Роботакси сделает дороги безопаснее — мнения

Опубликовано
Большинство аварий именно от человека, а не от машины, - считают эксперты

Компания Uber, давно ставшая символом онлайн-бизнеса, запустил проект, который может полностью изменить будущее служб такси и городского автотранспорта. Сервис предлагает клиентам добраться до места назначения на самоуправляемом автомобиле. Специалисты уверены – такая модификация неизбежна и пойдет только на пользу городской культуре: самоуправляемый транспорт сможет снизить аварийность на дорогах практически на 100%.

Пилотный проект сервиса реализуется на трассах Питтсбурга в Пенсильвании: на улицы города вышли четыре «роботакси» — внедорожники Volvo XC90, оборудованные системой автопилота и массой датчиков.

Однако, пока автомобили двигаются не полностью самостоятельно, на случай критической ситуации на передних креслах сидят два человека, а рядом с блоком коробки передач располагается красная кнопка, которая немедленно отключает функцию «искусственного интеллекта».

По наблюдению репортера Reuters, на протяжении часовой поездки автомобиль-беспилотник двигался плавно, без рывков. Соблюдая сигналы светофора и правила дорожного движения, машина Uber переезжала через мосты и объезжала почтовый грузовик, а на оживленной улице — сама сбавила скорость, все без участия человека.

В Питтсбурге «умные» машины назначаются на заказы случайным образом, а поездки на них первое время будут бесплатными.

Движение будущего

По мнению директора по развитию Crystal Spring Константина Пака, уже нет сомнений в том, что роботакси заменят живых таксистов, вопрос состоит только во времени и объемах реализации проекта. «Некоторые виды транспорта – самолёты, поезда, метро уже в разной степени автономны. Вплоть до полного отсутствия человека. Автомобиль просто продолжает ряд», – поясняет он.

Сооснователь российско-казахстанской IT-компании «Repoint.kz» Максим Толмачев считает, что автопилотируемый транспорт избавит людей от необходимости покупать автомобили – личный транспорт будет просто не нужен, а уличное движение будет регулироваться и без участия сотрудников ГАИ.

По мнению г-на Толмачева, вложения в развитие автономного транспорта станет одним из ключевых и перспективных направлений. В настоящее время уже создается единая сеть связи между автомобилями, и проводится тестирование роботоводителей, в цепочке которой не будет присутствовать переменная – человек.

Однако внедрение такого транспорта требует множества законодательных изменений, связанных со стандартизацией улиц, а также правил дорожного движения. Помимо этого, компания может встретиться и с другими препятствиями.

Роботы безопаснее людей

Г-н Пак отмечает, что идея самоуправляемого транспорта не представляет угрозы для городского населения. «Это понятный, давно предсказанный путь прогресса. Понятно, что до идеальной реализации ещё далеко, но приемлемые проекты мы уже можем видеть даже на наших улицах. Что надёжнее – техника или человек, сложно сказать без цифр. Но самолёты давным-давно летают и даже садятся на автопилотах. Так что, я не вижу тут проблем, люди – тоже вид механизма и не сильно надёжны», – комментирует спикер.

Г-н Толмачев убежден, что роботакси будут абсолютно безопасны для пешеходов, поскольку автомобиль будет контролироваться специальными датчиками, GPS-навигацией, а в критическом случае автомобиль может отключиться, о чем будут проинформированы и другие робоводители и заберут пассажира. А аварийный автомобиль, находящийся в поломке, заберет другой автомобиль.

«Большинство аварий именно от человека, а не от машины. В целом, мир получит улучшение по количеству аварий и наездов на пешеходов на 99.9%», – отмечает г-н Толмачев.

По мнению г-на Пака, роботакси могут быть не слишком затратны для Uber. «Сейчас это популизм – очередной способ привлечь к себе внимание, в первую очередь, инвесторов, но в будущем автоматы, наверняка, будут эффективнее людей». Причины этого понятны: во-первых, самоуправляемый автомобиль, в отличие от человека, способен работать круглосуточно; во-вторых, он будет иметь более удобную систему управления, распределять заказы по такси можно гораздо точнее, не будет ситуации, когда все собрались вокруг аэропорта, а в центре города заказы не принимаются. Ну и в-третьих, сработает эффект масштаба. Любая техника со временем совершенствуется и дешевеет, объясняет он. «Честно говоря, я приветствую такой прогресс, другое дело, что он должен сопровождаться разумной программой перенаправления людей в другие, более творческие области экономики. Этого, к сожалению, пока не видно», – добавил он.

«В будущем, трафик будет весь автопилотируемый, и это будет на 99.9% безопаснее, чем при управлении человеком», – заключил г-н Толмачев.

«Умное» такси — главный вектор развития стартапа из Сан-Франциско, оценивающегося в $68 миллиардов. Как ранее заявил соучредитель и глава Uber Трэвис Каланик, его компания ставит перед собой амбициозную цель – заменить 1,5 миллиона водителей-людей роботами как можно скорее. При участии Volvo уже к 2021 году Uber рассчитывает создать полностью автономную машину-робота.

Читайте также