести закрытие одной из точек «Шоколадница» и магазина «Carrefour». Ряд компаний отказались от формы франчайзинга, перейдя на старую систему. Это коснулось и сектора недвижимости, который переживает не лучший период.

Поэтому мы не можем говорить о приходе каких-то мировых знаковых брендов. Но зато можем сказать о том, что ряд наших компаний добились успеха и стали переходить на франчайзинговые системы. Некоторые бренды готовят выход своих франшиз. А такие бренды, как сеть кофейни «Sabayon», продают уже свою франшизу на рынки СНГ и Китая.

Статистику всегда трудно приводить, потому что не было крупного исследования по франчайзингу в Казахстане, но примерно можно сказать, что франчайзинг не сильно потерял в этом году. На место выбывших, прибыли другие, что говорит о большем потенциале рынка.

Я бы охарактеризировал этот год для франчайзинга как стабильный. Мы, конечно же, не можем анонсировать выход компаний на наш рынок, пока не получим официального подтверждения, но хотелось бы сказать, что рынок иностранных франшиз у нас достаточно укомплектован, хотя мы и ждем несколько интересных концепций мирового уровня. Сегодня рынок франшиз так быстро трансформируется, что крупны гигантов активно теснят новые концепции. Новое время задает новые вызовы, а значит многим франшизам, работающим по старинке, приходится приспосабливаться к новым веяниям. И казахстанский рынок не останется в стороне. Мы активно развиваем местное содержание и прилагаем все усилия для того, чтобы доля отечественных франшиз увеличивалась. Сегодня доля отечественных франшиз на рынке не более 20%, хотя в развиты странах цифры доходят на 90%. Нам нужно еще много работать. В целом, кризис оказывает и позитивное влияние, в силу недостатка средств компаниям сегодня выгодней развиваться через франчайзинг. Так было в истории, так, думаю, будет и у нас. Плюс, большие надежды мы связываем с программой массового предпринимательства и программами кредитования «Даму». Также мы активно работаем с акиматами в плане информационной поддержки, что дает уже результаты в виде появления новых региональных франшиз.

В 2018 году мы ожидаем небольшой рост, осторожный оптимизм - 10-15%. Сегодня у нас работаю около 400 франчайзинговых систем, а сам рынок оценивается в районе $2.2-2.5 млрд», - поделился наблюдениями президент казахстанской ассоциации франчайзинга Бекнур Кисиков.

E-commerce

«2017 год однозначно был очень успешным для e-commers в Казахстане по нескольким причинам. Во-первых, впервые e-commerce в Казахстане, именно казахстанский внутренний e-commerce, превысил 1 млн доллоров, причем в долларовом эквиваленте, что говорит об очень хороших показателях. Если смотреть, сравнивать со странами бывшего Союза - мы сейчас 3 рынок после России и Украины, опережая все остальные страны, причем опережая практически все остальные страны вместе взятые.

Электронная коммерция – это, наверное, один из немногих сегментов в Казахстане, который растет из года в год, наши кризисные последние годы, при этом растет не только в тенге, но и в долларовом эквиваленте, что говорит о том, что он действительно растет выше всего остального рынка.

В этом году казахстанские интернет-компании внезапно поняли, что они стали уже достаточно большими для Казахстана, выросли из коротких штанишек и стали смотреть на Среднюю Азию в целом. Особенно, в связи с тем, что произошли достаточно сильные изменения в Узбекистане. Очень многие казахстанские бренды сейчас выходят на узбекский рынок и заодно выходят и на киргизский и таджикский. В частности, можно вспомнить такие компании как «Ticketon», который в этом году вышел сразу в четыре страны Средней Азии. Еще можно вспомнить такие компании как группу компаний «Choco», которая тоже выходит в Среднюю Азию, «Колеса» разговаривают с Узбекистаном. Очень много казахстанских игроков выходит туда.

Я думаю, что в 2018 году будет много новостей как раз про Среднюю Азию. Для Казахстана это большой шаг, потому что в Средняя Азия - это 73 млн человек. На минуточку - это как половина России и понятно, что для нас это очень большой рынок или 18 млн в Казахстане или 73 млн в Средней Азии. Однозначно - это более вкусный рынок.

Что ожидает 2018 году? Во-первых, я считаю, что ассоциация казахстанского интернет-бизнеса проделала огромную работу вместе с «Атамекен». На следующий год мы пролабировали много сильных вещей. Недавно президент подписал Налоговый кодекс и, если нас не обманули, то в нем должна появиться строчка о том, что интернет-магазины с будущего года освобождаются от НДС. Это даст огромный толчок рынку. Кроме тог, мы пролабировали огромнейший PR в рамках всей страны именно e-commerce и интернет-коммерции и интернета в целом. На улицах наших городов появятся вместо социальной рекламы билборды такого содержания: нужно платить штраф - плати через интернет, нужно оплатить коммунальные услуги - плати через интернет, хочешь пойти в кино или театр – ищи билеты в интернете. Мы будем всячески говорить людям, что надо все делать через интернет. Почему это нужно? Да потому, что мы, в отличии от России, в 7 раз хуже покупаем в интернете, то есть количество людей, которые находятся в Интернете у нас и в России практически одинаковы – проникновение равное. Но в России онлайн покупает 70% находящихся в интернете, у нас только 10%. Нужно срочно менять эту цифру. Я уверен, что в 2018 году рост e-commerce продолжится, продолжится появление новых игроков, но все же, все больше и больше ресурсов будут забирать крупнейшие игроки, они просто будут постепенно монополизировать рынок в своих сегментах - это нормальная практика для интернета. Сильная капитализация крупнейших игроков будет продолжаться. Ранок вырастет минимум на 30%, а максимум на 50%», - рассказал президент ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции Константин Горожанкин.

Орехи-ягоды

«В 2017 году ассоциация подготовила две дорожные карты развития, «Жаңғақ-2050» - развитие орехоплодной отрасли и «Жидек-2050» развитие плодово-ягодной отрасли. Мировое потребление орехов ежегодно растет. В Республике наибольшее количество орехов произрастает разрознено, в основном в личных подсобных хозяйствах. Крестьянские и фермерские хозяйства только начинают возделывать сады, за последние два года крупными сельхозпроизводителями только в Алматинской области посажено около 250 га промышленных садов грецкого ореха. В этом же году в селе Тургень Енбекшиказахского района Алматинской области проведена закладка первого экспериментального демонстрационного орехового сада в Казахстане на 20 гектарах. В нем высажены 19 сортов грецких орехов и 12 сортов фундука. Закладка демонстрационного сада – это важное агротехническое мероприятия, позволяющее вести научную работу по районированию сортовых саженцев. Посаженные сады дадут первый урожай через 5-7 лет. Тот же орех, что мы видим на прилавках, прибывает из Китая, Ирана, Кыргызстана. Развитие орехоплодной и плодово-ягодной отраслей Казахстана к 2050 году будет приносить ежегодный доход от производства, переработки и экспорта орехов и ягод около 350 млн долларов.

В данный момент разговор об экспорте не идет поскольку промышленные ореховые сады только стали возделывать в Казахстане, а посадка ягодников занимает небольшую территорию, и объем собранных ягод не покрывает требования внутреннего рынка. В то же время перспективные сорта персиков, абрикосов и сливы дают хороший урожай и именно эти плоды уходят на рынок стран СНГ и Китая. Если говорить в целом, для нашей отрасли 2017 год был достаточно успешным», - отмечает председатель правления Казахстанской ассоциации производителей и переработчиков орехов и ягод Сергей Терещенко.

Что касается 2018 года, то в планах ассоциации реализация дорожных карт развития «Жаңғақ -2050» и «Жидек-2050», разработка и реализация эффективной инвестиционной политики отрасли, разработка системы сертификации орехоплодной и ягодной продукции, проведение областных, республиканских и международных семинаров, круглых столов и конференций для обучения специалистов, создание полевой школы ореховодов «Алтын жаңғақ». Кроме того запланирована закладка питомников в Южно-Казахстанской, Алматинской и Жамбылской областях для проведения агробиологических работ по районированию высокопродуктивных сортов орехоплодных и ягодных культур (с применением технологий in vitro, зимней и летней окулировки саженцев) общей площадью 100 га, с современной материально-технической базой для обеспечения выращивания качественного сортового посадочного материала в количестве 1 млн штук.


1566 просмотров

Государство и бизнес обсудили перспективы роста электронной торговли

Объем онлайн-торговли Казахстана за год вырос на 23,2%

Фото: Shutterstock

В Алматы по инициативе Ассоциации «Цифровой Казахстан» прошла встреча, на которой крупнейшие игроки отрасли и регулятор обсудили перспективы развития e-commerce в стране.

По прогнозам, к 2020 году объем электронной торговли в мире может достичь 10 трлн долларов. При этом, цифровая торговля растет опережающими темпами, вытесняя традиционную торговлю.

Уже сегодня e-commerce вносит большой вклад в экономику Казахстана, поэтому так важно обеспечить сбалансированное регулирование этой сферы. Как лучше взаимодействовать бизнесу и государству? Этот вопрос стал центральной темой круглого стола «Будущее e-commerce в Казахстане – совпадают ли цели регулятора и бизнеса?».

Еще одной из важных тем для обсуждения стал проект Правил внутренней торговли, по отдельным положениям которых бизнес высказал свои пожелания.

По словам Николая Бабешкина, председателя АЦК и главы Kolesa Group, Ассоциация «Цифровой Казахстан» создана год назад, как площадка для обмена мнениями бизнеса и регулятора по вопросам e-commerce. Она объединяет крупнейших игроков отрасли и взаимодействует с министерством национальной экономики, министерством цифрового развития, Палатой предпринимателей. На долю членов ассоциации приходится около 60% рынка электронной коммерции и 70% электронных платежей.

Курс - на обороты в триллион тенге

К началу 2019 года объем онлайн-торговли РК оценивался в 287 млрд тенге, за год он вырос на 23,2%. Доля онлайн-торговли от общего объема торговли составила всего 2,9%, что, по мнению Николая Бабешкина, говорит о существенном потенциале роста.

Хорошие предпосылки для развития e-commerce дает высокий уровень проникновения интернета в РК - 76,4% в 2017 году. По этому показателю Казахстан занимает второе место в мире после Великобритании (94,8% пользователей), обогнав США (76,2%), Польшу (76%) и Россию (76%).

По темпам прироста платежей по картам Казахстан занимает первое место в мире – с 2013 по 2017 год средневзвешенный рост составил 20,5% в год.

Согласно оценкам экспертов АЦК, рынок электронной торговли в РК может в 2022 году составить 928 млрд тенге. То есть по сдержанным оценкам на основе среднемирового роста прирост составит 6%.

«Это больше 1% от ВВП Казахстана. Сегодня на долю членов АЦК приходится порядка 60% рынка электронной коммерции и около 70% электронных платежей. Рынок очень значим для экономики Казахстана, и от нас зависит, достигнем ли мы озвученных результатов к 2022 году», - отметил председатель АЦК.

ЕАЭС открыт для казахстанских игроков e-commerce

Евразийская экономическая комиссия разрабатывает Дорожную карту по созданию благоприятных условий для развития экосистемы цифровой торговли во всех странах Евразийского Союза. Утверждены направления дорожной карты, которые стали реакцией на глобальные вызовы в сфере цифровой трансформации: развитие цифровых трансграничных услуг, оцифровка товаров и услуг, развитие каналов цифровой торговли, стимулирование экспорта через цифровые каналы и развитие инфраструктуры цифровой торговли.

Мария Живых, консультант отдела развития информационных ресурсов и систем Департамента информационных технологий ЕЭК, пригласила казахстанские компании к участию в проектах, которые при поддержке ЕЭК можно масштабировать на все пространство ЕАЭС.

По словам эксперта, электронная коммерция – одна из приоритетных сфер экономики для ЕАЭС. Для ее развития во всех странах-участницах необходимо создавать благоприятный законодательный режим. 

Мы можем конкурировать с мировыми гигантами

АЦК ведет активную работу с регулятором. Одним из результатов работы стало причисление мобильных телефонов к списку невозвратной продукции управляющий директор АЦК Денис Степанцев пояснил, что это было сделано в рамках борьбы с контрафактом и для защиты прав потребителей. Кроме того, по инициативе рабочей группы был исключен из законодательства приказ МНЭ о регулировании электронной торговли.

Представители e-commerce уверены – если чрезмерно регулировать добросовестных внутренних продавцов, ограничивать для них условия ведения бизнеса и создавать дополнительные требования, то иностранные конкуренты, не имеющие зарегистрированного бизнеса в РК, получат возможность завоевывать казахстанский рынок практически беспрепятственно. Потому что казахстанскому покупателю будет проще и выгоднее делать покупки по интернету за рубежом, чем в своей стране.

У участников рынка не вызвала поддержки идея создания реестра интернет-магазинов в Казахстане. Участники встречи отметили, что интернет-магазины являются такими же субъектами торговли, как и обычные магазины, реестра которых не существует и до сих пор в нем не видели необходимости.

Регулятор считает, что реестр повысит дисциплину субъектов предпринимательства, а потребители всегда смогут найти в реестре добросовестного субъекта, которому могли бы доверять. Однако, игроки рынка считают эту меру неэффективной и указывают на то, что нигде в мире таких реестров нет, за исключением Белоруссии.

«Мы изучили опыт порядка 20 стран, и нигде, кроме Белоруссии, такого реестра нет. Есть опыт Китая, где регистрации подлежат иностранные торговые площадки. Это делается в связи с выполнением законодательства по локализации данных и никак не связано с торговлей. Есть еще опыт Южной Кореи, где торговая площадка, начиная работать, уведомляет об этом Комиссию по торговле», - добавила Мария Гирич, эксперт Центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС (РФ).

После обсуждений и обмена мнениями был сделан вывод о том, что казахстанское законодательство предоставляет потребителям казахстанских интернет-площадок все возможности защищать свои права. Но нужно повышать потребительскую грамотность, чтобы покупатели могли своими правами воспользоваться. А интернет-магазинам полезно перенимать опыт крупных торговых площадок, таких как Amazon, Aliexpress, Ebay которые сами подключаются к спорам, если были нарушены права потребителя. Аналогичных рекомендаций придерживается и ОЭСР, отмечая, что самый эффективный способ защиты прав потребителей состоит в создании внутри торговых площадок механизмов разрешения споров с потребителями.

«Казахстанское законодательство сейчас сбалансировано, и это позволяет бизнесу развиваться. За последние годы это обеспечило рост рынка практически в два раза. Но, работая над законодательством, мы иногда все-таки встречаем попытки зарегулировать бизнес, что может повлиять не только на рост рынка в целом, но и уничтожить отдельные его сегменты. Поэтому мы надеемся, что ответы на ключевые вопросы и те тезисы, которые мы сегодня сформулируем в ходе дискуссии, будут восприняты и расценены как основы, которые определят, как в идеале должно формироваться законодательство, регулирующее электронную коммерцию», - заявила Елена Бычкова, советник председателя ассоциации «Цифровой Казахстан».

У игроков отрасли и правительства общие цели

«Рост электронной торговли будет пропорционально снижать долю традиционной торговли, - прогнозирует Айжан Бижанова, директор департамента по развитию торговли Министерства национальной экономики РК. - И наша задача как государственного регулятора, подготовить субъекты бизнеса к этому переходу. Борьба за потребителя становится все жестче, и нашим интернет-магазинам и электронным площадкам надо будет постоянно развиваться и идти в ногу со временем».

По данным МНЭ, розничная электронная торговля в Казахстане по итогам 2018 года составила 269 млрд тенге (2,9% от общей розничной торговли), а количество покупателей приблизилось к 2,3 млн человек. В настоящее время МНЭ РК работает над Дорожной картой развития электронной торговли до 2025. Министерство предложило АЦК консолидировать предложения бизнеса для включения их в новый документ.

«У бизнесменов есть возможность непосредственно участвовать в принятии управленческих решений, формировать дальнейшее видение своей отрасли. Мы ждем все ваши предложения через Ассоциацию «Цифровой Казахстан» и обязательно их рассмотрим для включения в Дорожную карту. Будем совместно работать», - заявила Айжан Бижанова.

По итогам встречи будут сформированы рекомендации и предложения, которые будут направлены в Министерство национальной экономики РК и Национальную палату предпринимателей.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

almaty2019_kursiv_240×400.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций