Что ждет 3D-печать в Казахстане?

Опубликовано
Эксперты поделились прогнозами относительно развития технологий 3D-печати в Казахстане, а также рассказали, в каких отраслях они уже успешно опробованы на отечественном рынке

Упоминание о 3D-печати редко обходится без эпитетов наподобие «технология будущего» и «третья промышленная революция». Для Казахстана также крайне важна политика инновационно-технологического развития, о чем и говорится в государственной Программе индустриально-инновационного развития РК на 2015–2019 годы. Эксперты, принимавшие участие в прошедшей в Алматы специализированной конференции PROFIT Print Day, поделились прогнозами относительно развития технологий 3D-печати в Казахстане, а также рассказали, в каких отраслях они уже успешно опробованы на отечественном рынке.

Технологии 3D-печати, говорит директор департамента проектной дистрибуции компании Newtech Distribution Руслан Касымов, хоть и появились в 80-х годах прошлого века, оказались востребованными лишь в последние годы. Согласно опубликованным в этом году данным компании The Boston Consulting Group (BCG), в 2015 году объем мирового рынка 3D-печати оценивался в $5 млрд, а уже к 2021 году рынок обещает вырасти более чем втрое. Если к 2035 году 3D-печать внедрят лишь на 1,5% производственных мощностей, объем рынка уже превысит $350 млрд, при этом примерно половина всего рынка придется всего на три отрасли: автомобильную и аэрокосмическую индустрию, а также на здравоохранение, в частности, стоматологию.

От прототипа до турбины

В основу идеи 3D-печати, отмечает Руслан Касымов, заложено прототипирование, и именно в этой сфере очевидна экономическая целесообразность применения данной технологии.

Крупнейшие корпорации уже поддержали мировой тренд. General Electric, в частности, приобрела две компании, специализирующиеся в 3D-производстве из металла, Boeing использует технологии в производстве комплектующих для самолетов. Apple с помощью технологий 3D создает прототипы «мышек», клавиатур и подставки для тестирования техники, а Tesla делает с помощью 3D-принтеров узлы для своих станков. «Технологии 3D-печати могут сослужить хорошую службу не только промышленным гигантам, но и сравнительно небольшим нишевым компаниям, занимающимся, скажем, производством мебели по эксклюзивным дизайнам. Они распечатывают прототипы мебели в масштабе, с выдвижными ящиками и открывающимися дверцами, и клиент заранее может оценить не только внешний вид будущих шкафов и диванов, но и их функционал», — рассказывает г-н Касымов.

Аддитивные технологии для Казахстана

Планы по внедрению 3D-печати разработаны и в Казахстане. Развитие технологии аддитивного производства обозначено одним из элементов концепции «Индустрия 4.0», на необходимость реализации которой не раз указывал глава государства. К тому же, как отмечено в государственной Программе индустриально-инновационного развития РК на 2015–2019 годы, «в рамках автономного кластерного фонда «Парк инновационных технологий» до 2019 года планируется создание пяти центров развития технологий (компетенций) по направлениям «Умная индустрия» по горно-металлургическому комплексу, «Новые материалы и аддитивные технологии», «Умная среда», «Финансовые технологии», «Новая энергетика и чистые технологии».

По словам г-на Касымова, на базе СЭЗ «ПИТ» в партнерстве с компанией Materia Inc планируется создание Центра по новым материалам и аддитивным технологиям, который, как ожидается, будет специализироваться на производстве алюминиевых порошков и сплавов на их основе, применении полимеров нового поколения. По оценке экспертов BCG, на долю промышленного производства приходится почти 25% казахстанского ВВП, однако уровень автоматизации в стране оставляет желать лучшего. «Применение технологий аддитивного производства помогло бы казахстанским предприятиям оптимизировать непрофильную деятельность в металлообрабатывающих и гальванических цехах, сократить складские расходы. Доступность сервисов 3D-печати очень важна, учитывая, что многие активы по добыче и производству находятся вдали от населенных пунктов. Ведь уже сегодня работают 3D-принтеры, способные печатать запчасти, компоненты для техники и даже жилые помещения», — говорится в докладе The Boston Consulting Group.

Некоторые из этих разработок действительно уже находят практическое применение. По словам директора компании 3D Lab Рустема Сундетова, как минимум у двух отечественных строительных компаний есть 3D-принтеры, мощностей которых достаточно для того, чтобы распечатать маленькую баню (для сравнения отметим, что устройства, имеющиеся в распоряжении двух строительных компаний из России, за сутки способны распечатать квартиру площадью 39 «квадратов»). Говоря о 3D-технологиях как о третьей промышленной революции, отмечает казахстанский эксперт, не стоит забывать, что данные разработки при всей их прогрессивности способны существенно удешевить процесс, но не могут заменить серийное производство на конвейере.

Самые сложные и современные 3D-принтеры немецкого производства имеются на вооружении компании «Казахстан Гарыш Сапары». «Один из производителей мороженого с помощью 3D-печати изготовил форму для выпуска сладкого льда в виде гостиницы «Казахстан». Технику 3D-печати фотополимерами достаточно активно используют ювелиры и стоматологи», — рассказывает эксперт. Казахстанские медики, говорит г-н Сундетов, вообще достаточно успешно осваивают новую технологию, тем самым подтверждая глобальные прогнозы о том, что здравоохранение станет одним из лидирующих секторов в освоении 3D. Перед операциями на сложных переломах молодые хирурги распечатывают на 3D-принтере осколки кости, руководствуясь данными рентгеновского снимка, и прежде чем приступить к операции, «репетируют» менее травматичные для пациента варианты.

Как «приручить» 3D-принтер

Стоит отметить, что в период реализации программы политика инновационно-технологического развития осуществляется через ряд механизмов. В частности, «деятельность национального института развития в области технологического развития в рамках реализации инновационно-технологической политики ориентирована на реализацию сразу целого ряда направлений. Здесь речь идет о развитии технологических компетенций, где основной целью является повышение осведомленности субъектов индустриально-инновационной деятельности о передовых технологиях и обучение практическим навыкам их применения. Далее предполагается так называемое инкубирование малых технологичных компаний. Основная цель данного проекта заключается в поддержке и продвижении стартапов, основанных на новейших научных знаниях и (или) передовых технологиях. Следующее направление — это технологическая модернизация производственного сектора, где основной целью является повышение технологического уровня предприятий, решение их технологических задач».

Кстати, согласно госпрограмме, «в целях эффективной реализации данных направлений будет продолжена работа по предоставлению существующих мер государственной поддержки инновационной деятельности, включая информационно-аналитическую деятельность, технологическое прогнозирование, предоставление инновационных грантов, стимулирование инновационной активности и популяризацию инновационной деятельности».

Впрочем, если с применением 3D-принтеров в промышленном производстве или бизнесе все обстоит более или менее понятно, то подводные камни применения подобных устройств в быту менее очевидны. «Дешевые принтеры зачастую поставляют без гарантии сервисного обслуживания. Бывали случаи, когда в упаковке оказывалась инструкция от другого устройства, и заказчик, заплатив деньги за сам принтер, был вынужден платить еще столько же, чтобы устройство «завели». К тому же результат 3D-печати в домашних условиях, по крайней мере на первых порах, оказывается далек от идеальной картинки в интернете. Навыки приходят как минимум в течение трех месяцев», — объясняют эксперты.

Читайте также