В 2018 году digital станет основным медиа, впервые обогнав ТВ

К концу этого года digital-рынок страны ожидает $5 млн доходов от видеорекламы

В 2018 году digital станет основным медиа, впервые обогнав ТВ

В 2018 году digital станет основным медиа, впервые обогнав ТВ

В Алматы прошел TOP Digital Forum, его ключевыми темами стали технологии для продажи и продвижения в интернете, техники создания лояльных онлайн-сообществ, мировые digital-тренды 2017 года, видео- и графический контент, а также соцсети для создания успешных брендов.

Генеральный продюсер и соорганизатор форума из Украины Лана Шевченко отметила: «Профессионалы поделились реальной изнанкой своих кейсов, этому точно не учат в МВА».

Камерный формат события предполагал закрытое мероприятие, эксклюзивные доклады, активный нетворкинг и максимальную откровенность. Во время Digital Battle гости форума смогли реализовать себя в командной работе по разработке стратегии продвижения.

«Мы хотели, чтобы все участники вышли с форума с готовым планом действий, который они уже завтра смогли бы применить к своему бизнесу», — заявил соорганизатор форума Азамат Гимранов.

Как отметил в своем докладе директор Genesis YouTube Qazaqstan Самсон Безмятежный, в текущем году YouTube заплатил казахстанским видеоавторам более $300 тыс. При этом с учетом выплат и от рекламодателей лучшие блогеры зарабатывают на этой площадке до $15 тыс. в месяц. Также было отмечено, что сегодня сетевая реклама уже вытесняет телевизионную, чему способствует развитие Smart TV.

К концу этого года digital-рынок страны ожидает 5 млн долларов доходов от видеорекламы. На казахстанскую аудиторию уже приходится 550 млн YouTube-просмотров ежемесячно, на это у каждого уходит почти час в день. Причем 1,5 млн просмотров в сутки дают ролики на казахском языке.

Самсон Безмятежный отметил: «В Казахстане миллион просмотров на канале может принести $300–500 максимум. В западных странах – $3–5 тыс. Поэтому нам есть куда расти. На самом деле, рынок рекламодателей на YouTube только-только зарождается. Мы присутствуем в самом начале».

Ранее говорилось о ежегодном приросте digital-рынка в медиасфере Казахстана на 25%. При этом развитие цифровых технологий и в целом расширение позиций интернета сегодня меняет и структуру медиапотребления.

Отметим, что digital-технологии трансформируют рекламные рынки по всему миру. В 2018 году digital станет основным медиа, впервые обогнав ТВ по объему рекламных инвестиций. Ожидается, что доля digital достигнет 37,6% (34,8% в 2017 году), что эквивалентно $215,8 млрд.

Доля ТВ составит 35,9% (37,1% в 2017 году). Контекстная реклама в 2018 году опередит традиционные печатные СМИ (газеты и журналы).

Принт находится на нисходящей траектории уже несколько лет, его доля упадет до 13,8% от общего объема расходов в 2018 году (15,1% в 2017 году), в то время как контекстная реклама вырастет до 14,6% (13,6% в 2017 году).

Казахстанский рынок интернет-рекламы, следуя глобальным тенденциям, переживает количественный и качественный бум. В количественном плане это выражается в росте объема интернет-рекламы. К примеру, в 2016 году, по данным TNS Gallup, объем рекламы в интернете составил 4−4,1 млрд тенге, а к концу текущего года прогнозируется уровень в 6 млрд тенге. То есть примерный рост составит 46%.

По данным Select Communication Group, в 2016 году в Казахстане объем интернет-рекламы распределился следующим образом: 1,5 млрд тенге — контекстная реклама, 1,9 млрд тенге — баннерная реклама, 0,5 млрд тенге — онлайн-видео, а на SММ (маркетинг в социальных сетях) пришлось 0,2 млрд тенге.

В 2017 году прогнозируется рост объема онлайн-видеорекламы до 0,72 млрд тенге, увеличение объема SММ (точных данных в цифрах пока нет), контекстной рекламы, сокращение бюджетов на баннерную рекламу. Бурный рост интернет-рекламы происходит на фоне спада объема наружной рекламы (ожидается снижение объемов с 6 млрд до 5,8 млрд тенге на конец 2017 года) и рекламы в прессе (прогнозируется снижение объема с 3,2 млрд до 3 млрд тенге).

В качественном плане изменения, происходящие на рынке, выражаются в том, что увеличилось число мероприятий, конференций, связанных с диджитал-маркетингом (Marcon, Astana Digital Forum, Top Digital Forum, Mobi Event и др.), растет профессиональная квалификация казахстанских специалистов, на рынок начали заходить крупные игроки.

Корпорация Google решила усилить свои позиции в сфере онлайн-видеорекламы, а компания Яндекс открыла офис и начала интенсивно развивать онлайн-рекламу и свою рекламную сеть в Казахстане. На рынок также зашли игроки перформанс-маркетинга (компания Linkprofit объявила о своих намерениях развивать СРА-сети в Казахстане в августе этого года).

У рекламодателей возникает вопрос: куда будет двигаться онлайн-реклама в Казахстане? Тут, наряду со многими новинками, прослеживаются три очевидные тенденции по изменениям объема рынка: баннерная реклама будет терять в объемах; контекстная реклама продолжит расти c приходом Яндекс.Директ; увеличатся объемы онлайн-видео.

Баннерная реклама в Казахстане в последние годы была одним из самых дорогих и менее эффективных видов интернет-рекламы. Частичный отказ от баннерной рекламы наблюдается уже давно, и эта тенденция еще больше усилится в 2018 году.

Вторая тенденция — это увеличение объемов контекстной рекламы, которые в последние годы росли стабильными темпами, испытав настоящий бум в 2016 году. С приходом Яндекс этот процесс только усилится. Яндекс нацелен не только на развитие онлайн-рекламы и своей рекламной сети в Казахстане, но и на увеличение объема контекстной рекламы.

Рынок онлайн-видео сделал скачок в 2016 году, рос стремительными темпами в 2017 году, не станет исключением и 2018 год. Google с этого года начала активно развивать YouTube, и видеоблогинг является прямым свидетельством этому.

В следующем году казахстанскую сферу онлайн-рекламы ждут динамические изменения, и 2017 год закладывает для этого основы.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Казахстан перетягивает на себя китайский транзит в Европу

Этому не мешает даже появление альтернативных маршрутов

Фото: Depositphotos/vladvitek

Международный транзит контейнеров через территорию Казахстана растет из года в год. В 2019 году его общий объем увеличился почти на четверть по сравнению с 2018-м и составил 664,6 тыс. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент – условная единица в контейнерных перевозках). Транзит контейнеров является одним из наиболее доходных направлений для АО «Казахстан Темир Жолы» (КТЖ). Заработать на транзите хотят и соседи по региону – летом 2020 года появился торговый путь из Китая в Узбекистан в обход Казахстана. 

Комбинированная альтернатива

Именно на маршрут Китай – Европа – Китай традиционно приходится основной объем транзита через РК. Грузы из Китая в Европу до июня доставлялись по трем маршрутам: из Китая сразу в российский Забайкальск, из Китая через Монголию в Россию и из Китая через Казахстан в Россию. Затем через Беларусь грузы отправляются в Европу.

«Мы еще больше увеличили долю присутствия в этом транзите и за четыре месяца он достиг доли 91% среди всех этих трех маршрутов. По двум другим маршрутам эта доля даже уменьшилась в абсолютном выражении», – сообщил председатель правления КТЖ Сауат Мынбаев на июньском совещании совета по управлению АО «Самрук-Казына». По данным Мынбаева, за первые четыре месяца 2020 года из Китая в Европу через казахстанские Достык и Алтынколь прошло 123,8 тыс. ДФЭ (+48,5% к аналогичному периоду прошлого года). Через Россию 7,9 тыс. ДФЭ (-15,2%), через Монголию – 2,6 тыс. ДФЭ (-65,1%). Еще одно растущее направление транзита – из Китая через казахстанский Сарыагаш в страны Центральной Азии (ЦА) и Афганистан. За январь – апрель 2020 года туда доставлено 65 тыс. ДФЭ (+26%).

За транзит грузов в Европу и ЦА решили побороться и соседи. 5 июня из логистического центра «Дунчуань», находящегося в китайском Ланьчжоу (провинция Ганьсу), в Ташкент отправился первый контейнерный поезд. Маршрут комбинированный – грузы доставляются до Кашгара на поезде, затем перегружаются на фуры, которые едут до кыргыз­ского Оша, и там груз вновь «садится» на поезд. Контейнерный поезд доставил в Ташкент 230 тонн электроприборов на $2,6 млн, а обратно в Китай отправил 525 тонн хлопчатобумажной ткани местного производства на $1 млн. Ожидается, что новый маршрут станет первой частью международного коридора из КНР в Европу в обход Казахстана и России. Вторая часть маршрута пройдет через Туркменистан, Азербайджан, Грузию и Турцию. 

Генеральный директор компании KTZ Express (оператор контейнерного транзита) Дмитрий Абдуллаев на онлайн-форуме «Магистраль» отметил, что альтернативный маршрут из Китая через Кыргызстан в Узбекистан проходит по сложному рельефу и пока предполагает перегрузку. Скорость прохождения груза из Кашгара до Ташкента составит 12 суток против 1,5-2 суток от Алтынколя до Ташкента. 

2 полоса_ЖД дорога из Китая в обход РК - первые результаты-1_0.jpg

Есть ли угроза 

Новый маршрут в Центральную Азию в обход Казахстана вряд ли будет работать в зимнее время в связи со сложным рельефом и погодными условиями, полагает и. о. директора департамента развития транзита и транспортной логистики МИИР РК Зейнолла Ахметжанов. Необходимость оплаты двух перегрузок – с поезда на автомобили и обратно – также негативно отражается на привлекательности маршрута. Еще одной сложностью он считает бюрократические вопросы с прохождением сразу нескольких межгосударственных границ.

Заместитель генерального директора международной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут» Суат Шыныбаев считает, что у альтернативного маршрута «есть шанс стать привлекательным», хотя пока по комбинированной схеме грузоперевозок через Кыргызстан идут «мизерные» объемы из Китая. Свою точку зрения он изложил в ходе форума «Магистраль».

«Существенная угроза оттока транзитных грузов может быть в случае, если страны построят железную дорогу Китай – Кыргыз­стан – Узбекистан», – сказал он.

Кроме того, в своей речи Шыныбаев отметил, что и в Казахстане из-за заторов на Алтынколе и Достыке владельцы грузов, предназначенных для отправки в ЦА, вынуждены прибегать к перегрузке товаров на автомобильный транспорт.

Как расширить узкое место казахстанского транзита

Альтернативные маршруты не представляют опасности для транзита через Казахстан при условии продолжения работ по модернизации транспортной инфраструктуры в РК, считает директор Международного координационного центра контейнерных блок-поездов Китай – Европа Ассоциации транспорта и коммуникаций КНР У Цзинь Юй. Дело в том, что бурный рост транзита уже привел к скоплению поездов и ограничениям в перевозках/перегрузке на Достыке и Алтынколе, а если трафик будет нарастать, то соответствующие проблемы возрастут кратно.

«За последние пару месяцев есть большое скопление и заторы на казахстанских погранпереходах. Ощущается нехватка подвижного состава на пограничных переходах», – констатировал китайский эксперт, предложив Казахстану оперативно решить эти вопросы.

В правительстве уже заявили о планах принять меры по повышению конкурентоспособности казахстанских железнодорожных транзитных коридоров за счет минимизации административных барьеров, оптимизации тарифной политики, модернизации инфраструктуры, повышения контейнерного сервиса, в том числе увеличения скорости контейнерных поездов. 
Чтобы сохранить привлекательность казахстанского маршрута, был отменен таможенный досмотр контейнерных поездов. Эта мера позволит нарастить скорость прохождения грузов. 

Стоит отметить, что на фоне заторов на Алтынколе и Достыке доля Казахстана в общем трафике Китай – Европа – Китай по итогам января – июня сократилась до 89% по сравнению с 91% в январе – апреле. Однако сам рост транзита через Казахстан продолжается: по данному маршруту в январе – июне перевезено 261,1 тыс. ДФЭ (+96%). Из КНР через Казахстан в Центральную Азию доставлено 106,8 тыс. контейнеров (+32%). 

Единственным маршрутом через Казахстан, где зафиксировано снижение трафика, стал Дальний Восток – ЦА. По маршруту перевезено 41,7 тыс. ДФЭ (-19% к аналогичному периоду годом ранее). «Это обусловлено тем, что мы переориентировали данный грузопоток, который был в прошлом году, через коридор Китай – ЦА – Китай. Мы подписали прямой контракт с корейскими производителями автокомплектующих и осуществляем перевозки через территорию Китая и Казахстана в Узбекистан на завод «Дженерал Моторс», – объяснил Абдуллаев.

В целом транзит контейнеров через Казахстан в первом полугодии вырос на 54% (до 450,2 тыс. ДФЭ).

2 полоса_Сведения по транзитным перевозкам железнодорожным транспортом-1.jpg

Все для скорости, все для транзита

Пока соседи только планируют наращивать перевозку грузов в обход Казахстана на Азербайджан, Турцию и Южную/Восточную Европу, Казахстан уже осуществляет регулярные перевозки в том направлении. Генеральный секретарь Международной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут» (ТМТМ) Рахметолла Кудайбергенов отметил, что ТМТМ предоставляет сквозные тарифные ставки и сервис на протяжении всего маршрута в режиме «единого окна». Участок от Алтынколя до порта Актау протяженностью в 3128 км контейнеры проходят за трое суток. С 16 апреля прошлого года фидерное судно компании «Казмортрансфлот» еженедельно доставляет 225 контейнеров в порт Баку, откуда грузы по железной дороге идут в Грузию и Турцию. Общее время в пути от китайского Сианя до турецкого Стамбула занимает 12 суток.

Абдуллаев также обратил внимание на регулярность движения. Контейнерный поезд из Алтынколя на Баку отправляется каждую субботу, а фидерное судно из Актау в Баку ходит каждую среду независимо от загрузки. Фидер из порта Туркменбаши в Баку ходит нерегулярно, поэтому пока при сравнении сроков, стоимости и времени доставки грузов он не видит рисков для трансказахстанского маршрута от запуска альтернативного.
 
Тем не менее время нахождения контейнеров в пути можно сократить, признается генеральный директор KTZ Express. «В России скорость выше, поэтому для нас ориентир – это Российская Федерация. У них скорость 1200-1250 км в сутки и мы потихонечку прибавляем и увеличиваем скорость», – сказал он.

Скорость позволит и минимизировать воровство из контейнеров – такие случаи отмечались в 2018 году: тогда были похищены товары из китайских контейнеров, направляющихся в Европу. В прошлом году подобного уже не было благодаря увеличению скорости прохождения поездов, сокращению количества остановок на станциях в пути и организации видеонаблюдения на перегрузочных терминалах.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg