В Казахстане на мусорных полигонах ежегодно «закапывается» порядка 60 млрд тенге

Опубликовано (обновлено )
Директор департамента управления отходами Министерства энергетики РК Жан Нурбеков рассказал «Къ» почему в РК ежегодно накапливается порядка миллиарда тонн мусора и лишь очень немногая часть его используется для повторной переработки

Ежегодно в стране накапливается порядка миллиарда тонн мусора вместе с промышленными отходами. Лишь очень немногая часть его используется для повторной переработки – основная же масса отправляется на свалки и полигоны. Дело тут не только в недостаточном количестве перерабатывающих предприятий. В чем причина – рассказал в интервью «Къ» директор департамента управления отходами Министерства энергетики РК Жан Нурбеков.

– Жан, скажите, почему в Казахстане накапливается так много мусора? У нас нет предприятий, которые перерабатывают его или дело в отсутствии культуры раздельного сбора мусора?

– Сейчас часто предлагают: «Давайте строить сортировку». Но когда мусор смешанный, бумага практически сразу теряет свою стоимость, потому что она в масле и ее сложно перерабатывать. Пластик тоже необходимо отмывать от масел и запахов, что также влияет на стоимость. Поэтому, прежде чем строить сортировку, нужно организовать раздельный сбор. Для начала нужно сортировать хотя бы на 2 фракции – мокрую и сухую. Сухие отходы бумага, бутылки и прочее могут храниться неограниченно долго. Все, что связано с пищевкой, необходимо вывозить каждый день. Людям необходимо разъяснять пользу и необходимость подобных мероприятий. Даже просто лишний раз напомнить, что, собирая раздельно мусор, можно сэкономить и место (бутылка занимает примерно четверть объема ведра) и немного денег. Вторсырье можно не просто выбрасывать, а продавать, конечно, это не суперденьги. Например, в Темиртау живет мужчина, который каждый день на своем «Москвиче» проезжает по городу, собирает пластик и картон, сдает все это «добро» и зарабатывает примерно по 5 тысяч тенге.

Как правило, вторсырье сдают не очень богатые люди. Более обеспеченный народ считает зазорным сдавать «мусор». В Кокшетау, зная такую особенность психологии наших людей, запускают проект, целью которого является не только сбор вторсырья, но и благотворительность. Человек, принося пластик и картон, получает на свой электронный жетон деньги, которые может тут же перевести на счет детского дома. И получается, что сдавать мусор уже не зазорно, а благородно.

Вообще, в каждом городе принимают вторсырье, часто горожане об этих пунктах сбора не знают. Кроме того, акиматы не всегда идут навстречу и дают землю для установки пункта сбора в людном месте, например, где-то возле рынков. По Алматы всего 4–5 пунктов сбора – этого мало.

– Уже же была попытка поставить контейнеры для раздельного сбора мусора?

– Попытка поставить урны была во многих городах. В Алматы, вообще, установили контейнеры с разделением на 4 отделения. Вот только кто так будет делить? Если нет агитации – это бесполезно. В Караганде и Темиртау начали разговаривать с людьми, показывать, что производится из вторсырья, возить на заводы по сортировке мусора. И у них это пошло. В Петропавловске, Костанае, Рудном это делается, проводятся постоянно акции, даже разыгрываются планшеты. Там, где есть агитация, там все и будет работать. А если просто поставить урны с раздельным сбором мусора, то мало кто будет задумываться. Нужно объяснять людям, что так и природу сохраняешь и на тебя это тоже может работать – сдашь вторсырье и небольшую денежку заработаешь, не сдашь, но разделишь – благородное для экологии дело совершишь.

– Интересно. Получается, что в небольших городах как-то лучше такие проекты работают?

– Видимо да, и с акиматами договориться проще, ведь это и чистота, и дополнительные рабочие места. Караганда и Темиртау – активный регион с точки зрения конкуренции и развития бизнеса. Причем, многие бизнесмены – приезжие.

В Казахстане по переработке мусора находится более 100 предприятий, в Алматы расположены самые крупные. Кроме того, есть расширенные обязательства производителей – они платят предприятиям, которые занимаются сбором и переработкой сырья. За 1,5 года мы заплатили порядка 5 млрд тенге. А в этом году мы запустили дополнительные дотации.

Я считаю, что нужно развивать на государственном уровне агитацию. Мы сейчас с министерством образования, информации и коммуникаций прорабатываем план мероприятий, чтобы внедрить эту культуру в школы, детские сады, запускаем социальную рекламу, создаем ролики. Проводится большая работа по выкупу и переработке старых автомобилей.

Жан Нурбеков

– Учитывая количество предприятий бизнес на отходах делать реально, видимо, осталось только научить людей правильно выбрасывать мусор или сдавать сырье…

– Надо привить культуру. Тогда бизнес начнет еще активнее работать. У нас таких отходов закапывается на сумму около 60 млрд тенге ежегодно на полигонах. Но процесс пошел – в прошлом году перерабатывалось всего 2,6%, в этом году за 9 месяцев – 8,2%. Открываются новые предприятия. Одна девушка из Актау рассказала – загрузила вагон макулатуры, потратив 1 млн тенге и заработала на этом 1 млн тенге. Предприятия уже начинают перерабатывать пластик, а не просто резать его на фрагменты. Уже изготавливают из вторсырья, полуфабрикаты, чтобы увеличить добавочную стоимость – народ постепенно к этому пришел: в Петропавловске пластиковые тазики изготавливают, в Костанае завод нетканых материалов производит синтепон, геотекстиль (для автодорог и аэродромов). Мы пока на самом старте, но интерес пошел.

Бизнес на вторсырье – выгодно, но не высокодоходно. Но в Европе все же маленькие территории и высокая стоимость захоронения. Например, в Латвии захоронить строительный мусор стоит 50 евро, у нас – 3 400 с небольшим тенге за кубометр. У нас с 2019 года вводится запрет на захоронение многих отходов, мы требуем, чтобы акиматы делали раздельный сбор и сортировали мусор. При таком подходе 40% уже должно уйти в переработку. Но если не будет в самом городе раздельного сбора, строить сортировку смысла нет. Сейчас сортируется всего 10% – это мизер. Если будет раздельный сбор и на контейнерные площадки пускать частников – будет совсем другая картина.

– А зарубежные инвесторы интересуются местными проектами?

– Зарубежным инвесторам интересно, они хотят работать с государством и вкладывать многомиллионные инвестиции и иметь гарантии. Но дело в том, что у нас маленькое население и большие расстояния, и, как правило, такие проекты не окупаются. Нам нужно развивать как раз малый и средний бизнес. Крупные проекты – это заводы. Их не так много – сырья мало. В дальнейшем нужно будет еще строить, но пока проекты по $100-200 млн нерентабельны – не окупятся. Выгоднее строить небольшие предприятия и локально перерабатывать

Читайте также