Виктор Елисеев: Люди устали от огромного потока лишней информации

Опубликовано (обновлено )
Управляющий директор Dentsu Aegis Network Kazakhstan Виктор Елисеев рассказал, каковы тренды и прогнозы развития рынка SMM

В июне в Алматы пройдет фестиваль Go Viral, на площадке которого планируется обсудить вопросы о том, как сделать свои идеи «вирусными»? Что заставляет некоторые идеи «взрываться», а некоторые «затухать»? Как монетизировать контент? Как заставить свой контент быть увиденным и услышанным во всем мире? В его преддверии наша редакция заинтересовалась вопросом, насколько интернет-маркетинг присутствует на казахстанском рынке, а также насколько это направление перспективно с точки зрения карьеры.

Судя по тому, что регистрация на фестиваль идет полным ходом, интернет-маркетинг сейчас интересен многим. Он дает возможность творческой аудитории, журналистам, предпринимателям, кинематографистам, музыкантам посредством социальных сетей, новых платформ и технологий продвигать свой контент.

Насколько этот сегмент развит в Казахстане, каковы тренды и прогнозы развития рынка SMM – с этим и многими другими вопросами редакция обратилась к одному из спикеров фестиваля, управляющему директору Dentsu Aegis Network Kazakhstan Виктору Елисееву.

Виктор, какие современные тенденции характерны сегодня для коммуникаций в социальных сетях с потребителями и партнерами? Что изменилось за последние годы? Что было актуально, скажем, 1–2 года назад, и что актуально сегодня?

– Во-первых, пользователи переходят из соцсетей в мессенджеры – ими пользуется уже более 4 млрд человек. Популярность таких сервисов, как Facebook Messenger, WhatsApp, Viber или Telegram впечатляет: их аудитория уже примерно на 40% превосходит социальные медиа! И это не случайно: люди просто устали от огромного потока лишней информации и ищут более точечные способы коммуникации друг с другом.

Другой тренд – активный спрос аудитории на инструменты прямого вещания. Благодаря им пользователи могут создавать видеоролики, сообщения и передавать их друг другу в реальном времени. Стриминг на Facebook и Instagram – наиболее актуальный формат коммуникаций в социальных медиа. Лидировавшая ранее публикация видеороликов отошла на вторую позицию, картинки и фото занимают третье место по популярности среди пользователей, а текст оказался на четвертой строчке.

Еще одним символом наступающей чат-революции становятся так называемые «чат-боты» – приложения-собеседники, имитирующие общение с живым человеком посредством письменного диалога. Они могут решать различные задачи – от поиска необходимой информации до обслуживания клиентов в бизнесе.

Есть ли у вас статистика: насколько каждый год увеличивается аудитория социальных сетей в мире и какова классификация пользователей: по возрасту, социальному классу, профессиям и прочим параметрам?

– Согласно данным сервиса Statista.com, ежегодный прирост пользователей социальных сетей в мире – 15–20 млн человек. Так, по оценкам экспертов, с 2015 по 2016 годы социальные медиа по всему миру «подросли» с 2,14 млрд до 2,34 млрд человек.

Что касается глобального портрета пользователя социальных сетей, то в универсальном формате его не существует, поскольку аудитория различных площадок может сильно отличаться по демографическим, социально-экономическим и иным характеристикам. К примеру, если взять «ВКонтакте», то, вероятней всего, что в рамках данной социальной сети превалирует возрастной сегмент аудитории 15–25 лет, а в Facebook – 25+.

– Помогают ли социальные сети находить профессиональные кадры в компанию?

– Социальные сети и поисковики – реальные инструменты современного рекрутинга и именно за ними будущее данной профессии. Теперь кандидата достаточно «загуглить», чтобы сформировать первоначальные выводы о потенциале сотрудника. Реальность такова, что с помощью анализа аккаунта потенциального кандидата в социальных сетях или любой иной общедоступной информации о нем в интернете HR-менеджер может узнать гораздо больше, чем скажет любое резюме.

Работу можно найти, если просто опубликовать пост о ее поиске в любой из социальных сетей, в которой вы присутствуете. Если вы сможете сделать свою публикацию заметной и у вас достаточно большое количество подписчиков, не исключено, что среди них окажется ваш потенциальный работодатель. Яркий пример – креативный пост о поиске работы в Facebook, опубликованный жительницей Киева Алисой Абасовой в январе этого года. Вирусный эффект шикарного копирайта не заставил себя долго ждать – тысячи людей поставили «лайк» и поделились данной публикацией, а сотни работодателей засыпали девушку различными предложениями.

Сегодня пользуются спросом и специализированные деловые площадки для поиска работы, сотрудников и обмена деловыми контактами, крупнейшей из которых является LinkedIn. Как правило, этот инструмент используют наиболее «продвинутые» соискатели, что также может стать для них бонусом с точки зрения потенциального работодателя.

Знаю случай, когда девушка из Казахстана получила работу в компании Google, просто создав себе аккаунт в LinkedIn и оптимизировав его с помощью SEO. И именно ее резюме первым нашли HR-специалисты Google в результатах поиска.

Другой реальный пример – пара провокационных снимков и категоричное заявление на странице в Facebook закрыли двери к «работе мечты» для соискателя вакансии.

– Какие новые технологии в SMM-маркетинге и продвижении в социальных сетях появились в последние годы?

– Одна из таких технологий – возможность ведения прямых эфиров. Рассмотрим пример Facebook Live – функцию прямой видеотрансляции, запущенную Facebook в прошлом году. В отличие от обычных видео, трансляции получают более высокий приоритет в ленте новостей, более высокие показатели охвата аудитории, в том числе и благодаря функции уведомлений о выходе «друга» в прямой эфир. Комментарии и счетчики обновляются также в режиме реального времени. Ведя трансляцию, вы можете отслеживать статистику.

– Насколько работа с соцсетями помогает тому или иному бизнесу, есть ли такая статистика?

– SMM не является и никогда не был прямым инструментом продаж в социальных медиа. Стоит относиться к продвижению к социальных сетях как к имиджевому решению. Это своего рода дань моде в позиционировании брендов, а также способ получения обратной связи и инструмент коммуникации с потребителем. Адекватно измерить его влияние на продажи сегодня не представляется возможным.

– Есть ли статистика по объемам рекламы в соцсетях?

– Данный канал коммуникаций демонстрирует впечатляющую динамику роста по всему миру. Так, с 2012 по 2016 годы объем рекламы в социальных сетях в Казнете вырос более, чем в 20 раз – с 10 млн тенге в год до 228 млн тенге по итогам минувшего года. Вместе с тем это все еще малый «кусок пирога» локального digital-рынка, который сегодня оценивается нами в сумму более 4 млрд тенге. Основные рекламные инвестиции приходятся на баннерную рекламу, контекст, а также онлайн-видео.

Читайте также