Перейти к основному содержанию

3828 просмотров

Алматы притянули в Каракол

Из Алматы открыты чартерные перелеты на кыргызский Каракол. Благодаря этому власти Кыргызстана смогут развивать туристическую отрасль, а алматинские туристы – быстрее добираться до привлекательного по ценам и вариантам катания горнолыжного курорта. <br /><br />

Из Алматы открыты чартерные перелеты на кыргызский Каракол. Благодаря этому власти Кыргызстана смогут развивать туристическую отрасль, а алматинские туристы – быстрее добираться до привлекательного по ценам и вариантам катания горнолыжного курорта.

Между Алматы и «Караколом» (Кыргызстан) началось авиасообщение. Два туроператора – казахстанский «Компас» и кыргызская «Муза Трэвел» – организовали чартерные перевозки на кыргызский горнолыжный курорт на период всего сезона катаний – с декабря 2011 по март 2012 года. «На перелеты будет задействован АН-24 на 40 кресел. Выполняться рейсы будут по понедельникам и пятницам», – сообщил «Къ» менеджер чартерного отдела авиакомпании SCAT Алексей Савчуков.

Это – первый международный авиарейс в аэропорту «Каракол». Специально под него Министерство транспорта и коммуникаций КР присвоило аэропорту «Каракол» международный статус и реконструировало его терминал, на что было потрачено $120 тыс. Организовать авиасообщение помогло агентство США по международному развитию (USAID).

По расчетам USAID и кыргызских властей, международный рейс должен способствовать развитию туризма в регионе. «Мы сейчас только формируем туристический поток. Это – стартап, поэтому мы не надеемся заработать на этом направлении в нынешнем году. Риски в большей степени ложатся на нас с «Музой Трэвел»: именно мы на паритетной основе выкупаем гарантированный объем кресел, а USAID оплачивает рекламную кампанию», – заявила «Къ» директор туроператора «Компас» Анна Загоруйко.

Продает «Компас» как авиа-билеты, так и турпакеты. По словам г-жи Загоруйко, клиенты сейчас интересуются обоими предложениями: «Кто еще не знает «Каракол», предпочитает брать турпакет, опытные туристы берут только перелет». Основные клиенты – это представители среднего и выше среднего класса.

По данным «Къ», за зимний сезон «Каракол» посещают около 1 тыс. туристов из Алматы. Но эта цифра может и измениться: в последние два года интерес к «Караколу» заметно повысился. «По сравнению с сезоном 2010–2011 годов спрос вырос примерно на 20%, а в нынешнем году он поднялся еще на 30%», – подсчитала директор турфирмы «Азимут Трэвел» Наталья Шатогина.

Дело в том, что в прошлом году полноценному горнолыжному сезону помешала Азиада, а в нынешнем ближайший к Алматы горнолыжный курорт «Шымбулак» все еще не вполне готов к новому сезону. По словам лыжников и сноубордистов, присутствовавших там 4 декабря на открытии сезона, трассы укатаны плохо, много камней, к тому же работали только два подъемника, а пункт проката и вовсе был закрыт.

Кроме того, в «Каракол» клиентов привлекают низкие цены на проживание, питание и подъемники (800 сомов, или около 2400 тенге). Правда, в нынешнем году стоимость жилья подорожала в среднем на 10–20% (в зависимости от места).

Сам «Азимут Трэвел» уже шестой сезон отправляет на выходные (старт – в четверг или пятницу, выезд в Алматы – в воскресенье) автобус. Наталья Шатогина уверена, что пассажиры с него на самолет не пересядут: слишком разные ценовые категории. Так, проезд на автобусе обходится в 7 тыс. тенге, а перелет – $250. Впрочем, г-жа Шатогина не исключила, что будет предлагать своим клиентам перелет в «Каракол» в качестве агента «Компаса».

Что такое «Каракол» Горнолыжная база «Каракол» расположена на высоте 2300 метров над уровнем моря на склонах хребта Терскей-Алатау в Кыргызстане. Наивысшая точка катания – 3040 м.
Перепад высот – 740 м, минимальный уклон – 7%, максимальный уклон – 53%. Общая протяженность трасс – 20 км, длина спусков – от 400 м до 3,5 км. Катание – по «пухляку» и подготовленным трассам. Продолжительность сезона – с ноября по апрель.

1 просмотр

Почему для строительства сети 5G в Казахстане нужен консорциум

По пути шеринга при строительстве нового стандарта уже пошли несколько стран

Фото: Shutterstock.com

Государственная программа «Цифровой Казахстан» предполагает разворачивание в стране мобильной сети 5G в ближайшие несколько лет. Проекты по разворачиванию сетей нового поколения, как правило, в одиночку не реализуются нигде в мире: «kursiv.kz» постарался выяснить, как действующие телекоммуникационные операторы могут решить эту дорогостоящую и технологически сложную задачу оперативно. 

Две основные сложности, связанные с внедрением любого нового продукта на телекоммуникационном рынке – это наличие инфраструктуры для его внедрения, а также стоимость этого внедрения. Беспроводной стандарт широкополосного доступа 5G также требует наличия земной инфраструктуры: сигнал до базовых станций в населенных пунктах республики все равно будет доставляться по проводам. Причем на данный момент сигнал нужного качества, бесперебойности и с необходимой для стандарта пятого поколения скоростью может обеспечить только волоконно-оптическая связь.

Чтобы было понятнее, насколько технически разнятся существующие и новый стандарт, можно сопоставить всего одну характеристику: скорость передачи данных, которая при использовании стандарта 5G должна быть как минимум в 20 раз выше, чем при использовании 4G. Если у последнего пропускная способность составляет 1 Гбит/с, то у сети пятого поколения она вырастает до 20–30 Гбит/с, при этом задержка сигнала не должна быть больше 0,004 секунды. Таким образом, браться за масштабирование нового стандарта в стране может только компания, обладающая необходимой инфраструктурой и финансовыми возможностями. 

Или пул компаний, синергия которых позволит решить все финансовые и инфраструктурные проблемы этого проекта. Собственно, по этому пути – по пути выстраивания шерингового рынка (от англ. «to share» - делиться) намерены пойти при построении сети пятого поколения такие страны, как США, Япония, Южная Корея, а также Китай, где лицензии на построение и эксплуатацию сетей 5G получили сразу три мобильных оператора. Идея шеринга проста: каждый из участников рынка входит в общий проект своими возможностями, закрывая свой участок работы по построению такой сети, а потом дает доступ к этим возможностям другим участникам такого консорциума в обмен на аналогичный доступ с их стороны. 

Построение сети 5G консорциумом компаний для Казахстана привлекательно еще и ввиду стоимости такого проекта – по оценке экспертов компании PwС, проводимых в России, стоимость развертывания готовой к использованию сети 5G, при условии, что волоконно-оптические транзитные линии рентабельны, может составить от $6,8 млн в небольшом городе до $55,5 млн в мегаполисе с высокой плотностью населения. Эти цифры актуальны и для Казахстана, с одной небольшой поправкой: при гораздо меньшей численности населения и при меньшем объеме экономики внедрение нового стандарта обойдется республике дороже: эксперты уже сейчас говорят о том, что затраты на разворачивание сети пятого поколения будут как минимум в пять раз больше, чем при работе над созданием сети 4G. 

А это значит, что дороже, в конечном счете, проект будет обходиться и конечному потребителю услуг 5G, при этом оперативно развернуть сеть покрытия по все стране без консолидации и согласованных действий не удастся: поодиночке компании будут покрывать территорию Казахстана лоскутно – и пока одни регионы будут оставаться вне зоны покрытия, в других операторы будут дублировать друг друга. В результате доходность этого проекта будет падать, а покрытие издержек на него будет ложиться, в конечном счете, на плечи потребителей. Наконец, для того, чтобы сети 5G эффективно работали, нужны принципиально новые масштабы: в частности, покрытие сети должно превысить нынешние ее возможности в шесть раз. Обеспечить такое покрытие поодиночке сейчас не в состоянии ни один из участников рынка. 

Участники казахстанского рынка это понимают: в ноябре прошлого года, в рамках Казахстанско-нидерландского бизнес-форума в Гааге главный исполнительный директор компании «Beeline Казахстан» Евгений Настрадин заявил, что наиболее перспективным вариантом внедрения в Казахстане пятого поколения мобильной связи является совместное строительство. 

«Как показал опыт внедрения 4G, только объединившись, мы сможем развернуть 5G-сеть максимально быстро и с наименьшими затратами. В противном случае внедрение этой дорогой технологии ляжет на плечи государства и, соответственно, налогоплательщиков. А приоритет в распределении частот в пользу одного из операторов, во-первых, создаст дисбаланс на рынке и, во-вторых, оставит без доступа к технологии миллионы абонентов на неопределенный период времени», - считает глава «Beeline Казахстан». 

Абонентская база «Beeline Казахстан» к концу прошлого года исчислялась 10 млн человек, и игнорировать такой сегмент рынка при построении новой сети было бы неразумно. Наземная проводная инфраструктура в стране сейчас сосредоточена в руках двух компаний: АО «Казахтелеком» и АО «Транстелеком». «Казахтелеком» выстроил в свое время Национальную информационную супермагистраль которая включает в себя волоконно-оптические линии связи общей протяженностью более 11 тыс. 500 км и соединяет между собой областные центры республики, а также города Алматы и Нур-Султан. К концу текущего года, после реализации проекта строительства линий ВОЛС в сельских населенных пунктах, самый крупный игрок рынка нарастит протяженность линий ВОЛС еще на 14 тыс. км. 

Но даже после этого «Казахтелеком» не станет монополистом в сфере наземной инфраструктуры: АО «Транстелеком» к 2017 году нарастил протяженность своих волоконно-оптических сетей до 15 тыс. км. При этом если ВОЛС «Казахтелекома» предназначены в первую очередь для обслуживания физических и юридических лиц, дислоцирующихся в населенных пунктах страны, то «Транстелеком» заточен на обслуживание промышленных потребителей. Которые являются первоочередными потребителями нового стандарта в силу масштабного использования проектов IoT (интернет вещей) и больших данных (Big Data). И для которых, в конечном счете, проект внедрения сети пятого поколения в Казахстане и предназначен в первую очередь. 

«С ростом скорости передачи данных инфраструктура, которая обеспечивает сети, растет в цене – и если раньше с этой инфраструктурой каждый оператор мог справиться сам, то сейчас обеспечивать это собственными средствами уже проблематично, - говорит заместитель председателя правления по развитию и инновациям АО «Транстелеком» Кайсар Аманбаев. – Поэтому либо операторы должны как-то взаимодействовать между собой, либо все они будут обращаться за помощью государства для выстраивания своих сегментов сети нового стандарта. Но если государство кого-то начнет поддерживать в построении такой сети, то логично будет, чтобы это оказывалось либо через государственного оператора, который получит средства от государства, но взамен должен будет обеспечивать равномерное развитие сети по все территории страны, либо через консорциум операторов», - добавляет он.

К помощи государства при строительстве новой сети, по мнению эксперта, операторы будут прибегать неизбежно: в силу распределения населения по территории страны коммерческая выгода от проекта будет концентрироваться в крупных городах, что изначально ставит в неравные условия различные регионы. А цифровизация экономики, ради которой и затевается разворачивание нового стандарта, должна идти равномерно повсюду, охватывая не только города, но и сельское хозяйство, и автомобильные трассы, и железные дороги. И только в консорциуме операторы смогут закрыть все эти потребности равномерно и оперативно. 

Ну, и, наконец, есть еще один момент, который говорит о необходимости появления консорциума операторов при построении новой сети уже сейчас: стандарт 5G – далеко не конечный пункт развития мобильного интернета, в будущем появятся сети шестого и седьмого поколения – еще более дорогостоящие, чем нынешний проект. И тогда операторам казахстанского рынка все равно придется объединять свои усилия – но это будет сделать гораздо проще на базе уже обкатанного на внедрении 5G и работающего при ее эксплуатации объединения.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif