В Казахстане падает доходность автострахования

Основная часть автопарка республики представлена старыми машинами, возрастом старше 10 лет

В Казахстане падает доходность автострахования

В Казахстане падает доходность автострахования

Количество автомобилей в Казахстане за год выросло на 61,5 тыс. единиц, однако это увеличение обусловлено ростом числа старых авто. При этом продажи новых автомобилей не увеличиваются, дорогие машины недоступны большинству населения РК.

За год количество автомобилей возрастом младше 3 лет в Казахстане сократилось на 28,9 тыс. штук, или на 4,7%. При этом число зарегистрированного автотранспорта старше 10 лет, напротив, выросло на 88,2 тыс. единиц, или на 3,9%.

Таким образом, основная часть автопарка республики представлена старыми машинами, возрастом старше 10 лет, - их доля за год увеличилась до 60,3% с 59%.

undefined

Такая динамика имеет свои объективные причины. Приобретение нового автомобиля для большей части населения РК становится недоступным на фоне падения реальных доходов. Покупательская способность доходов казахстанцев падает второй год подряд: за январь-октябрь текущего года реальные доходы населения РК сократились на 2,6%, ускорив падение по сравнению с прошлым годом.

Напомним, что за аналогичный период прошлого года покупательская способность зарплат и иных доходов казахстанцев сократилась на 1,7%. В таких условиях у большей части населения нет возможности откладывать дополнительные средства на дорогие покупки.

undefined

Особенно сильный удар цены в этом году нанесли по автолюбителям - на фоне общего роста цен на потребтовары и услуги за 11 месяцев на 6,3%, стоимость бензина подскочила сразу на 19,1%, в т.ч. на наиболее популярный АИ-92 на 20,6%.

Казахстанские автолюбители начинают сокращать иные расходы, причем под оптимизацию попадают даже необходимые, обязательные траты. В частности, в этом году казахстанские автовладельцы застраховали свою ответственность на сумму 41,6 млрд тенге. Это всего на 3% больше суммы собранных премий по ОГПО владельцев транспорта год назад, темп роста несопоставимый со скоростью увеличения автопарка в РК.

Объемы покупок АвтоКАСКО и вовсе сохраняются на одном и том же уровне третий год подряд, покупка такой страховки для большинства автолюбителей становится довольно дорогой.

В этом году в среднем каждый автолюбитель за свой транспорт заплатил по 10,6 тыс. тенге за обязательную страховку, это всего на 1,4% больше затрат на страховку в прошлом году. Ранее в среднем сумма таких затрат росла на 6,8% в год.

undefined

Приток страховых премий замедляется, однако объем обязательств страховщиков перед своими клиентами увеличиваются - доходность автострахования для участников рынка существенно падает. В этом году сумма страховых выплат по ОГПО автовладельцев выросла до 46,9% по отношению к соответствующему объему премий, 5 лет назад это соотношение составляло всего 32,3%.

В среднем на каждую выплату при наступлении страхового случая по ОГПО автовладельца страховые компании сейчас тратят по 340 тыс. тенге, а по АвтоКАСКО - по 477,6 тыс. тенге. Сумма расходов по страховым выплатам в автостраховании продолжает увеличиваться, несмотря на замедление роста сбора премий.

В настоящее время в РК обсуждаются поправки в действующее законодательство РК по вопросам страхования и страховой деятельности. Одна из предлагаемых регулятором поправок касается повышения не менее чем на 50% суммы страховых выплат по автострахованию. Официальные представители Нацбанка, представляя законопроект в Мажилисе в ноябре текущего года, ссылаются на опыт соседней России, где в 2015 году лимиты страховых возмещений за вред жизни и здоровью в обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) были повышены с 160 тыс. рублей каждому пострадавшему до 500 тыс. рублей.

Эффект от внедрения данной нормы в РФ спорный, об убытках и резко возросших рисках на рынке автострахования говорит сам российский финрегулятор. Так, согласно отчету ЦБ РФ, на фоне сокращения взносов и роста выплат обострилась ситуация с убыточностью в секторе обязательного автострахования: комбинированный коэффициент убыточности по итогам 2 квартала 2017 года составил 118,5% (+26,8 п.п. за год). Отраслевые участники рынка говорят о высокой доле мошенничества на рынке - 68%, причем количество фактов мошенничества по "автогражданке" продолжает расти.

Ситуация с убытками на рынке автострахования РФ стала настолько серьезной, что Центробанк согласился на либерализацию рынка ОСАГО с 1 июля 2018 года, в рамках которой предусматривается значительное повышение тарифов.

Повышение страховых лимитов в Казахстане может также негативно отразиться на развитии отечественного рынка автострахования. Данный вид страховой деятельности для казахстанских страховщиков станет убыточным, либо участникам рынка придется поднять соответствующим образом тарифы для своих клиентов. Вспомним, что реальные доходы населения РК продолжают падать, и большинству автовладельцев станут недоступными не только автоКАСКО, но и обязательная страховка - все это вкупе может усилить социальное напряжение в обществе.

undefined

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Казахстан перетягивает на себя китайский транзит в Европу

Этому не мешает даже появление альтернативных маршрутов

Фото: Depositphotos/vladvitek

Международный транзит контейнеров через территорию Казахстана растет из года в год. В 2019 году его общий объем увеличился почти на четверть по сравнению с 2018-м и составил 664,6 тыс. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент – условная единица в контейнерных перевозках). Транзит контейнеров является одним из наиболее доходных направлений для АО «Казахстан Темир Жолы» (КТЖ). Заработать на транзите хотят и соседи по региону – летом 2020 года появился торговый путь из Китая в Узбекистан в обход Казахстана. 

Комбинированная альтернатива

Именно на маршрут Китай – Европа – Китай традиционно приходится основной объем транзита через РК. Грузы из Китая в Европу до июня доставлялись по трем маршрутам: из Китая сразу в российский Забайкальск, из Китая через Монголию в Россию и из Китая через Казахстан в Россию. Затем через Беларусь грузы отправляются в Европу.

«Мы еще больше увеличили долю присутствия в этом транзите и за четыре месяца он достиг доли 91% среди всех этих трех маршрутов. По двум другим маршрутам эта доля даже уменьшилась в абсолютном выражении», – сообщил председатель правления КТЖ Сауат Мынбаев на июньском совещании совета по управлению АО «Самрук-Казына». По данным Мынбаева, за первые четыре месяца 2020 года из Китая в Европу через казахстанские Достык и Алтынколь прошло 123,8 тыс. ДФЭ (+48,5% к аналогичному периоду прошлого года). Через Россию 7,9 тыс. ДФЭ (-15,2%), через Монголию – 2,6 тыс. ДФЭ (-65,1%). Еще одно растущее направление транзита – из Китая через казахстанский Сарыагаш в страны Центральной Азии (ЦА) и Афганистан. За январь – апрель 2020 года туда доставлено 65 тыс. ДФЭ (+26%).

За транзит грузов в Европу и ЦА решили побороться и соседи. 5 июня из логистического центра «Дунчуань», находящегося в китайском Ланьчжоу (провинция Ганьсу), в Ташкент отправился первый контейнерный поезд. Маршрут комбинированный – грузы доставляются до Кашгара на поезде, затем перегружаются на фуры, которые едут до кыргыз­ского Оша, и там груз вновь «садится» на поезд. Контейнерный поезд доставил в Ташкент 230 тонн электроприборов на $2,6 млн, а обратно в Китай отправил 525 тонн хлопчатобумажной ткани местного производства на $1 млн. Ожидается, что новый маршрут станет первой частью международного коридора из КНР в Европу в обход Казахстана и России. Вторая часть маршрута пройдет через Туркменистан, Азербайджан, Грузию и Турцию. 

Генеральный директор компании KTZ Express (оператор контейнерного транзита) Дмитрий Абдуллаев на онлайн-форуме «Магистраль» отметил, что альтернативный маршрут из Китая через Кыргызстан в Узбекистан проходит по сложному рельефу и пока предполагает перегрузку. Скорость прохождения груза из Кашгара до Ташкента составит 12 суток против 1,5-2 суток от Алтынколя до Ташкента. 

2 полоса_ЖД дорога из Китая в обход РК - первые результаты-1_0.jpg

Есть ли угроза 

Новый маршрут в Центральную Азию в обход Казахстана вряд ли будет работать в зимнее время в связи со сложным рельефом и погодными условиями, полагает и. о. директора департамента развития транзита и транспортной логистики МИИР РК Зейнолла Ахметжанов. Необходимость оплаты двух перегрузок – с поезда на автомобили и обратно – также негативно отражается на привлекательности маршрута. Еще одной сложностью он считает бюрократические вопросы с прохождением сразу нескольких межгосударственных границ.

Заместитель генерального директора международной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут» Суат Шыныбаев считает, что у альтернативного маршрута «есть шанс стать привлекательным», хотя пока по комбинированной схеме грузоперевозок через Кыргызстан идут «мизерные» объемы из Китая. Свою точку зрения он изложил в ходе форума «Магистраль».

«Существенная угроза оттока транзитных грузов может быть в случае, если страны построят железную дорогу Китай – Кыргыз­стан – Узбекистан», – сказал он.

Кроме того, в своей речи Шыныбаев отметил, что и в Казахстане из-за заторов на Алтынколе и Достыке владельцы грузов, предназначенных для отправки в ЦА, вынуждены прибегать к перегрузке товаров на автомобильный транспорт.

Как расширить узкое место казахстанского транзита

Альтернативные маршруты не представляют опасности для транзита через Казахстан при условии продолжения работ по модернизации транспортной инфраструктуры в РК, считает директор Международного координационного центра контейнерных блок-поездов Китай – Европа Ассоциации транспорта и коммуникаций КНР У Цзинь Юй. Дело в том, что бурный рост транзита уже привел к скоплению поездов и ограничениям в перевозках/перегрузке на Достыке и Алтынколе, а если трафик будет нарастать, то соответствующие проблемы возрастут кратно.

«За последние пару месяцев есть большое скопление и заторы на казахстанских погранпереходах. Ощущается нехватка подвижного состава на пограничных переходах», – констатировал китайский эксперт, предложив Казахстану оперативно решить эти вопросы.

В правительстве уже заявили о планах принять меры по повышению конкурентоспособности казахстанских железнодорожных транзитных коридоров за счет минимизации административных барьеров, оптимизации тарифной политики, модернизации инфраструктуры, повышения контейнерного сервиса, в том числе увеличения скорости контейнерных поездов. 
Чтобы сохранить привлекательность казахстанского маршрута, был отменен таможенный досмотр контейнерных поездов. Эта мера позволит нарастить скорость прохождения грузов. 

Стоит отметить, что на фоне заторов на Алтынколе и Достыке доля Казахстана в общем трафике Китай – Европа – Китай по итогам января – июня сократилась до 89% по сравнению с 91% в январе – апреле. Однако сам рост транзита через Казахстан продолжается: по данному маршруту в январе – июне перевезено 261,1 тыс. ДФЭ (+96%). Из КНР через Казахстан в Центральную Азию доставлено 106,8 тыс. контейнеров (+32%). 

Единственным маршрутом через Казахстан, где зафиксировано снижение трафика, стал Дальний Восток – ЦА. По маршруту перевезено 41,7 тыс. ДФЭ (-19% к аналогичному периоду годом ранее). «Это обусловлено тем, что мы переориентировали данный грузопоток, который был в прошлом году, через коридор Китай – ЦА – Китай. Мы подписали прямой контракт с корейскими производителями автокомплектующих и осуществляем перевозки через территорию Китая и Казахстана в Узбекистан на завод «Дженерал Моторс», – объяснил Абдуллаев.

В целом транзит контейнеров через Казахстан в первом полугодии вырос на 54% (до 450,2 тыс. ДФЭ).

2 полоса_Сведения по транзитным перевозкам железнодорожным транспортом-1.jpg

Все для скорости, все для транзита

Пока соседи только планируют наращивать перевозку грузов в обход Казахстана на Азербайджан, Турцию и Южную/Восточную Европу, Казахстан уже осуществляет регулярные перевозки в том направлении. Генеральный секретарь Международной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут» (ТМТМ) Рахметолла Кудайбергенов отметил, что ТМТМ предоставляет сквозные тарифные ставки и сервис на протяжении всего маршрута в режиме «единого окна». Участок от Алтынколя до порта Актау протяженностью в 3128 км контейнеры проходят за трое суток. С 16 апреля прошлого года фидерное судно компании «Казмортрансфлот» еженедельно доставляет 225 контейнеров в порт Баку, откуда грузы по железной дороге идут в Грузию и Турцию. Общее время в пути от китайского Сианя до турецкого Стамбула занимает 12 суток.

Абдуллаев также обратил внимание на регулярность движения. Контейнерный поезд из Алтынколя на Баку отправляется каждую субботу, а фидерное судно из Актау в Баку ходит каждую среду независимо от загрузки. Фидер из порта Туркменбаши в Баку ходит нерегулярно, поэтому пока при сравнении сроков, стоимости и времени доставки грузов он не видит рисков для трансказахстанского маршрута от запуска альтернативного.
 
Тем не менее время нахождения контейнеров в пути можно сократить, признается генеральный директор KTZ Express. «В России скорость выше, поэтому для нас ориентир – это Российская Федерация. У них скорость 1200-1250 км в сутки и мы потихонечку прибавляем и увеличиваем скорость», – сказал он.

Скорость позволит и минимизировать воровство из контейнеров – такие случаи отмечались в 2018 году: тогда были похищены товары из китайских контейнеров, направляющихся в Европу. В прошлом году подобного уже не было благодаря увеличению скорости прохождения поездов, сокращению количества остановок на станциях в пути и организации видеонаблюдения на перегрузочных терминалах.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg