Доля малого бизнеса в экономике РК выросла до 20%

Опубликовано (обновлено )
Малый бизнес в Казахстане не намерен снижать обороты из-за проблем в экономике страны

Доля влияния малого бизнеса в экономике РК за год выросла до 20%. Для роста производства предприниматели увеличивают спрос на доступные кредитные ресурсы. Выдача микрозаймов в 1 полугодии 2016 выросла на 16%, сообщает ranking.kz.

Малый бизнес в Казахстане не намерен снижать обороты из-за проблем в экономике страны. За 2015 год объем производства товаров и услуг индивидуальными предпринимателями — костяк МСП в РК (70,3%), — показал рекордный результат в 1,5 трлн тенге. Это на 56% больше уровня выпуска в секторе в 2014 году. Доля малого предпринимательства в ВВП страны за год выросла до 20% с 16%. В текущем году объемы производства несколько снизились, однако замедление темпов довольно небольшое — минус 8% по итогам января-июня 2016 года по сравнению с уровнем за аналогичный период прошлого года. При этом численность индивидуальных предпринимателей на фоне падающих макроэкономических показателей за год выросла с 911 до 919 субъектов.

Поддержание высоких темпов роста производства провоцирует увеличение спроса на кредитные ресурсы со стороны малого бизнеса. Статистика микрокредитного рынка РК показывает, что соответствующее финансирование индивидуальные предприниматели находят в микрофинансовых организациях. За 1 полугодие текущего года спрос на самый доступный кредитный продукт, предлагаемый МФО, — кредиты под солидарную ответственность (групповые кредиты), — вырос на 16%. Всего за январь-июнь 2016 года было выдано 82,4 тысячи таких микрозаймов.

Рост спроса предпринимателей на бизнес-микрозаймы объясняется двумя факторами. Первый — легкость получения финансирования в МФО, если сравнивать с условиями кредитования в банках. Основным препятствием на пути малого бизнеса в получении банковского займа является вопрос залога — практически все кредитные продукты для МСП в банках требуют в залог недвижимое имущество либо денежные средства. В тоже время основным продуктом на рынке бизнес-микрокредитования является групповой кредит, не требующий никакого залогового обеспечения, кроме солидарной ответственности группы предпринимателей.

Второй фактор, играющий в пользу выбора микрокредита для предпринимателя, является стоимость финансирования. Декларируемые МФО эффективные ставки вознаграждения по микрозаймам выше, чем у банков — в среднем 30,6% годовых. Однако, если учесть все сопутствующие расходы предпринимателя в ходе получения займа в банке, такие как комиссии за рассмотрение заявки, обналичивание и прочее, — то стоимость такого кредита становится дороже, чем в МФО. Для сравнения, размер ежемесячного платежа по кредиту на сумму 1 млн тенге на 1 год составит 99,4 тыс. тенге в банке и 98,6 тыс. тенге в микрофинансовой организации.

В настоящее время в Казахстане действует 132 микрофинансовые организации, имеющие учетную регистрацию в Национальном банке РК. Крупнейшим участником рынка микрофинансирования в РК является KMF, чья доля на рынке составляет более 52%.

Читайте также