РК может привлечь на развитие ВИЭ до $250 млн инвестиций

Опубликовано
Доля ВИЭ в общем объеме генерируемой электроэнергии в РК составляет не более 1%, но в ближайшие 5 лет этот показатель планируется увеличить до 2–3%

На развитие зеленой энергетики Казахстан может привлечь порядка $250 млн инвестиций от ООН. Вместе с тем, в этой отрасли еще остается много вопросов, требующих решения. По мнению Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий, зеленая энергетика в Казахстане активно развивается за счет искусственно созданных условий.

Казахстан собирается привлечь на развитие зеленой энергетики до $250 млн инвестиций от Зеленого климатического фонда ООН – крупнейшего финансового механизма, созданного с целью помочь развивающимся странам предотвратить климатические изменения. Министерство энергетики, курирующее этот вопрос, уже готовит соответствующую заявку, в чем ему окажет помощь Программа развития ООН (ПРООН) в Казахстане.

Заместитель постоянного представителя ПРООН в РК Туя Алтангерел отметила, что финансирование Зеленого климатического фонда включает в себя льготные займы, гранты, а также другие механизмы. По ее словам, на сегодня ПРООН совместно с Правительством Казахстана, бизнесом и неправительственными организациями уже воплотило в жизнь порядка 190 проектов, которые, в целом, способствуют улучшению экологического, экономического социально-культурного климата в стране. При этом общая сумма средств, инвестированных ПРООН в РК с 1993 года, составляет около $200 млн.

«Сейчас мы заинтересованы в разработке одной единой казахстанской заявки в фонд и готовы оказывать финансовое сопровождение. Нужно проделать глубокий анализ. Мы опираемся на наш проект «Устойчивые города» (финансируется через глобальный экологический фонд) – у нас будут данные на 16 городов. Через этот анализ получится (составить. – «Къ») инвестпроекты для каждого из них, включая промышленные секторы, которые работают вокруг городов или на их территории. Анализ будет по разным секторам экономики – промышленность, теплоэнергетика и другие. Наша задача подготовить заявку – это будет $150–200–250 млн (инвестиций. – «Къ»)», – сказала Алтангерел.

Она также отметила, что эксперты ПРООН уже провели анализ источников экологических рисков. Он был сделан с использованием перекрестного подхода, который дает возможность выделить основные формы загрязнения воды, почвы и воздуха, а также источники загрязнения.

По словам Алтангерел, повышенному риску экологической дестабилизации подвержено 75% территории Казахстана. Порядка 5 млн казахстанцев проживают в условиях загрязненного атмосферного воздуха, а еще 2 млн – это жители Алматы – в условиях крайне высокого загрязнения. При этом ежегодный объем атмосферных загрязнений в РК колеблется в пределах 3–4 млн. тонн, а 85% промышленных выбросов приходится на 43 крупных предприятия. Алтангерел отметила, что по международным оценкам Казахстан является одной из наиболее углеродоемких экономик в мире.

70% электроэнергии в Казахстане вырабатывается на сегодняшний день за счет сжигания угля. А доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в общем объеме генерируемой электроэнергии в стране, по словам вице-министра энергетики Гани Садибекова, составляет не более 1%. При этом в министерстве планируют увеличить этот показатель до 2–3% в ближайшие 5 лет, в то время как добыча угля в стране ежегодно падает почти на 5%.

Вместе с тем, Садибеков отметил, что пока от угля все же отказаться никак не получится. «В ближайшее время за счет совершенствования очистных сооружений и модернизации генерирующих мощностей мы будем увеличивать выработку электроэнергии – развивается экономика, реализуется программа индустриального развития», – сказал вице-министр.

Возвращаясь к обсуждению перспективы увеличения доли ВИЭ в генерации, Садибеков уточнил: «На повестке дня поднимаются вопросы привлечения инвестиций для решения проблем, связанных с адаптацией к изменению климата, управлению рисками от неблагоприятных последствий и опасных природных явлений, вопросам трансферта технологий для развития чистой энергетики и улучшения экологической обстановки в стране. В контексте активного привлечения средств международных финансовых институтов мы видим Зеленый климатический фонд как один из основных партнеров».

Вице-министр также сообщил, что перед министерством энергетики поставили задачу провести с Зеленым климатическим фондом координированную работу и сформировать упомянутую выше единую комплексную заявку таким образом, чтобы она была способна дать реальный и устойчивый эффект. Программный аналитик департамента устойчивого развития и урбанизации ПРООН в РК Расул Рахимов пояснил, что эта заявка будет включать в себя такие компоненты, как энергоэффективность, улучшение транспортной системы, модернизация технологий – управление в области генерации тепла, ЖКХ, формирование зеленой экономики в моногородах, а также улучшение социально-экономического положения в Казахстане через развитие МСБ.

Вместе с тем, в Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Казахстана (АГМП) считают, что для активного привлечения в РК серьезных инвесторов, рынок возобновляемых источников энергии необходимо упорядочить. По словам исполнительного директора АГМП Николая Радостовца, зеленая энергетика в Казахстане активно развивается за счет искусственно созданных условий. В первую очередь, к ним можно отнести государственное обязательство по индексации тарифов на вырабатываемую ВИЭ электроэнергию с учетом изменения обменного курса национальной валюты к доллару. Несмотря на то, что это дает инвесторам в ВИЭ возможность прогнозировать свои доходы и окупаемость инвестиций, по словам Радостовца, валютная индексация также нарушает сложившийся межотраслевой баланс между отраслями.

«По нашим данным, в ближайшие годы в ВИЭ в Казахстане инвесторы планируют вложить 1,4 млрд долларов, подлежащие обязательному возврату через механизм субсидирования. Согласно подсчетам, валютная индексация тарифов ВИЭ может принести им в 2020 году дополнительные 69 млрд тенге из 174 млрд тенге выплат за чистую электроэнергию. В целом, страна за пять лет, начиная с 2015 года, заплатит 512 млрд тенге за производство «зеленой» электроэнергии, где валютная составляющая достигнет 193 млрд тенге», – делится Радостовец.

«Получается, очередь из энтузиастов-инвесторов ВИЭ выстроилась не потому, что все хотят заниматься развитием зеленой экономики в Казахстане, а потому что созданы беспрецедентные сверхвыгодные условия. Это только доказывает, что нарушен экономический баланс в ущерб другим отраслям.

Глава АГМП отметил, что, как было сказано выше, пока доля ВИЭ в генерации страны не превышает 1%, но за угольными электростанциями остается почти 80% производства электроэнергии РК. В то же время, в прошлом году, по данным АО «Казахстанский оператор рынка электрической энергии и мощности», производство электричества на ветряных электростанциях выросло на 1284,7%, а на солнечных – на 3566% в годовом исчислении.

«Вся страна сейчас напрямую финансирует, по нашим подсчетам, строительство 400 Мвт ВИЭ, хотя есть профицит электроэнергии в объеме порядка 4–5 тыс. МВт. При этом угольная электроэнергия стоит в среднем 8 тенге за киловатт-час, а тарифы для ветровых станций составляют 22,68 тенге за кВт ч, для солнечных электростанций – 34,61 тенге за кВт ч, для малых ГЭС – 16,71 тенге за кВт ч, для биогазовых установок – 32,23 тенге за кВт ч. То есть выходит субсидируемая разница в 2–4 раза. В то время как потребление электричества в стране снизилось на 1% в прошлом году, а его производство за тот же период упало на 3,3%, до 90,5 млрд киловатт-часов», – говорит глава АГМП.

Читайте также