Автодилеры вернули свое

Казахстанский рынок легковых автомобилей восстановился до объемов конца 2007 года. По данным компании Qncepto, в октябре 2011 года было реализовано 4 550 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что в 2,1 раза выше прош-логодних объемов сбыта. По разным прогнозам, продажи официальных представителей авторынка на 2012 год ожидаются от 61 до 70 тыс. в год. <br />

Автодилеры вернули свое

Автодилеры вернули свое
Казахстанский рынок легковых автомобилей восстановился до объемов конца 2007 года. По данным компании Qncepto, в октябре 2011 года было реализовано 4 550 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что в 2,1 раза выше прош-логодних объемов сбыта. По разным прогнозам, продажи официальных представителей авторынка на 2012 год ожидаются от 61 до 70 тыс. в год.

Совокупные продажи новых легковых автомобилей (включая категорию LCV) за 10 месяцев с начала текущего года составили
33 613 единиц, что выше показателя годичной давности на 103,59%.

По словам директора консалтинговой компании Qncepto Олега Алферова, 85% октябрьского прироста (по отношению к аналогичному месяцу 2010 г.) – результат увеличения объемов сбыта автомобилей, выпускаемых на территории стран СНГ. Вклад российских производителей в рост продаж составил 58%, на долю казахстанского автопрома пришлось 17% прироста.

«Продажи легковых автомобилей традиционно росли быстрее сегмента легкого коммерческого транспорта. В октябре на территории Казахстана было реализовано 3 917 пассажирских авто. Эта цифра превышает прошлогодний результат в 2,1 раза, а продажи сентября текущего года – на 14,3%», – сообщил г-н Алферов.

Как пояснила «Къ» директор по маркетингу и рекламе группы автомобильных компаний AllurAuto Юлия Кронгарт, тенденция роста наблюдается с кризисного 2009 года. По прогнозам, результат текущего года превысит уровень успешного 2007 года, когда реализация автомобилей составляла более 33 тыс. единиц.

«В качестве основной тенденции текущего года можно отметить рост продаж продукции корейских автопроизводителей, благодаря выходу на рынок новых, доступных моделей и стремительному развитию сборки «корейцев» на территории Казахстана», – говорит Ю. Кронгарт.
В период с января по октябрь 2011 года в автосалонах РК было продано 28 167 легковых автомобилей, что выше показателя годичной давности в 2,1 раза.

«Наиболее весомый вклад в октябрьский рост внесли бренды Lada и Hyundai (38 и 19% от общерыночного прироста к октябрю 2010 г. соответственно). Hyundai также стал самой быстрорастущей маркой по показателю сбыта», – поясняет эксперт.

По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), лидером продаж легковых автомобилей остается бренд LADA. В октябре продажи продолжают расти (+25,5%).

«С момента, как Hyundai в августе неожиданно для всех занял вторую строчку в нашем рейтинге, он до сих пор удерживает свои позиции, увеличив продажи автомобилей по отношению к сентябрю на 15,4% (450 ед.)», – пояснили в АКАБ.

Бренд Daewoo – третье место и 372 проданных авто.

Несмотря на снижение продаж, c минусом в 61 автомобиль, позиция японского бренда Toyota осталась без изменений, на 4-м месте. «Небольшое падение продаж вызвано сниженным количеством прибывших автомобилей. Уже в этом месяце ситуация исправится», – прокомментировала руководитель отдела продаж Toyota Motor Kazakhstan Мария Богданова.

KIA и Chevrolet поменялись местами, при этом бренд KIA поднялся с 7-го на 5-е место – благодаря увеличению продаж чуть более чем в 2 раза (264 а/м).

Nissan продолжает держаться на 6-й строчке, и + 43 авто.

8-е место заняли автомобили корейского бренда SsangYong. Рост продаж составил 11,12%, или, в количественном выражении, 90 авто за октябрь 2011 года.

Бренд ZAZ сместился на 9-е место, со снижением продаж на 14,85% (–15 а/м).

Mitsubishi, без малейших изменений, остался на 10-й строчке, и все так же, как и в прошлом месяце, 74 авто.

По данным Qncepto, показатели сбыта наиболее крупного игрока казахстанского авторынка, группы «БИПЭК АВТО», по-прежнему близки к половине всех продаж «белого» сегмента. В октябре на подразделения холдинга пришлось 45,38% рыночной емкости (против 47,49% годом ранее).

На протяжении трех месяцев удерживает 2-ю позицию в пятерке дилерских групп КМК «Астана Моторс». Поставки автомобилей Hyundai российской сборки позволили компании повысить долю до 14,99% (в октябре 2010 г. – 9,12%).

«11,67% – далеко не самый высокий показатель доли сети автосалонов «Вираж», зафиксированный в текущем году. Однако на фоне ослабления позиции «Меркур Авто» он позволил компании взять «бронзу» по итогам октября», – говорит О. Алферов.

«Меркур Авто» с 9,3% оказался на 4-м месте.

«Аллюр Авто» занял 5-ю позицию. В октябре на салоны компании пришлось 4,13% продаж.

В 2012 году, по словам Юлии Кронгард, ожидается продолжение работы в рамках программы ФИИР и увеличение доли собранной в Казахстане техники, переход некоторых предприятий по сборке автомобилей на качественно новый уровень. «Например, «АгромашХолдинг», собирающий в Казахстане автомобили SsangYong, за год работы принял решение и подписал соглашение с корейской стороной о переходе от SKD- на СКD-сборку, что увеличит процент локализации до 30%. Растет заинтересованность компаний-инвесторов в организации локальной сборки автомобильной техники, что, скорее всего, приведет к открытию новых СП по сборке автомобилей», – резюмировала директор по маркетингу и рекламе группы автомобильных компаний AllurAuto.

Свое производствоВ январе-октябре текущего года в Казахстане было выпущено 6 055 легковых автомобилей, что в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период 2010 года.
По итогам 10 месяцев на долю АО «АЗИЯ АВТО» пришлось 5 309 выпущенных автомобилей марок KIA, Chevrolet, Lada и Skoda .
На базе АО «Агромашхолдинг Казахстан» за отчетный период было произведено 746 автомобилей марки SsangYong.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Россия снова открыла Казахстану окно в Европу

С 15 июля снят запрет на транзит санкционных товаров

Фото: Depositphotos / Lina_mo

Транзит товаров с Запада в Казахстан через РФ стал возможным благодаря запуску российской системы отслеживания грузоперевозок с использованием электронных навигационных пломб на основе ГЛОНАСС. Оператором пломбирования в России определена компания «Центр развития цифровых платформ» (ЦРЦП). Пломбы с российским программным обеспечением будут ставиться на въезде в РФ и сниматься на выезде из нее. Происходить это будет на 20 автомобильных и 10 железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу России. Электронные пломбы помогут отследить, что санкционные товары были действительно доставлены в Казахстан, а не выгружены на территории РФ.

Как было до

Эмбарго на ввоз продуктов из ряда западных стран действует в РФ с 7 августа 2014 года (автоматически под санкции попал и транзит через территорию России). Запрет распространялся на поставки мясо-молочной и рыбной продукции, а также овощей и фруктов из стран ЕС, США, Канады и Норвегии, которые ввели антироссийские санкции из-за проведенного в Крыму в марте 2014 года референдума и последовавших за этим событий. Позднее под российское эмбарго попала продукция из Албании, Черногории, Исландии, Лихтенштейна и Украины.
 
Эффект санкций можно увидеть на примере Украины, которая была крупным экспортером продуктов в Казахстан. Посол Украины в Казахстане Иван Кулеба на казахстанско-украинском бизнес-форуме в Нур-Султане в сентябре 2019 года сообщил, что с 2014 года в результате российских ограничений на транзит украинской продукции двусторонний товарооборот упал более чем в 4,5 раза – до $1 млрд в 2018 году.

Альтернативным маршрутом для украинских и европейских товаров стал закавказский маршрут через Грузию и Азербайджан. Однако он длиннее и сложнее – грузы нужно перегружать с морского транспорта на сухопутный и затем обратно на морской и сухопутный. Все это существенно влияет на стоимость и время транспортировки товаров до Казахстана и, соответственно, на их конкурентоспособность на местном рынке. 

Как стало после

После 15 июля этого года для того, чтобы доставить санкционные товары через РФ в Казахстан, перевозчик должен зарегистрироваться в системе ЦРЦП и как минимум за 2 часа до прохождения границы передать ему сведения о планируемой перевозке (код товара, его происхождение, страна отправления и назначения, предполагаемые даты транзита) и транспортном средстве. Оплатить услугу может не только перевозчик, но и грузоотправитель или грузополучатель. После активации пломбы водителю должны передать учетный талон, который он обязан сохранить на все время транзита и вернуть при выезде из России. Самостоятельное снятие пломбы будет распознано системой как несанкционированный доступ и попытка выгрузить запрещенный товар на российской территории. Такой товар могут конфисковать и уничтожить. 

Навигационная пломба в режиме реального времени передает информацию о местонахождении груза в систему, доступ в которую имеют Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и Федеральная таможенная служба РФ, а также через личный кабинет перевозчика и грузоотправителя. 

По мнению собеседника «Курсива» из Комитета государственных доходов Министерства финансов РК, новая схема транзита товаров через Россию в Казахстан может привести к удорожанию западного импорта. «Потому что за пломбу должен заплатить перевозчик», – объяснил он.

Сколько стоит пломба

Использование навигационных пломб платное: услуга навешивания устройства стоит 1 224 рубля (официальный курс Нацбанка на 29 июля составляет 5,74 тенге за один рубль), снятия – 996 рублей, а аренда пломбы – 2500 рублей в сутки. Кстати, пломба способна отработать на одной зарядке 45 суток. В Национальной палате предпринимателей «Атамекен» оценили совокупную стоимость использования одной российской пломбы на всем маршруте по РФ в 10–12 тыс. рублей.

«Для казахстанских автомобильных перевозчиков выгодней осуществлять перевозки по территории России с использованием навигационных пломб, чем по иным обходным маршрутам», – сообщил заместитель председателя НПП Евгений Больгерт.

Теоретически западные товары, если они вновь будут проходить через Россию, могут подешеветь с учетом сокращения стоимости и времени транспортировки. Однако Больгерт считает, что изменение цен на санкционные товары будет зависеть от российской практики применения навигационных пломб.

«Перевозчики информируют, что, несмотря на введение в РФ данного инструмента, физические досмотры грузов таможенными службами не прекращаются. Есть случаи, когда транспортное средство около 3-4 суток простаивает в ожидании досмотра. Соответственно, нарушаются сроки доставки груза и в конечном итоге увеличивается цена товара», – сказал он. 

По его мнению, навешивание пломб стало дополнительной мерой контроля и увеличило финансовые издержки перевозчиков.
Вместе с тем в Министерстве транспорта РФ со ссылкой на расчеты международных автомобильных перевозчиков сообщают, что каждый рейс в обход России стоит более чем на $5 тыс. (официальный курс Нацбанка на 29 июля составил 414,54 тенге за $1) дороже, чем по традиционному маршруту через РФ. И эта выгода способна нивелировать стоимость пломб. 

Вице-министр транспорта России Алексей Семенов считает, что открытие транзита санкционных товаров станет стимулом для роста контейнерных перевозок через РФ и возможностью для российских логистических компаний получить дополнительную загрузку и новых крупных грузоотправителей в Азии и Европе в период пандемии коронавируса. С запуском механизма навигационных пломб Минтранс РФ прогнозирует объем транзита санкционных товаров через Россию в размере около 82 тыс. перевозок на автомобильном и железнодорожном транспорте в год.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg