Перейти к основному содержанию
9656 просмотров

Казахстанские кондитеры опасаются ценового сговора со стороны российских и белорусских компаний

Представители отечественной кондитерской отрасли и производители безалкогольных напитков выступают против регулирования рынка административными, а не рыночными мерами

Казахстанские кондитеры опасаются ценового сговора со стороны российских и белорусских компаний

Казахстанские кондитеры опасаются ценового сговора со стороны российских и белорусских компаний

Казахстанские кондитеры опасаются намерения российских и белорусских олигополий выступить с предложением о запрете импорта сахара на территорию Таможенного союза. Пока для казахстанских производителей при импорте сахара действуют инвестиционные преференции, которые позволяют беспошлинно завозить сахар для дальнейшей переработки. Если же предложенная мера будет принята, то все продукты, при производстве которых используется сахар, закупленный не в ТС, обложат 30-процентной пошлиной.

Представители отечественной кондитерской отрасли и производители безалкогольных напитков выступают против регулирования рынка административными, а не рыночными мерами, которые позволят российским и белорусским гигантам диктовать свою ценовую политику в отношении сахара всем участникам ТС.

Ассоциация кондитеров Казахстана и Ассоциация безалкогольных напитков РК, объединяющие порядка 90% отечественных производителей в своих отраслях, выступили с обращением к премьер-министру Республики Казахстан с просьбой защитить интересы казахстанских производителей в этом вопросе и отложить принятие упомянутого решения. Отраслевые ассоциации предлагают прежде всего создать институты для определения объективной рыночной цены на сахар – сырьевую биржу, по примеру Лондонской, на которой формируется баланс цены за счет спроса и предложения. Кроме того, они предлагают в течение нескольких лет проводить мониторинг, чтобы убедиться в том, что участники ТС могут обеспечить внутренний рынок достаточным количеством сахара надлежащего качества и гарантировать стабильность его поставок. В этом году в России выдался рекордный урожай сахарной свеклы, но в условиях нестабильности климата в последующие года может случиться засуха или заморозки, что повлечет снижение объёма производства и соответствующий рост цен. Временной интервал, предшествующий предполагаемым изменениям, также необходим для того, чтобы участники ТС могли развить свои отрасли по выращиванию сахарной свеклы, на что сейчас нацелены и Казахстан, а также Киргизия и Армения.

"В нашей отрасли принятие подобных мер приведет к росту цен по одному из двух сценариев. Если мы продолжим импортировать сахар не из ТС, то к его цене добавится таможенная пошлина в размере от 30 до 40%, что приведет примерно к такому же росту цен на готовую продукцию. Если же мы будем закупать сахар только в ТС, то будем зависеть от ценообразования российско-белорусской сахарной олигополии и поставим себя в нестабильные условия работы. Так, летом этого года цена российского сахара за одну неделю выросла на 50 тенге, что составляет свыше 30%, одновременно с этим возникли проблемы с транспортировкой. В этот сложный период мы импортировали нужный объем сахара из других стран, тем самым удержав стабильность цен и загрузку производства. Лето 2017 года отчетливо продемонстрировало неспособность российских производителей обеспечить сахаром казахстанские предприятия, мало того - показало существенные ценовые риски на основное сырье", - отметил президент ОЮЛ «Ассоциация кондитеров Казахстана» Алихан Талгатбек.

По мнению казахстанских отраслевых ассоциаций, создание общего рынка сахара ЕАЭС не означает беспредельный рост российских гигантов (которые уже практически обеспечили внутреннюю потребность и ищут каналы его экспорта), а также белорусских предпринимателей (которые производят в 1,5 раза больше внутренней потребности сахара, продолжая импортировать в значительном количестве бразильский сахар-сырец), но также и гармоничный рост производителей сахара всех стран-участниц ЕАЭС, в которых имеются для этого климатические и экономические условия, в частности, Казахстана.

Предложение российской и белоруской стороны в своей основе носит ограничительный характер и должно рассматриваться в рамках антимонопольного законодательства, так как не оставляет возможности выбора поставщика сахара на мировом рынке, что противоречит интересам не только казахстанских производителей, но и производителей аналогичной продукции в России, говорится в сообщении Ассоциации.

"Инициатива запретить импорт сахара на территорию ТС мотивируется его авторами тем, что Казахстан, импортируя сахар из-за пределов ТС, угрожает продовольственной безопасности России. Однако доля казахстанского импорта составляет менее одного процента по сравнению с объемом производства сахара в РФ, поэтому не может оказывать какого-либо влияния на цену и, следовательно, продовольственную безопасность" – заключила исполнительный директор Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков РК Алия Мамытбаева.

По большому счету, как отметили участники пресс-конференции, принятие лоббируемых российской стороной мер не выгодно всем казахстанским отраслям экономики, так как может быть создан прецедент формирования цен на продукцию, производимую внутри ТС, административными, а не рыночными методами.

Кроме того, после всех девальваций казахстанские потребители и так резко снизили свою активность и урезали траты. Согласно исследованию международной компании Nielsen, в текущем году в категории кондитерских изделий практически все сектора демонстрируют падение потребления. Режим экономии становится для многих казахстанцев образом жизни, а если кондитерские изделия и популярные напитки еще вырастут в цене, многим семьям они станут вовсе не по карману.

banner_wsj.gif

Что кроме еды заказывали казахстанцы в карантин

Онлайн-ретейлеры собрали весенний урожай

Фото: Shutterstock/JP WALLET

Карантин вынудил казахстанцев покупать больше товаров онлайн. Многие магазины ожидают прироста доли продаж в интернете и после возвращения к нормальной жизни. 

Число заказов на marwin.kz, meloman.kz и komfort.kz в марте-апреле выросло почти втрое, сообщили «Курсиву» в пресс-службе группы компаний «Меломан». 

За время карантина двукратный рост показало количество посещений онлайн-площадки сети магазинов электронной и бытовой техники «Мечта». «При этом сильно возросла конверсия, примерно на 500% к прошлому году в количестве заказов. Людям, невзирая ни на что, всегда нужна новая техника», – отметил руководитель интернет-магазина «Мечта» Толеген Ахметов

Продажи WildBerries в Казахстане год к году выросли в три раза в деньгах и в два раза в штуках в марте, а по итогам апреля – более чем в два раза в натуральном выражении и почти вдвое – в деньгах, сообщили в пресс-службе. 

Что в ходу 

В «Меломане» отметили значительный рост спроса на детские игрушки, товары для семейного досуга и творчества – настольные игры, компьютерные игры, художественные материалы, картины по номерам, рукоделие, различные аксессуары для творчества. На площадке komfort.kz был рост продаж строительных и отделочных материалов. 

Клиенты WildBerries во время карантина в основном отдавали предпочтение товарам fashion-категории (одежда, обувь, белье и аксессуары), а также товарам для красоты, дома, спорта и продуктам питания. 

Смартфон и до, и во время карантина оставался самым популярным товаром на сайте сети «Мечта». Также высокий спрос отмечался на ноутбуки в связи с переходом многих казахстанцев на удаленный формат работы и учебы. 

Взрывной рост показали и товары по уходу за вещами: от стиральных машин до утюгов и гладильных досок, а также товары для приготовления пищи: блендеры, настольные грили, мультиварки, микроволновые печи и прочие. Повышенным спросом пользовались пылесосы и триммеры для стрижки волос. 

Шире круг 

Все опрошенные магазины отметили активный приток онлайн-шоперов во время карантина, при этом многие из новых покупателей – старше 45 лет. «Приток клиентов безусловно наблюдался. Если посмотреть в разрезе сегментов, то 45–54 года и 55–64 года выросли сильнее, чем основной сегмент 18–44 года. Но в целом доля сегментов старше 45 лет осталась невелика – порядка 14%», – отметили в ГК «Меломан». 

Увеличение числа новых покупателей WildBerries в Казахстане в апреле составило 629% год к году, а в мае – 745%. «Так же, как и в других странах, мы связываем такой интенсивный рост с тем, что к шопингу в онлайне приобщается все больше жителей страны, в том числе людей из малых и средних населенных пунктов, а также категория покупателей старшего поколения в возрасте 55+», – сообщили в пресс-службе компании.

Сооснователь сервиса по продаже билетов Ticketon.kz Константин Горожанкин констатировал увеличение числа клиентов старшего возраста и до карантина. «В последние месяцы у нас больше всего показывала рост аудитория 65+. Молодое поколение, которое, условно, вышло из институтов сегодня или в последние пять лет, уже без интернета себя не мыслит и практически всё в интернете делает. А более старшее поколение постепенно туда приходит», – сказал Горожанкин. 

Такая тенденция отмечалась не везде. К примеру, наиболее активными пользователями интернет-магазина «Мечта» во время карантина были женщины в возрасте от 25 до 44 лет. 

Практика аврала 

«Меломану» пришлось втрое увеличить штат сборщиков заказов, курьеров и операторов колл-центра, переведя на эту работу сотрудников из офлайна. Также компания во время карантина запустила экспресс-доставку, а в колл-центре стали использовать робота-оператора. 

Руководство сети «Мечта» тоже перевело часть штата из офлайн-магазина в онлайн. «Огромная нагрузка легла на интернет-магазин, так как это был единственный канал сбыта. Мы вовремя приняли решение обучать наших розничных продавцов работать в колл-центре, то есть консультанты становились операторами», – рассказал Толеген Ахметов. Резкий рост спроса на онлайн-покупки и курьерскую доставку в особенности побудил WildBerries увеличить количество сотрудников в Казахстане на 75%, в частности курьеров – более чем в 1,5 раза, сообщили в пресс-службе.

Что дальше 

Прирост сегмента онлайн-продаж безусловно будет, в том числе за счет тех покупателей, которые только познакомились с возможностью онлайна, полагают в «Меломане». «При этом скачкообразный рост онлайн-продаж на 30–40% за три месяца вернется, скорее всего, к стандартному росту в 20–25% в год», – отметили в пресс-службе.
 
В сети «Мечта» также ожидают ускорения роста доли онлайн-продаж. «Карантин стал неким тест-драйвом для всех. Думаю, что первое время будет небольшой спад в онлайне, так как после карантина хочется погулять и потрогать товар, но когда мы придем к привычной для нас жизни без ограничительных мер, то большинство людей, которые получили положительный опыт при покупке онлайн, будут делать это еще чаще, и тем самым доля онлайна станет расти еще быстрее», – прогнозирует Ахметов. 

Тенденция покупать онлайн в Казахстане сохранится и после снятия карантина, но поведение клиентов изменится, прогнозируют в WildBerries. «Покупатели приобщатся к культуре шопинга в интернете, поняв, что это просто и удобно, потому что совершать покупки можно в любое время прямо с телефона, а «бесконечная витрина» интернет-магазинов дает широкий выбор и возможность подобрать наиболее подходящий товар», – отметили в компании. «В ближайшее время потребители будут разумно подходить к покупкам, делать выбор в пользу товаров первой необходимости и снизят свои расходы на дорогостоящие вещи и предметы роскоши», – полагают в WildBerries.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png