Казахстанская рыба уходит на экспорт

Опубликовано
Фактически отечественная рыбная промышленность работает на экспорт, поскольку население Казахстана невелико для того объема рыбы, которое вылавливается ежегодно

На прошлой неделе ТОО «Рыбпром» организовало пресс-тур на рыбоперерабатывающий завод в городе Капшагай. Основным мотивом для организации экскурсии для журналистов стала необходимость обратить внимание государства на проблемы отрасли. По крайней мере, исходя из задач, поставленных в госпрограмме индустриально-инновационного развития РК на 2015-2019 гг, обеспечение условий для проявления предпринимательства, ориентированного на экспорт является действительно важным вопросом не только для частного бизнеса, но и для государства в целом.

Рыбоперерабатывающий комплекс «Рыбпром» в городе Капшагай был введен в эксплуатацию в 2008 году. На сегодняшний день он состоит из цехов по переработке и заморозке рыбы и продукции из нее. Здесь также производят вяленую продукцию, рыбные полуфабрикаты. Необходимый запас сырья и готовая продукция хранятся во вместительных холодильных складских помещениях. Завод был построен с соблюдением правил, отвечающих международным требованиям директив ЕС.

Рыба-«айфон»

«Являясь национальным производителем, мы уделяем большое внимание качеству выпускаемой продукции, так как именно производство качественной и экологически чистой продукции позволяет компании «Рыбпром» оставаться ведущим предприятием рыбоперерабатывающей отрасли страны, а производимой нами продукции — востребованной в жестких рамках европейской конкуренции. Мы отвечаем требованиям не только отечественных нормативов, но и директивам ЕС ко всем видам собственной продукции», — отметил генеральный директор компании «Рыбпром» Бакытжан Мусанов.

ТОО «Рыбпром» было организовано в 2000 году и на данный момент позиционирует себя крупнейшей рыбоперерабатывающей компанией в Казахстане.

Фактически же отечественная рыбная промышленность работает больше на экспорт, поскольку население Казахстана невелико для того объема рыбы, которое вылавливается ежегодно, да и культура потребления продукции из нее у нас не выработана, в отличие от других стран. Мы — больше мясоеды и не достигаем даже тех критериев по потреблению рыбы, которые установила Всемирная организация по здравоохранению (ВОЗ). Если у нас потребление 4–5 кг на душу населения в год, то в Европе — 20–30 кг.

В основном компании, занимающиеся рыбопереработкой, работают на экспорт (на 90%). Поэтому главными покупателями продукции «Рыбпрома» являются Европа, Северная Америка и Азия. Как говорит гендиректор компании, она, наверное, единственная из постсоветского пространства, кто пришел на рынок США и Канады. Там очень сложные ветеринарные критерии. Также свою роль сыграли взаимные санкции, поэтому российским производителям туда прийти сложнее. Даже в Голландию уходит вяленая рыба, хотя европейцы ее не употребляют. Однако два миллиона эмигрантов из постсоветских республик ностальгируют и в специальных «русских магазинах» заказывают карася, воблу и т. д.

Между тем, стоит отметить, что наше государство намерено поддерживать инициативы предпринимателей в обрабатывающей промышленности, тем более, если произведенный ими товар идет на экспорт. По крайней мере, как отмечено в госпрограмме индустриально-инновационного развития РК на 2015-2019 гг, инструменты прямого государственного финансирования в основном будут сконцентрированы на завершении начатых крупных новых отраслеобразующих проектов, запуск которых позволит создать новую базу индустриального роста, а также на поддержке предприятий обрабатывающей промышленности по освоению новых рынков для реализации несырьевых товаров.

«Я был на крупной рыбной выставке в Брюсселе, — рассказал Бакытжан Мусанов. — Там говорят, что для Европы «Рыбпром» как «Айфон». Дело в том, что мы продаем большую часть продукции на экспорт (из продукции компании 60% идет на экспорт, 40% — не только в Казахстан, но и в постсоветские государства), поэтому у нас очень жесткие критерии качества. Мы сделали ставку не на большие объемы, а на качество. Благодаря этому наша продукция всегда в Европе продается дороже. Столько сертификатов, сколько выданы компании, мало кто имеет в Казахстане. Отечественная рыба востребована и пользуется спросом, потому что пресноводки в мире очень мало. В основном реализуется морская продукция. У некоторых стран внутренних озер вообще нет. Еще один фактор — борьба с ожирением во всем мире. А пресноводная рыба не содержит холестерина. Кроме того, у морской рыбы сильно выраженный вкус, чего нет у пресноводной — он у нее нейтральный. Рыба-флагман — судак, тогда как на нашем рынке востребованы карповые. У судака, во-первых, белое мясо, во-вторых, костей мало. И, наконец, он стал модным, он востребован в Европе, в Америке, поэтому им заинтересовались и в Китае».

Где есть рыбалка?

Завод в Капшагае — крупнейший завод компании. Также у «Рыбпрома» цех по переработке рыбы в Восточном Казахстане и на Балхаше, где лов осуществляет своя флотилия — 17 единиц техники. И если завод в ВКО в основном ориентирован на экспорт, то капшагайский больше работает для казахстанцев. Здесь производятся основные виды продукции.

Гендиректор компании отметил, что 30% воды для лова в Капшагайском водохранилище принадлежит «Рыбпром». На Балхаше годовая квота 7 тыс. тонн, 1,5 тыс. тонн — доля компании. Также с Дальнего Востока для ассортимента завозится кета, горбуша и минтай. Есть небольшой лов и на Каспии, где добывается забытая каспийская килька. Что же касается форели, то ее выращивают в Кыргызстане, потому что там постоянный температурный режим — стабильно холодная вода.

Наряду с этим компания занимается искусственным воспроизводством рыбопосадочного материала в целях восполнения рыбных запасов водоемов.

«Желающих работать на заводе много, поскольку спецобразование не нужно. Мы образование даем здесь, потому что в Казахстане никто не готовит кадры для рыбпрома. Ближайшее учебное заведение — в Астрахани. Надо отметить, что хозяин завода ориентируется на социальную составляющую производства — если поставить современные линии, то 40–50% людей пришлось бы сократить благодаря автоматизации. Но они дорогие, и их окупаемость достаточно долгая. А у нас все заводы находятся в сельской местности, и работает на них на 90% местное население», — дипломатично рассказал об экономике производства гендиректор предприятия.

Снижение квот — благо для развития отрасли?

В Казахстане еще нет субсидий на рыбную промышленность по кормам, хотя в других странах государство делает все, чтобы отрасль развивалась. Соседи нас в этом смысле обгоняют. Особенно Узбекистан — там выращивается 60 тыс. тонн рыбы. В Кыргызстане выращивается 15–20 тыс. тонн. А Казахстан не выращивает даже тысячи тонн. По мнению Бакытжана Мусанова, и Казахстан придет к этому: «Я думаю, осенью примут закон по субсидиям. Тогда и в Казахстане будет большой рост аквакультуры. Если нет субсидий, то эти расходы ложатся на плечи потребителей. Думаю, государство понимает, что мы уже отстаем от других стран по этому показателю. Нам повезло, что у нас много своей дикой рыбы, у нас хватает внутренних озер. У нас в планах добычи — сокращение. Развитие — только в плане аквакультуры. Мы говорим государству: раз вы сокращаете квоты лова, дайте возможность выращивать рыбу…».

Следует отметить, что на всех перерабатывающих заводах компании «Рыбпром» действуют лаборатории собственного контроля, которые оснащены современным оборудованием, необходимым для проведения контроля качества входящего сырья, технологического процесса производства и готового продукта. Лаборатории собственного контроля своевременно проходят оценку состояния средств измерений: оборудование поверяется в соответствии с законодательством в области технического регулирования, что совершенно исключает возможность получения недостоверных результатов проводимых испытаний.

Справка:

Компании «Рыбпром» присвоены:

— учетные номера ЕС, дающие право экспорта в страны Европейского союза;

— сертификат IFS (международный продовольственный стандарт), дающий право поставлять свою продукцию в предприятия розничной торговли Европы и Северной Америки;

— в 2015 году успешно пройдена инспекция — Friends of the Sea (основанная на принципах ответственного рыболовства и экологической безопасности);

— в 2016 году получена регистрация SEDEX по стандарту SMETA (подтверждающему устойчивое развитие, деловую репутацию и социальную ответственность компании).

Читайте также