Казахстан намерен довести долю ВИЭ в производстве электроэнергии до 3%

Опубликовано
К 2020 году в Казахстане намерены довести долю возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в общем объеме производства электроэнергии до 3%, к 2030 году – до 10%

Концепцией по переходу РК к «зеленой экономике» поставлена амбициозная цель: к 2020 году вырабатывать с помощью альтернативных и возобновляемых источников энергии 3% всей электроэнергии в стране. Однако эксперты считают, что достижение этой цели пока маловероятно.

К 2020 году в Казахстане намерены довести долю возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в общем объеме производства электроэнергии до 3%, к 2030 году – до 10%. В настоящее же время за счет ВИЭ в стране вырабатывается всего 0,94% электроэнергии.

О поставленной задаче увеличить долю ВИЭ вновь сообщил вице-министр энергетики Казахстана Магзум Мирзагалиев. По его словам, на сегодняшний день в стране имеется 48 действующих объектов ВИЭ. Их суммарная мощность составляет 252,37 МВт, вырабатываемых за счет гидроэлектростанций, ветровых, солнечных электростанций, а также биогазовой установки.

Напомним, Нурсултан Назарбаев подписал Указ об утверждении Концепции по переходу РК к «зеленой экономике» еще 30 мая 2013 года. В концепции прописаны амбициозные цели по переходу на ВИЭ и отказу от угля. В ассоциации «KAZENERGY» комментируют: «Расширять масштабы применения возобновляемых источников энергии планируется постепенно, на промежуточном этапе используя внушительные запасы природного газа в процессе перехода от угля к возобновляемым источникам в электроэнергетике. Так, согласно прогнозам, объемы угля, сжигаемого для производства электрической энергии, в абсолютном выражении не будут сокращаться до 2025 года, однако увеличение выработки электроэнергии будет происходить, прежде всего, за счет использования более экологически чистых источников энергии».

Отметим, что концепцией поставлена весьма амбициозная задача: к 2050 году вырабатывать с помощью альтернативных и возобновляемых источников энергии 50% всей электроэнергии в стране. Специалисты «KAZENERGY» уточняют, что данная концепция предусматривает целевые показатели долей различных энергоресурсов в производстве электроэнергии в 2030 году и 2050 году: «К 2030 году планируется, что 11% электроэнергии будет генерироваться с использованием ресурсов ветра и солнца, 10% – на гидроэлектростанциях и 8% – на АЭС, а оставшаяся электроэнергия будет вырабатываться на угле (49%) и природном газе (21%).

К 2050 году, в случае достижения более амбициозных целей, доля ветровой и солнечной энергии может увеличиться до 39%; при этом доля АЭС и ГЭС (в совокупности) может составить 14%, природного газа – 16%, а остальные 31% обеспечивались бы угольными электростанциями (с модернизированным оборудованием, при эксплуатации которого будут использоваться технологии сокращения выбросов в процессе сжигания)». Аналитики ассоциации отметили, что даже частичное достижение целей, озвученных в концепции, будет означать значительный прогресс в сфере реализации планов Казахстана, связанных с сокращением выбросов парниковых газов в рамках комплекса глобальных мер, направленных на решение проблемы изменения климата.

Но удастся ли достигнуть поставленных целей в краткосрочной перспективе? Заместитель генерального директора Ассоциации возобновляемой энергетики Казахстана (АВЭК) Арман Кашкинбеков на вопрос «Къ» заявил: «Цель по достижению доли ВИЭ 3% к 2020 году на данный момент выглядит недостижимой, учитывая, что в 2015 году доля ВИЭ в общем объеме вырабатываемой электроэнергии в стране составила 0,6%».

По словам эксперта, чтобы успеть достичь обозначенной цели, прежде всего, необходимо, чтобы заработал подписанный президентом РК 28 апреля 2016 года закон, предусматривающий внесение поправок в некоторые НПА по вопросам перехода Республики к «зеленой экономике». Кашкинбеков отмечает, что в этом законе есть все, что сейчас нужно рынку, вопрос лишь в его четком исполнении.

В частности, несмотря на то, что указанный закон был введен в действие 30 июня 2016 года, по факту прописанный в нем механизм индексации существующих тарифов ВИЭ на уровень девальвации национальной валюты по отношению к иностранным валютам еще не действует.

Это, в свою очередь, тесно связано с другой проблемой, встающей перед потенциальными инвесторами – несмотря на то, что у Казахстана есть огромный потенциал для развития альтернативной энергетики, комплектующие для станций у нас в стране пока практически не производятся. В этой связи почти все основное оборудование, необходимое для строительства объектов ВИЭ, инвесторам придется приобретать за иностранную валюту.

Вместе с тем, индексация тарифа на девальвацию является палкой о двух концах. Ранее «Къ» уже писал о том, что в Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Казахстана (АГМП) считают, что эта мера, несмотря на то, что дает инвесторам возможность прогнозировать свои доходы и окупаемость инвестиций, нарушает сложившийся межотраслевой баланс между отраслями. Кроме того, по словам исполнительного директора АГМП Николая Радостовца, валютная индексация тарифа ВИЭ прибавит примерно 1 тенге к 8 тенге за киловатт-час угольной генерации уже в следующем году, что может серьезно ударить по карману крупных предприятий горно-металлургического комплекса Казахстана.

С другой стороны, в Ассоциации возобновляемой энергетики Казахстана полагают, что угроза вовсе не такая большая, как ее представляет АГМП. «Наши предварительные расчеты показывают, что достижение доли ВИЭ в 3% до 2020 года приведет к росту существующего тарифа не более чем на 1,2 тенге, что выглядит на таким уж страшным явлением, учитывая всю пользу, что ВИЭ несут для экономики страны и населения», – отметил Кашкинбеков.

«Развитие ВИЭ повлечет переход к чистым и экологически безвредным технологиям, переход от «грязной» промышленности к чистой, сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу (не будем забывать про EXPO-2017 и подписанное нашей страной Парижское соглашение), а также позволит Казахстану не отстать в технологическом плане от самых развитых стран мира, на которые мы должны, ориентироваться, если хотим в итоге встать с ними в один ряд», – уточнил эксперт. Кашкинбеков также добавил, что цель АВЭК – помочь правительству и Министерству энергетики достигнуть намеченных целей, не принося никакого вреда другим традиционным отраслям экономики. А удастся ли сделать это – покажет время.

Читайте также