Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


6486 просмотров

Новый инструмент для казахстанских экспортеров

Эксперты надеются, что новая торговая B2B онлайн-площадка поможет отечественным экспортерам легче находить торговых партнеров в странах СНГ и Шелкового пути

У казахстанских экспортеров появился новый инструмент – торговая B2B онлайн-площадка «Zoodel». Она позволяет сотрудничать с компаниями СНГ и Шелкового пути (Турция, Китай, Индия, Иран, Афганистан, Пакистан).

«Zoodel - это торговая онлайн-площадка, которая объединяет производителей (Ирана, Ирака, Афганистана, Турции, Армении, Азербайджана, Грузии, Кыргызстана, Узбекистана, Монголии, Пакистана, Таджикистана, Туркменистана, Омана, Ливана, Сирии, Китая, Индии и России - прим. автора). Сегодня производители часто сталкиваются с вопросом: «Как экспортировать?». Для многих это кажется тяжело. Благодаря Zoodel многие процессы облегчаются. Мы предлагаем полный спектр услуг: обучение, маркетинговое продвижение, мультиязычный контент (на русском, китайском, английском, персидском, турецком и арабском языках, - прим. автора), идентификацию торговых партнеров, логистику, безопасную оплату, участие в тендерах», - рассказал генеральный директор «Zoodel» по странам СНГ Сардор Мухамедалиев.

Он отметил, что площадка успешно работает в Иране – 80% экспортеров используют ее в своей работе. В Казахстане она функционирует меньше года, но уже есть результаты.

«Площадка позволяет более 14 тысячам производителей экспортировать товары. В Казахстане она начала работать с января, и за это время на ней зарегистрировались более 1 200 производителей с более чем 3 000 товарами», - добавил он.

В рамках популяризации площадки по всей республике с 31 июля проходят роуд-шоу и бизнес-семинар на тему: «Да, ты можешь экспортировать!». Первым городом стал Атырау, Алматы – 12-й из 20 запланированных. Роуд-шоу завершится 7 сентября в Семее. В бизнес-семинаре уже приняли участие более 300 производителей.

Во время встречи был подписан меморандум «О взаимопонимании» с Ассоциацией предприятий легкой промышленности РК и ОЮЛ «Союз пищевых предприятий Казахстана».

В свою очередь, директор РПП «Атамекен» Юрий Тлеумуратов отметил, что повышение экспортной ориентированности казахстанских предприятий - одна из основных задач государства.

«К сожалению, не все обстоит так хорошо, как хотелось бы. Экспорт в городе Алматы за последние пять лет снизился и в последний год имеет минимальное значение, но пошли уже какие-то положительные подвижки. В 2016 году в сравнении с 2015 годом увеличилась доля, и увеличился экспорт так называемых обработанных товаров – наблюдается рост на 8,4%. Кроме того, в этом году выдано 35 предприятиям 1 016 сертификатов происхождения товаров на сумму более 30 млрд тенге. Это то, что реально произведено в Алматы и ушло на экспорт. В основном, это продукция пищевой обработки, кондитерские изделия, медикаменты – чувствуется какое-то улучшение, но хочется лучшего», - отметил Тлеумуратов.

Вместе с тем, региональный директор АО «НК Kazakh Invest» Арсен Насырханов считает, что новая площадка позволит улучшить связь между экспортерами.

«Площадка Zoodel позволит нам чаще коммуницировать. Действительно, по всему миру идет тренд снижения товарооборота. Для Алматы очень значимо, что на 8,4% идет рост именно обрабатывающей промышленности, на что город и делает ставку. Здесь основной задачей является дальнейшая поддержка экспортеров. Сейчас Казахстан на 52-ом месте в мире по экспорту», - сказал он.

Насырханов отметил, что проводится большая работа не только по поддержке экспорта, но и по созданию экспортноориентированных предприятий.

«Индустриальная зона в Алатауском районе направлена на те предприятия, которые экспортоориентированы. Сейчас в них уже 40 резидентов находится, недавно слышали, что завод открыли японцы – товар еще не производится, но уже есть контракты с Саудовской Аравией, Россией, Монголией, Таджикистаном и Узбекистаном. Помимо того, заходят еще другие транснациональные компании, которые будут производить экспортную продукцию. В связи с этим видим тенденцию роста именно этого сектора», - заключил он.

По данным АО «НК Kazakh Invest», в 2016 году экспорт Алматы составил $2,7 млрд. Удельный вес обработанных товаров в общем экспорте города составил 60% или $1,6 млрд, который вырос на 8,4%. Вместе с тем, среди регионов Казахстана Алматы по объемам внешней торговли находится на 2-м месте (доля 19,5%), экспорта на 6-м месте (7,3%), обработанного экспорта на 3-м месте (12,4%).


1736 просмотров

Государство и бизнес обсудили перспективы роста электронной торговли

Объем онлайн-торговли Казахстана за год вырос на 23,2%

Фото: Shutterstock

В Алматы по инициативе Ассоциации «Цифровой Казахстан» прошла встреча, на которой крупнейшие игроки отрасли и регулятор обсудили перспективы развития e-commerce в стране.

По прогнозам, к 2020 году объем электронной торговли в мире может достичь 10 трлн долларов. При этом, цифровая торговля растет опережающими темпами, вытесняя традиционную торговлю.

Уже сегодня e-commerce вносит большой вклад в экономику Казахстана, поэтому так важно обеспечить сбалансированное регулирование этой сферы. Как лучше взаимодействовать бизнесу и государству? Этот вопрос стал центральной темой круглого стола «Будущее e-commerce в Казахстане – совпадают ли цели регулятора и бизнеса?».

Еще одной из важных тем для обсуждения стал проект Правил внутренней торговли, по отдельным положениям которых бизнес высказал свои пожелания.

По словам Николая Бабешкина, председателя АЦК и главы Kolesa Group, Ассоциация «Цифровой Казахстан» создана год назад, как площадка для обмена мнениями бизнеса и регулятора по вопросам e-commerce. Она объединяет крупнейших игроков отрасли и взаимодействует с министерством национальной экономики, министерством цифрового развития, Палатой предпринимателей. На долю членов ассоциации приходится около 60% рынка электронной коммерции и 70% электронных платежей.

Курс - на обороты в триллион тенге

К началу 2019 года объем онлайн-торговли РК оценивался в 287 млрд тенге, за год он вырос на 23,2%. Доля онлайн-торговли от общего объема торговли составила всего 2,9%, что, по мнению Николая Бабешкина, говорит о существенном потенциале роста.

Хорошие предпосылки для развития e-commerce дает высокий уровень проникновения интернета в РК - 76,4% в 2017 году. По этому показателю Казахстан занимает второе место в мире после Великобритании (94,8% пользователей), обогнав США (76,2%), Польшу (76%) и Россию (76%).

По темпам прироста платежей по картам Казахстан занимает первое место в мире – с 2013 по 2017 год средневзвешенный рост составил 20,5% в год.

Согласно оценкам экспертов АЦК, рынок электронной торговли в РК может в 2022 году составить 928 млрд тенге. То есть по сдержанным оценкам на основе среднемирового роста прирост составит 6%.

«Это больше 1% от ВВП Казахстана. Сегодня на долю членов АЦК приходится порядка 60% рынка электронной коммерции и около 70% электронных платежей. Рынок очень значим для экономики Казахстана, и от нас зависит, достигнем ли мы озвученных результатов к 2022 году», - отметил председатель АЦК.

ЕАЭС открыт для казахстанских игроков e-commerce

Евразийская экономическая комиссия разрабатывает Дорожную карту по созданию благоприятных условий для развития экосистемы цифровой торговли во всех странах Евразийского Союза. Утверждены направления дорожной карты, которые стали реакцией на глобальные вызовы в сфере цифровой трансформации: развитие цифровых трансграничных услуг, оцифровка товаров и услуг, развитие каналов цифровой торговли, стимулирование экспорта через цифровые каналы и развитие инфраструктуры цифровой торговли.

Мария Живых, консультант отдела развития информационных ресурсов и систем Департамента информационных технологий ЕЭК, пригласила казахстанские компании к участию в проектах, которые при поддержке ЕЭК можно масштабировать на все пространство ЕАЭС.

По словам эксперта, электронная коммерция – одна из приоритетных сфер экономики для ЕАЭС. Для ее развития во всех странах-участницах необходимо создавать благоприятный законодательный режим. 

Мы можем конкурировать с мировыми гигантами

АЦК ведет активную работу с регулятором. Одним из результатов работы стало причисление мобильных телефонов к списку невозвратной продукции управляющий директор АЦК Денис Степанцев пояснил, что это было сделано в рамках борьбы с контрафактом и для защиты прав потребителей. Кроме того, по инициативе рабочей группы был исключен из законодательства приказ МНЭ о регулировании электронной торговли.

Представители e-commerce уверены – если чрезмерно регулировать добросовестных внутренних продавцов, ограничивать для них условия ведения бизнеса и создавать дополнительные требования, то иностранные конкуренты, не имеющие зарегистрированного бизнеса в РК, получат возможность завоевывать казахстанский рынок практически беспрепятственно. Потому что казахстанскому покупателю будет проще и выгоднее делать покупки по интернету за рубежом, чем в своей стране.

У участников рынка не вызвала поддержки идея создания реестра интернет-магазинов в Казахстане. Участники встречи отметили, что интернет-магазины являются такими же субъектами торговли, как и обычные магазины, реестра которых не существует и до сих пор в нем не видели необходимости.

Регулятор считает, что реестр повысит дисциплину субъектов предпринимательства, а потребители всегда смогут найти в реестре добросовестного субъекта, которому могли бы доверять. Однако, игроки рынка считают эту меру неэффективной и указывают на то, что нигде в мире таких реестров нет, за исключением Белоруссии.

«Мы изучили опыт порядка 20 стран, и нигде, кроме Белоруссии, такого реестра нет. Есть опыт Китая, где регистрации подлежат иностранные торговые площадки. Это делается в связи с выполнением законодательства по локализации данных и никак не связано с торговлей. Есть еще опыт Южной Кореи, где торговая площадка, начиная работать, уведомляет об этом Комиссию по торговле», - добавила Мария Гирич, эксперт Центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС (РФ).

После обсуждений и обмена мнениями был сделан вывод о том, что казахстанское законодательство предоставляет потребителям казахстанских интернет-площадок все возможности защищать свои права. Но нужно повышать потребительскую грамотность, чтобы покупатели могли своими правами воспользоваться. А интернет-магазинам полезно перенимать опыт крупных торговых площадок, таких как Amazon, Aliexpress, Ebay которые сами подключаются к спорам, если были нарушены права потребителя. Аналогичных рекомендаций придерживается и ОЭСР, отмечая, что самый эффективный способ защиты прав потребителей состоит в создании внутри торговых площадок механизмов разрешения споров с потребителями.

«Казахстанское законодательство сейчас сбалансировано, и это позволяет бизнесу развиваться. За последние годы это обеспечило рост рынка практически в два раза. Но, работая над законодательством, мы иногда все-таки встречаем попытки зарегулировать бизнес, что может повлиять не только на рост рынка в целом, но и уничтожить отдельные его сегменты. Поэтому мы надеемся, что ответы на ключевые вопросы и те тезисы, которые мы сегодня сформулируем в ходе дискуссии, будут восприняты и расценены как основы, которые определят, как в идеале должно формироваться законодательство, регулирующее электронную коммерцию», - заявила Елена Бычкова, советник председателя ассоциации «Цифровой Казахстан».

У игроков отрасли и правительства общие цели

«Рост электронной торговли будет пропорционально снижать долю традиционной торговли, - прогнозирует Айжан Бижанова, директор департамента по развитию торговли Министерства национальной экономики РК. - И наша задача как государственного регулятора, подготовить субъекты бизнеса к этому переходу. Борьба за потребителя становится все жестче, и нашим интернет-магазинам и электронным площадкам надо будет постоянно развиваться и идти в ногу со временем».

По данным МНЭ, розничная электронная торговля в Казахстане по итогам 2018 года составила 269 млрд тенге (2,9% от общей розничной торговли), а количество покупателей приблизилось к 2,3 млн человек. В настоящее время МНЭ РК работает над Дорожной картой развития электронной торговли до 2025. Министерство предложило АЦК консолидировать предложения бизнеса для включения их в новый документ.

«У бизнесменов есть возможность непосредственно участвовать в принятии управленческих решений, формировать дальнейшее видение своей отрасли. Мы ждем все ваши предложения через Ассоциацию «Цифровой Казахстан» и обязательно их рассмотрим для включения в Дорожную карту. Будем совместно работать», - заявила Айжан Бижанова.

По итогам встречи будут сформированы рекомендации и предложения, которые будут направлены в Министерство национальной экономики РК и Национальную палату предпринимателей.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций