ЕАБР: Интеграционные процессы по общим рынкам финансов и электроэнергетики будут идти тяжело

Опубликовано
В интеграционном центре ЕАБР считают, что на поле госзакупок все гладко только на бумаге

Стагнирующим в своем развитии остается рынок государственных закупок единого экономического пространства. Работа по нетарифным барьерам, отраженным в «Белой книге» ЕЭК, будет проводиться в консенсусе участвующих стран. Тарифные преграды на внешнем периметре из года в год снижаются, согласно расписанию вступления большинства государств-членов ЕАЭС в ВТО.

Предстоящие интеграционные процессы по созданию общих рынков в финансовом секторе и электроэнергетике будут проходить тяжело, считает директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЕАБР) Евгений Винокуров. Такой вывод эксперт сделал, исходя из непростого годового опыта принятия пакета документов и согласования рынка лекарств и медицинских изделий ЕАЭС, который заработал в компромиссном варианте в мае этого года после длительного обсуждения.

«Внесено несколько сот поправок, предложений, согласование общего рынка лекарств и медицинских изделий поднималось от уровня к уровню, снимались проблемы, даже на уровень премьеров часть вопросов была вынесена в итоге. Ценой компромисса стало существенное снижение планки этого общего рынка. По основному объему обязательств предусмотрены отлагательные условия на пятилетний период до 2022 года. Главное из них – это правила сертификации, потому что общий рынок – это когда предприниматель может сертифицировать свое лекарственное средство в одной стране и с этим сертификатом выходить во все пять стран», – сказал эксперт в комментарии корреспонденту «Къ» в кулуарах Астанинского экономического форума.

Одной из критических тем евразийской интеграции в силу объема в $270 млрд в год остается рынок госзакупок стран – участниц ЕАЭС. В интеграционном центре ЕАБР считают, что на этом регулируемом поле все гладко только на бумаге, однако на деле же малые и средние предприниматели одних стран не могут принимать фактическое участие в конкурсах поставок товаров и услуг госорганам других государств из-за многослойных проблем. Крупные компании могут себе это позволить через территориальные представительства, но необходимо решить вопросы технического уровня, такие как создание общего электронного реестра с общепризнанной цифровой подписью, чтобы предприниматель одной страны не тратил бы огромные усилия для приезда в страну проведения конкурса и физической подачи документов, считает Винокуров.

В то же время работа по нетарифным барьерам является важнейшей задачей для евразийских институтов в плане углубления интеграции, так как такие преграды могут свести на нет отсутствие таможенных пошлин на едином экономическом пространстве. Эта работа начинает приобретать планомерный систематический характер, полагают в интеграционном центре.

«В «Белой книге», выпущенной в апреле Евразийской экономической комиссией, подробно излагаются 60 барьеров, по которым между государствами-участниками есть консенсус по их устранению. Конечно, на самом деле барьеров в разы больше – порядка 300–400, из них правда 80% входит в число дозволенных, то есть государства могут вводить барьеры по согласованной процедуре с уведомлением на срок до 2 лет, но есть и часть барьеров, которые не вошли в эту «Белую книгу». Перечисленные в документе 60 барьеров носят в основном технический характер. Например, по Казахстану там указывается барьер не признания дипломов об образовании граждан других государств до даты вступления в силу договора Евразийского Союза, то есть на 1 января 2015 года. Этот барьер был снят», – пояснил евразийский эксперт.

Согласно оценкам аналитического института ЕАБР, снятие примерно 50% существующих барьеров даст экономический эффект на уровне 2,8% ВВП для Беларуси, 1,3% – для Казахстана и 0,5% – для России. Но полностью все преграды внутри союза ликвидировать будет невозможно, так как все время возникают новые нетарифные барьеры, которые создаются в основном регулирующими органами, признают в центре.

По сведениям Евгения Винокурова, у Казахстана на сегодняшний день из единого таможенного тарифа исключено 1 914 товарных позиций согласно графику вступления страны в ВТО. Подобные расписания есть и у Армении – 775 позиций, Кыргызстана – 169 позиций и России, которая практически завершила процесс. По оценкам торговых экспертов, примерно к 2021 году должна быть достигнута полная синхронизация единого таможенного тарифа, который сегодня в среднем равен 7,6–7,7% в сравнении с 10,6% в 2011 году. «То есть защита евразийского общего рынка на уровне таможенных пошлин уже не такая большая. Поэтому центральным вопросом интеграционного процесса во внешней и внутренней торговле является проблема нетарифных барьеров», – подчеркивает директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития.

Читайте также