Ритейлеры обсудили тенденции розничной индустрии в РК

Опубликовано
Представители ритейл-бизнеса всерьез обсуждают тему прямого взаимодействия с покупателями посредством телефонов

В Алматы прошел форум Retail Business Kazakhstan 2017, посвященный отечественной розничной индустрии. Главная проблема этого сектора бизнеса зачастую заключается в том, чтобы умело управлять средствами инвестора. А это и взаимоотношения с покупателем, и поиск надежных поставщиков. Несмотря на кажущийся кризис в бизнесе и закрывшиеся супермаркеты, основные игроки этого сектора чувствуют себя уверенно — открываются новые ТРЦ и гиперы, наметились новые слияния.

Основная цель форума — обменяться мнениями по вопросам покупательского спроса и воздействиям на него, а также унифицировать взаимоотношения с поставщиками. Но если говорить о ритейле в целом, то это не только товары потребительского спроса. В эту категорию входят и торговые компании, занимающиеся реализацией дистрибьюторских товаров, а также обладатели франшиз — от книг и детских игрушек до одежды и стройматериалов.

Игра для крупных игроков

К проведению форума приурочили создание Союза ритейлеров Казахстана, которое произошло накануне. Об этом заявил председатель Комитета торговли НПП РК «Атамекен» Кайрат Мажибаев. Союз возглавил генеральный директор торговой сети Magnum Cash&Carry Александр Гарбер. Сам глава сети считает, что создание этого объединения «облегчит процесс общения с правительством в целях решения актуальных проблем в ритейле».

Видимо, давно созданная одноименная ассоциация, входящая, как и все прочие отраслевые объединения, в НПП «Атамекен», по своему юридическому статусу не давала нужного результата игрокам рынка. Ассоциацию возглавлял CFO группы компаний ALMEO Group Василий Горевой.

Ритейлеры считают, что в Казахстане не хватает современных торговых площадей. По словам Александра Гарбера, на 1 тыс. казахстанцев приходится всего 180 кв. м современных торговых площадей. В то время как в России этот показатель составляет 340 кв. м, а в Беларуси — 230 кв. м. Кроме того, участники конференции сообщили, что в республике устарел Закон «О регулировании торговой деятельности», в который с 2004 года практически не вносилось никаких изменений.

Сама компания Гарбера занимает экспансивную политику. По его словам, у Magnum Cash&Carry есть планы по поглощению еще одной сети в Казахстане. Если речь идет об алматинской сети, то это может оказаться и City Сenter. Но, вполне вероятно, что это Green Mart, который сворачивает свои магазины по всему Казахстану. Тем более, что ранее СМИ уже сообщали — часть этих гипермаркетов станут частью магазинов сети Magnum Cash&Carry. Помимо этого, компания не будет гнушаться и «мелочевкой». Она уже начала развивать новое направление — магазины у дома под брендом «Magnum Экспресс».

Судя по всему, сети поставили перед собой цель — выдавить «частные лавочки» на первых этажах. Причины такой агрессивности крупного ритейл-бизнеса в том, что покупательская способность населения в целом снизилась на 20-30%, хотя кушать люди вряд ли стали меньше. Как полагает исполнительный директор молла «Апорт» Дмитрий Ревин, стремительный рост покупательской способности периода начала двухтысячных уже никогда не вернется.

Несмотря на многолетние попытки властей насадить в нашей стране цивилизацию, главным конкурентом ритейлеры называют базары. Так, по информации начальника отдела по развитию бизнеса Niеlsen Кazakhstan Георгия Карамышева, розничные продажи на открытых рынках в 2017 году занимают небольшую долю, около 5% от общего объема продаж, но они по-прежнему остаются лидерами оптовых продаж. Зато, как сообщил представитель Niеlsen Кazakhstan, 80% товаров продемонстрировали рост продаж по каналам так называемой современной торговли.

Современная розница, по словам эксперта, растет за счет того, что покупатели уходят с базаров. При этом 50% от общего объема продаж товаров категории non-food реализуется через каналы современной торговли. В меньшей степени через них продаются продукция табачных компаний и напитки — 30%. Доля всех остальных категорий за последние 2–3 года выросла с 27 до 40%.

Ритейл будущего

Между тем представители ритейл-бизнеса и консалтеры всерьез обсуждают тему прямого взаимодействия с покупателями посредством телефонов, благо, распространение сотовой связи и смартфонов в стране располагает к этому.

В своей презентации директор по продукту компании «Инфобип Казахстан» Владимир Курилович заявил о таких возможностях. В принципе, они лежат на поверхности, и их нужно только привязать к «интеллектуальному» софтверному решению, чтобы не стрелять из пушки по воробьям и не тратить деньги впустую.

Отметим, что штаб-квартира компании находится в Хорватии, у компании более пятидесяти офисов по всему миру. Глобальное покрытие — более 190 стран.

Представитель «Инфобип Казахстан» рассказал о комплексном решении – омни-коммуникациях. «Омни» означает «присутствующий повсюду. То есть, когда вы хотите коммуницировать наиболее качественно со своим конечным потребителем, вы выбираете тот канал, который будет наиболее удобен. Омни-канальность позволяет дотянуться до любого канала коммуникаций, который есть в данный момент у клиента», — поясняет спикер.

По его словам, конечно, в большей степени возможности коммуникаций сконцентрированы в сотовом телефоне — будь то интернет или мессенджеры, которые набирают все большую популярность, и, естественно, СМС, как канал, который доступен на любых моделях телефонов. Решение, которое предоставляет «Инфобип», позволяет любому сотруднику, не обладающему такими специфическими знаниями, как IT, с помощью простого и удобного личного кабинета и конструктора составить ту маркетинговую коммуникацию, которая будет нужна для насущных целей и потребностей. «Подключить необходимые каналы коммуникаций, захватить определенное время жизни на определенном канале. Если вы не можете доставить ваше сообщение клиенту через СМС-каналы, можно воспользоваться Viber, e-mail, если у вашей компании есть приложение, то это можно сделать через пуш-сообщение», — говорит он.

При этом у компании есть возможность выбрать наиболее экономичный способ для общения.

Владимир Курилович рассказал о своих российских кейсах. Так, один из банков попросил сделать рассылку через Viber, причем у компании было две цели: выяснить, у какого количества есть это приложение и как получатели будут коммуницировать через него. То есть, была задача получить опыт, какими мессенджерами и какими способами нужно пользоваться для коммуникации с клиентами. После рассылки 40 тыс. сообщений через Viber было выявлено, что 22 тыс. пользователей располагают этим приложением, и из них почти 3% людей, которые получили сообщение, в итоге перешли на сайт и установили приложение homebank. По мнению докладчика, 3% для такой выборки — очень высокий показатель. В другом случае с помощью мессенджера банк сэкономил почти 29% средств, которые бы он потратил на рассылку смс.

И, наконец, подобные решения, по словам докладчика, уже можно интегрировать в собственные CRM-решения компании. «Вы можете собирать информацию о ваших клиентах, накапливать ее, создавать «умные списки» для коммуникаций. То есть, если вы создаете список клиентов с определенными параметрами, в дальнейшем система начинает отслеживать появление новых клиентов с аналогичными параметрами, она автоматически их добавляет в него. И вам не нужно каждый раз редактировать коммуникацию, добавляя туда новых клиентов. То есть, возможности таргетирования в системе уже заложены. Вы можете сделать это, используя внутренний CRM. Кроме того, есть возможность интегрироваться в ваш CRM, если он уже имеется», — добавил спикер.

Читайте также