Почему авиакомпания, замешанная в череде «темных дел», сотрудничает с санавиацией РК?

Опубликовано
Истории с авиакомпанией АО «East Wing» вызывают немало вопросов не только в Казахстане, но и в ЕС и ООН

Напомним, под Алматы 3 октября произошло крушение самолета авиакомпании East Wing. На борту, направлявшемся из южной столицы в Шымкент, находились казахстанские врачи-профессоры, вылетевшие на спасение пациентки-роженицы, находящейся в тяжелом состоянии. Несмотря на особенности конструкции Ан-28, посадить машину в поле не удалось. Возможной причиной трагедии называют неисправности с двигателем. Гибель людей, в том числе и роженицы, матери шести детей, — трагедия. И сразу возникают вопросы к авиакомпании. С профессиональной точки зрения изучать ее должны специалисты. А вот медийная история у East Wing заслуживает особого рассмотрения.

Одно из последних сообщений СМИ об АО «East Wing» касается коррупционного скандала. В апреле 2017 года при получении очередной взятки в сумме 2 млн тенге Антикоррупционной службой задержан заместитель генерального директора РГП на ПХВ «Республиканский центр санитарной авиации» Мадияр Шалгинбаев. На сайте Национального бюро по противодействию коррупции агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции сообщается: «Последний организовал преступную схему по получению взяток на системной основе от руководителей частных авиакомпаний за заключение договоров на оказание услуг по предоставлению специализированного воздушного транспорта для транспортировки пациентов, куда вовлек подчиненных ему сотрудников предприятия. Размеры получаемых взяток составляли 10% от суммы договоров. Всего Шалгинбаев М. неоднократно получал взятки в особо крупных размерах от руководителей ТОО «Sky Service», АО «East Wing» и других на общую сумму более $130 тыс.».

После катастрофы в прессе был опубликован комментарий директора Республиканского центра санитарной авиации Нуржана Отарбаева, который сообщил, что East Wing в числе десяти авиакомпаний предоставляет свои суда для санавиации. Компании отобраны по критериям наличия сертификатов летной годности и лицензии на проведение авиационных работ.

При этом СМИ выяснили, что East Wing находится в «черном списке» авиакомпаний мира — ей запрещено летать в европейском пространстве.

«Черная метка»

Год назад «Къ» опубликовал рейтинг отечественных авиакомпаний по чистой прибыли в 2016 году, составленный Kursiv Research. В материале сообщается, что АО «East Wing» заняло второе место с чистой прибылью в 1,05 млрд тенге за 2016 год, по сравнению с предыдущим годом прибыль компании выросла в 3,8 раз.

Почему East Wing оказалась в европейском блок-листе? Компании даже не помогло переименование. В августе 1999 года в Алматы было зарегистрировано ТОО «Aircompany GST aero», в марте 2003-го юрстатус был изменен на ЗАО, спустя пару лет — на АО. В октябре 2006 года АО «Aircompany GST aero» переименовано в АО «East Wing». Также известно, что в 2016 году чистый доход компании в размере почти 170 млн тенге распределен на выплату дивидендов по простым акциям. Учредителем и единственным акционером числится Александр Кулеш. Он же является учредителем ТОО «TEB Алматы», созданного в 2014 году. Профиль этой компании — «Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов».

Между тем сайт Airlineupdate сообщает, что, якобы, основные активы ТОО «Aircompany GST aero» в 2006 году переведены в российскую компанию «Авиаком». Как раз в марте 2006 года Европейский союз согласовал список 96 авиакомпаний, которые считаются небезопасными. В нем значатся две авиакомпании из Казахстана (BGB Air и GST Aero Air Company) и одна — из Кыргызстана (Phoenix Aviation). Предположительно, инициатором запрета стала Италия, где за несколько месяцев до этого был составлен список компаний, которые отвечают всем стандартам безопасности. GST в него не вошла. Как оказалось, это казахстанские службы сертификации по безопасности должны были реализовать план коррекции недостатков в авиакомпании, выявленных итальянской инспекцией. Однако в тот период данные по реализации предоставлены не были. Но, может быть, причины в другом?

Известно, что АО «East Wing» в 2008 году приобрела основных средств на сумму 306018 тенге и ВС в количестве 16 штук от компании Overseas Cargo FZE на сумму 28617000 тенге. Overseas Cargo FZE — компания, работающая в Объединенных Арабских Эмиратах и зарегистрированная в Шардже. И, по-видимому, в ней кроется дьявол, как и во всяких деталях. То есть, это маркер для исследователей.

Сложная география

В декабре 2009 года в Бангкоке (Таиланд) был задержан Ил-76, перевозивший оружие из Пхеньяна (Северная Корея). Самолет летел в Пхеньян через Бангкок, там получил груз, якобы оборудование для буровых, затем возвратился в Бангкок, чтобы заправиться горючим. Дальше Ил-76 должен был сделать остановки для дозаправки на Шри-Ланке, в Объединенных Арабских Эмиратах и на Украине, после чего доставить груз в иранский аэропорт Мехрабад. В составе экипажа были в основном граждане Казахстана — командир судна Ильяс Исаков, а также Александр Зрыбнев, Виктор Абдуллаев и Виталий Шумков.

По сообщениям СМИ, на борту самолета были обнаружены переносные зенитно-ракетные комплексы, гранаты к противотанковым гранатометам и боеприпасы к стрелковому оружию и, по некоторым данным, минометам, всего 35,8 тонн груза.

Компаниями, ответственными за груз, указаны украинская Aerotrack Ltd. и Korean General Trading Corporation в Пхеньяне, Северная Корея.

В конце концов, уже в феврале 2010 года, после всех судебных мероприятий летчики вернулись на родину, и шумиха поугасла.

Между тем данный борт ранее принадлежал казахстанской компании, затем был продан в Грузию. МИД Казахстана сообщал, что арестованный самолет зарегистрирован в Грузии на компанию Air West Georgia и был арендован новозеландской компанией Sp Traiting Ltd. Последняя, по данным экспертов, отслеживающих маршруты нелегальной торговли оружием в мире, является фиктивной. В публикации Информационного агентства INFOX.ru сообщается: «Эксперты уже установили, что самолет числится за грузинской авиакомпанией Air West. В ноябре она передала борт другой компании — новозеландской SP Trading, которая, по данным экспертов, фиктивная. SP Trading передала самолет в лизинг уже гонконгской компании. Ее владельцем оказалась другая гонконгская фирма, которой в свою очередь владеет третья фирма, зарегистрированная на Виргинских островах. Но настоящим владельцем Ил-76 является компания Overseas Cargo FZE, зарегистрированная в Эмирате Шарджа (ОАЭ)».

Ни в коем случае не обвиняя руководство АО «East Wing» в причастности к этому делу, лишь обращаем внимание на факт приобретения воздушных судов у эмиратской компании, которую считают причастной к предоставлению самолетов для международных торговцев оружием.

Мутное небо

В 2013 году казахстанская газета «Время», цитируя агентство Reuters, сообщила о том, что казахстанец Александр Зыков попал в «черный список», составленный группой экспертов ООН, как лицо, имеющее отношение к незаконным поставкам оружия в Северную Корею. Вполне возможно, что у исследователей, привлеченных ООН, были к тому основания. В данной статье он назван руководителем East Wing. На данный момент он не числится в акционерах данной компании, а также не участвует официально в других юрлицах, но еще год назад значился президентом АО «Авиакомпания «Перан», «прописанной» в том же офисном здании, где ранее был юрадрес East Wing. Стопроцентным акционером «Перана» значится Владимир Мазанов, который в свое время числился в числе аффилированных лиц East Wing. Также известно, что им внесен уставный капитал в размере 46 млн тенге. Эта сумма и «висела» на депозитах до определенного времени. То есть, компания была «чистой». В текущем же году и Зыков, и Мазанов уже не числятся ни в одном юрлице. А в «Перане» появился в качестве первого руководителя Андрей Куделя. У этой авиакомпании «в активе» аварийная посадка раритета Як-12 в аэропорту Жезказгана в 2008 году.

В 2006 году казахстанская газета «Мегаполис», ссылаясь на расследование журналистов американского агентства Associated Press (АР), в публикации о самолете, отгружавшем в сомалийском Могадишо оружие, пыталась связать этот факт с Aircompany GST Aero. Однако тогдашний президент компании Виктор Коломыцев отверг подозрения. Между тем в статье AP указано: «Имя Зыкова не впервые всплывает в связи с нарушающими санкции перелетами, рассказал специалист по контрабанде оружия Брайан Джонсон-Томас (Brian Johnson-Thomas), тесно сотрудничающий с Международной информационной службой мира (International Peace Information Service), бельгийским независимым исследовательским центром, который специализируется на регионе к югу от Сахары. По информации доклада Совета Безопасности ООН от ноября 2006 года, фирма жены Зыкова предоставила самолет, который доставил сомалийских боевиков-добровольцев для борьбы вместе с повстанцами Хезболлы против Израиля в ходе Ливанской войны 2006 года. «Они также перевозили сомалийских добровольцев на учения в Ливию и Сирию», — сказал Джонсон-Томас. При этом журналист AP цитирует эксперта: «Зыковы могли действительно быть не в курсе, для чего используются их самолеты».

И, наконец, в том же году на украинских и российских интернет-ресурсах растиражировалась статья, где сообщается еще об одном деле, связанном с «оружейным бароном» Олегом Орловым. К сожалению, доказательной базы никакой. Но в публикации, посвященной незаконным поставкам вооружений из Украины в «горячие точки» планеты, сообщается о следующем факте. В 2000–2001 годах специализированной фирмой «Прогресс» (дочерняя структура госкомпании «Укрспецэкспорт») были осуществлены нелегальные поставки крылатых ракет Х-55СМ и Х-55 в Китай и Иран. В эти страны попало по шесть ракет, а в Иран, вдобавок, система наземного обеспечения КНО-120. В данной статье приводится информация о некоем самолете «принадлежащем дубайскому филиалу казахской авиакомпании GST-AERO Air Company, с грузом из шести Х-55»…

Читайте также