Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


10403 просмотра

Рыбоводческая отрасль Казахстана остро нуждается в помощи государства

В Казахстане на пике производства удавалось выращивать более 10 тысяч тонн рыбы в год, но пока такие показатели недостижимы - в 2016 году казахстанские рыбоводы произвели всего 2 тысяч тонн продукции

Рыбоводческой отрасли Казахстана необходжима поддержка со стороны государства, в частности во внедрении современных решений и технологий, позволяющих увеличить производство рыбы, вернуть культуру ее потребления, наладить сбыт и переработку. Об этом говорили участники состоявшегося в Алматы III международного рыбоводного форума «Каз-Аква-2017». В форуме приняли участие более 100 профессионалов из Казахстана и стран ближнего зарубежья – представители перерабатывающих предприятий, оборудования, розничных торговых сетей и сегмента HoReCA.

Существующую ситуацию достаточно жестко охарактеризовал депутат мажилиса Парламента РК, председатель правления ОЮЛ «Республиканская ассоциация общественных объединений рыболовов и субъектов рыбного хозяйства «Казахрыбхоз» Павел Казанцев. По его выражению, рыбоводческая отрасль находится на задворках экономики. «В депутатском корпусе зреет понимание того, что государство недорабатывает в плане институциональных действий, не хватает нормативных документов, которые могли бы обеспечить приоритет развития данной индустрии, а также специалистов, которые с пониманием отнеслись бы к проблемам отрасли», - отметил спикер.

С мнением депутата согласился и представитель НПП РК «Атамекен» Мырзахмет Усикбаев, отметивший, что Казахстан импортирует около 75% от общего объема потребляемой рыбы, а отечественное рыбоводство финансируется по остаточному принципу. Предприятиям отрасли не хватает финансирования, информационно-консультационного обеспечения, им недоступны некоторые механизмы господдержки. Между тем, и АПК в целом, и рыбоводческая отрасль, в частности, способны стать драйверами развития несырьевой экономики.

По словам эксперта Серика Тимирханова, рост спроса на рыбу в последние годы стал мировым трендом. В то время как численность населения планеты за последние годы выросла на 3,2%, потребление рыбы увеличилось в разы. Данные Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) свидетельствуют, что главным трендом последних десятилетий становится стабилизация вылова в промысловых водоемах и резкий рост аквакультуры, то есть разведения и содержания рыбы и других обитателей глубин в искусственно созданных водоемах или в естественной среде. Такое положение дел, отмечает г-н Тимирханов, объясняется тем, что ресурсы естественных водоемов конечны, и запасы рыбы в мировом океане ограничены. «Аквакультура начинает развиваться тогда, когда естественные ресурсы подходят к концу. Этот путь прошли все страны, то же происходит и в Казахстане. 25 лет назад в казахстанских водоемах вылавливали 100 тыс. тонн рыбы, в том числе осетровых; сегодня вылавливают 35-40 тыс. тонн, и основу улова составляет некрупная рыба, лещ. На этом фоне и начинается развитие аквакультуры. Производители начинают искать новые источники сырья и понимают, что надо либо покупать его за границей, а это значит вкладывать деньги в экономику других стран, зависеть от поставок, угрозы международных санкций, либо формировать сырьевую базу у себя на родине», - констатировал эксперт.

На сегодняшний день, по данным ФАО, мировой объем производства рыбы составляет порядка 70 млн тонн, из которых почти 50 млн тонн приходится на долю костистых рыб. В мире выращивают более 580 видов рыб, включая гибриды, в последние годы активно развивается производство беспозвоночных (ракообразных, креветок). Более 60% мирового производства в области аквакультуры и промысла приходится на Китай. В Казахстане на пике производства удавалось выращивать более 10 тыс тонн рыбы в год, но пока такие показатели недостижимы - в 2016 году казахстанские рыбоводы произвели 2 тыс тонн продукции, представленной 12 видами рыб и несколькими видами беспозвоночных.

Конечно, отмечают эксперты, можно говорить о том, что природные условия не располагают к тому, чтобы рыбоводство стало самой сильной отраслью казахстанского агропрома, но в том же Узбекистане, по словам Серика Тимирханова, за прошлый год смогли вырастить 75 тыс. тонн рыбы, возместив отсутствие естественного ресурса развитием аквакультуры. Аквакультура, считает эксперт, должна занять основное место в поставке сырья для рыбоперерабатывающих предприятий. В отличие от промысла, она не подвержена влиянию сезонных факторов, природных катаклизмов, а также регулированию со стороны государства.

Серьезной проблемой для отечественных рыбоводов является доступ к кормовой базе. По словам экспертов, быстрый рост аквакультуры привел к тому, что начало расти производство рыбной муки и рыбьего жира – основных компонентов изготовления кормов, используемых в производстве рыбы, и цены на корма начали расти. В результате мелкие игроки – а в Казахстане большинство рыбоводческих предприятий производят менее 100 тонн продукции в год – не могут позволить себе покупку сбалансированных кормов, приобретают более бюджетные варианты, что зачастую негативно сказывается на качестве мяса рыбы. В связи с этим представители «Казахрыбхоза» видят одну из главных задач в том, чтобы заставить рыбоводов понять: для того, чтобы получить качественный продукт, который возьмут сети и заведения общественного питания.

«Международные организации оказывают поддержку рыбоводческой отрасли. В частности, ФАО реализует программу глобального партнерства для развития аквакультуры, но Казахстан пока не подписал протокол о присоединении к программе регионального офиса по рыбному хозяйству, так что во всех встречах мы пока участвуем в качестве наблюдателей», - отметил Серик Тимирханов.

Фото: Олег СПИВАК


1 просмотр

Поборется ли Казахстан за долю рынка судового топлива?

Международная морская организация ООН (IMO) ужесточила требования к качеству топлива для морских судов

Фото: VladSV / Shutterstock.com

Международная морская организация ООН (IMO), движимая заботой об экологии планеты, ужесточила требования к качеству топлива для морских судов. Считается, что оксид серы – один из основных загрязнителей атмосферы.

С 1 января 2020 года содержание серы в сжигаемом на кораб­лях судовом топливе должно быть снижено до 0,5% с нынешних 3,5%. А в отдельных, особо чувствительных акваториях, так называемых зонах эмиссионного контроля (к ним относятся, в частности, порты на Балтике и Северном море, на Ла-Манше, в прибрежных водах США и Канады и др.), требования еще жестче: суда, заходящие в эти порты, не должны использовать топливо с показателем выше, чем 0,1% содержания серы. Нарушителей – и судовладельцев, и портовые власти – ожидают внушительные штрафы.

Новые жесткие требования IMO напрямую задевают интересы сразу нескольких групп стейкхолдеров – владельцев судоходных компаний, нефтепереработчиков, нефтетрейдеров и производителей присадок. И, как это ни парадоксально, простых казахстанцев.

Цена новых правил

Перевозка морем – самый популярный (а иногда и единственно возможный) способ доставки сырья, товаров и продовольствия из одной точки земного шара в другую. В мировой торговле судоходство обеспечивает транспортировку 90% всех перевозимых грузов. При этом, по оценкам S&PGlobalPlatts, в стоимости перевозки до 70-80% составляют затраты на топливо.

Чтобы исполнить новые требования IMO, судовладельцам придется устанавливать на кораблях дорогостоящие очистные установки, так называемые скрубберы, абсорбирующие серу оксидами цинка. Помимо высокой цены (от $5 млн до $8 млн) установка имеет еще один минус: она может занимать до четверти полезной площади судна, что делает невозможной ее использование на судах небольшого водоизмещения. Остается вариант покупки судового топлива с меньшим содержанием серы. А оно стоит гораздо дороже – уже сейчас контрактная цена на поставку в 2020 году топлива с высоким содержанием серы снижается, обессеренного – растет. По оценкам экспертов консалтинговой компании WoodMackenzie, из-за новых требований к содержанию серы затраты судоходных компаний на топливо вырастут в следующем году вполовину. 
И это значит, что забота об экологии обернется дополнительными расходами судовладельцев, которые они, без сомнения, заложат в цену перевозимого товара. А уж владелец этого товара переложит их на кошелек конечного потребителя. Так что не стоит удивляться в следующем году удорожанию товаров, попадающих в наши магазины морским путем из Азии, Америки или Японии.

Качественный раздел

На сегодняшний день большинство морских судов в мире используют высокосернистый мазут или специальное дизельное топливо. Серьезный игрок этого рынка – Россия, наш партнер по ЕАЭС. К примеру, одну десятую часть всех своих потребностей в топливе компания Maersk, мировой лидер в сфере контейнерных перевозок, закрывает за счет закупки продукции российских НПЗ. Однако стоит принять во внимание, что основной сорт добываемой в России нефти – Urals, и его главная особенность – высокое содержание серы. Поэтому российские нетеперерабатывающие заводы производят в основном мазут с высоким содержанием серы. Генеральный директор Maersk Серен Скоу уже заявил о намерении перевести к новому году большую часть своих судов на использование топлива с низким содержанием серы.

Это снизит спрос на российское топливо и заставит нефтепереработчиков изыскивать средства на модернизацию заводов и строительство дополнительных установок обессеривания.

Говорить о каких-то тенденциях в этой связи в Казахстане и вовсе не приходится: в 2018 году все три казахстанских НПЗ, только завершившие модернизацию, увеличившую их глубину переработки, произвели суммарно немногим больше 2,8 млн т мазу­та. Для сравнения: в целом по России этот показатель составил 46,4 млн т, из которых больше половины ушло на экспорт. Так что тут мы россиянам явно не конкуренты.

Впрочем, специалисты утверж­дают, что у Казахстана был шанс стать игроком на всемирном рынке судового топлива. В 2016 году в Актобе, на небольшом частном НПЗ «Актобе нефтепереработка», была выпущена первая промышленная партия остаточного судового топлива по международному стандарту ISO 8217. У владельцев завода, одним из которых был бывший акционер Атырауского НПЗ Алмаз Кужагалиев, были амбициозные планы по наращиванию объемов переработки судового топлива и завоеванию доли мирового рынка. 

По словам Кужагалиева, казахстанская нефть, добываемая на месторождениях на западе страны, в частности в Макатском районе Атырауской области, отличается низким, а иногда ультранизким уровнем серы и меркаптанов, а также бензиновой фракции, и является идеальным сырьем для производства судового топлива. Сегодня эта нефть поставляется в сыром виде в нефтепровод «Атырау – Самара», где по пути смешивается с нефтью других поставщиков, ухудшающей ее качество.

«Чтобы получить справедливую премиальную цену за качество, необходимо весь объем казахстанской нефти, закачиваемый в нефтепровод «Атырау – Самара», уже на территории Казахстана разделить на три потока: 1) с содержанием серы до 0,1% – это не более
2 млн т; 2) с содержанием серы до 0,25% – это около 12 млн т; 3) с содержанием серы до 1,0% – это около 6 млн т», – написал Кужагалиев в своем открытом письме на имя президента страны Нурсултана Назарбаева 14 марта 2019 года, за пять дней до его отставки.

Дополнительные доходы

По мнению опытного нефтепереработчика, нефть с содержанием серы до 0,1% «должна перерабатываться в судовое топливо на территории Казахстана, так как сохранить такое качество в системе ПАО «Транснефть» на территории России практически невозможно. Это принесет дополнительный доход в размере $100 на каждой тонне ультранизкосернистой нефти, из которых $30 достанутся России за транзит судовых топлив на мировой рынок, остальное останется в нашем государстве. Таким образом, данное мероприятие принесет Казахстану около $140 млн дополнительных доходов. Нефть с содержанием серы до 0,25% должна прокачиваться отдельно от российской нефти в порт Усть-Луга Ленинградской области и реализовываться как минимум по паритету с Brent (полагаем, будет премия на уровне азербайджанской легкой). Даже в этом случае дополнительный доход Казахстана составит $33 на тонне, или $400 млн в год», – резюмирует Алмаз Кужагалиев.

По его мнению, выгода для Казахстана будет на порядок выше, если Казахстан обзаведется собственным НПЗ в Усть-Луге, подобно тому, как Россия пользуется сейчас космодромом Байконур в Казахстане. Для реализации подобного проекта, по мнению автора обращения, нужна политическая воля высшего руководства. 

Письмо авторитетного нефтяника было отправлено им из-за решетки. 7 декабря 2016 года на НПЗ «Актобе нефтепереработка» прошла спецоперация КНБ. Силовики обвинили руководство предприятия в хищениях и контрабанде нефти, а также в занижении ее таможенной стоимости. Спустя два года, 12 декабря 2018 года, соучредитель ТОО «Актобе нефтепродукт» Алмаз Кужагалиев и гражданин Беларуси Сергей Кунцевич за продажу в Кыргызстан 13 тыс. т сырой нефти под видом нефтепродуктов были приговорены к 19 и 17 годам лишения свободы соответственно.

Пока непонятно, дойдет ли обращение осужденного Кужагалиева до нового президента Республики Казахстан. И будет ли Казахстан бороться за долю мирового рынка судового топлива, воспользовавшись жесткой позицией Международной морской организации.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций