Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1415 просмотров

Chery Chery – Lada

При поддержке казахстанских властей на новом производстве в Усть-Каменогорске планируется выпускать до 120 тыс. автомобилей «АвтоВАЗа» в год. При этом, как отмечают аналитики, власти страны отказались от заманчивых предложений китайских автопроизводителей.

При поддержке казахстанских властей на новом производстве в Усть-Каменогорске планируется выпускать до 120 тыс. автомобилей «АвтоВАЗа» в год. При этом, как отмечают аналитики, власти страны отказались от заманчивых предложений китайских автопроизводителей.

Если подходить формально, то правовое поле ТС позволяет китайским производителям выходить на рынок РК с производственными проектами. В частности, имела место инициатива совместного проекта с Chery.

Однако целый ряд автоконцернов КНР зондируют не только перспективы роста внутреннего спроса в условиях новых пошлин. Китайцы расценивают Казахстан как плацдарм для беспошлинных поставок своей продукции на российский рынок. «Минпромторг РФ это отчетливо осознает и в ближайшие годы не допустит. Как только Казахстан пустит на свою территорию китайских производителей в формате промсборки, Россия тут же изменит правила игры на автомобильном рынке ТС. Сейчас, напомню, продукция казахстанских автопроизводителей, заключивших с правительством соглашение о промсборке, может беспошлинно поставляться на российский рынок», – пояснил директор Qncepto Олег Алферов.

При этом недавно «АвтоВАЗ», «Азия Авто» и СПК «Ертис» договорились о создании в Усть-Каменогорске нового автомобильного производства полного цикла. Проект предприятия будет разработан в 2012 году, строительство планируется начать в 2013 году. Общий объем инвестиций в проект оценивается в $514 млн.

В настоящее время 70% выпускаемой компанией «Азия Авто» продукции составляют иномарки – Chevrolet, Kia и Skoda (еще в III квартале 2009 года на долю марок дальнего зарубежья приходилось менее 40%), оставшиеся 30% приходится на автомобили российского «АвтоВАЗа».

Не скрывает своего оптимизма, связанного с открытием завода, президент ОАО «АвтоВАЗ» Игорь Комаров. «Перспективы продаж – очень серьезные. Я думаю, что в Казахстане будет очень большой спрос на эти модели автомобилей, как и в РФ», – добавил он.

Запуск первой очереди производства (90 тыс. автомобилей в год) запланирован на 2015 год, запуск второй очереди (дополнительно 30 тыс. автомобилей в год) ожидается в 2017 году. В качестве рынков сбыта продукции будущего предприятия определены: Казахстан, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа России, страны Центральной Азии и Закавказья. На мощностях предприятия планируется выпускать автомобили Lada Granta, Lada 4x4, а также хетчбэк и кроссовер класса «B» на платформе Renault-Nissan.

«С выходом на проектную мощность проект станет самым крупным в казахстанской машиностроительной отрасли. Он даст порядка $1,5 млрд – в виде прироста ВВП, и $87 млн – в виде бюджетных отчислений ежегодно», – подчеркнул председатель совета директоров группы компаний «БИПЭК АВТО» Анатолий Балушкин.

Акции завода разделятся в следующем порядке: «Азии Авто» будет принадлежать 50% минус 2 акции, «АвтоВАЗу» и СПК «Ертис» – по 25% плюс 1 акция.

Сегодня Lada со значительным отрывом занимает более 30% казахстанского рынка – за счет «классических» моделей. С запуском производства моделей на глобальных платформах Renault-Nissan «АвтоВАЗ» выйдет в новый сегмент и будет конкурировать уже с новыми «иномарками». Поскольку фактически это будет не Lada, а японско-французкий продукт, но по цене Lada, предпосылки расширения доли продукции «АвтоВАЗа» вполне понятны», – считает г-н Алферов.

В то же время, в Казахстане довольно давно представлены легковые автомобили из КНР, но они по-прежнему находятся на обочине рынка. «Баланс «цена – качество» продукции массового китайского автопрома пока уступает россиянам. «По мере совершенствования технологий и качества «доступные китайцы» последовательно дорожают», – считает эксперт.

По мнению г-на Алферова, завод в Казахстане поможет «АвтоВАЗу» ликвидировать прогнозируемый к 2016–2017 годам дефицит производственных мощностей в России, а также закрепиться на рынке республики. Так, по данным эксперта, на экспорт, в том числе в Россию, будет уходить около половины Lada казахской сборки. Вместе с тем, он отметил, что для российского производителя важно, чтобы правительство Казахстана продолжало отказывать китайским производителям в их настойчивых просьбах открыть на территории нашей страны на льготных условиях свои заводы, иначе Lada может не выдержать конкуренции.

По мнению аналитика «ВТБ Капитала» Владимира Беспалова, соответствующие договоренности между Казахстаном и РФ могли быть достигнуты еще в ходе создания ТС – без уверенности в том, что угрозы со стороны китайских производителей нет, проект «АвтоВАЗа» в Казахстане «вряд ли получил бы развитие».

Балансовые показатели «АвтоВАЗ» (январь-сентябрь 2011 года)Чистая прибыль – 2,508 млрд рублей.
Выручка – 130,442 млрд рублей.
Себестоимость продаж – 130,442 млрд рублей.
Прибыль от продаж – более 5,9 млрд рублей.
Кредиторская задолженность – 118,818 млрд рублей.

2379 просмотров

Большие против маленьких: выживут ли «магазины у дома»?

«Курсив» поинтересовался у участников рынка, насколько жизнеспособен формат сетей магазинов у дома и каковы шансы превращения разрозненных частных дукенов в цивилизованные сети?

Фото: shutterstock.com

Во время 10-го Международного съезда ритейлеров и поставщиков «Курсив» поинтересовался у участников рынка, насколько жизнеспособен формат сетей магазинов у дома и каковы шансы превращения разрозненных частных дукенов в цивилизованные сети? 

Алмаз Тультаев, основатель торговых сетей «Вкусная Корзинка» и «Ромашка» (семь супермаркетов и 14 магазинов у дома, Тараз) отмечает, что магазины у дома хотя и приносят более скромную прибыль, все же менее подвержены рискам конкуренции – люди привыкли покупать ежедневные товары в определенных локациях, в шаговой доступности, и даже открытие гипермаркета не перетянет на себя уже сформированный трафик. «Супермаркеты за счет большого чека могут генерить большие объемы продаж, при этом сокращается затратная часть в процентном соотношении и там можно зарабатывать деньги, но они больше подвержены конкуренции. Например, открытие гипермаркета заберет достаточно ощутимую долю у крупного магазина. К тому же, если прогадали с локацией, то супермаркет дорого и перенести на новое место», – говорит он.

Управляющий компании «Вкус Маркет» (фирменные магазины компании «Эмиль», производителя молочных продуктов, 40 магазинов в Усть-Каменогорске и ВКО, в планах расширение сети в городах Караганда, Астана, Алматы) Артур Янушевский уверен, что ритейлерам и производителям не стоит забывать о покупателях, потому что именно они «ногами и кошельком голосуют, где и что покупать». Для 60–70% покупателей сейчас главное – цена, но этот тренд будет меняться, люди станут обращать внимание не только на цены, но и на удобство, комфорт и качество.

«Я думаю, сети магазинов сменят традиционные разрозненные магазины у дома не так быстро. Пока четких и равных правил игры для всех нет. Проблема сети в том, что тяжело быть рентабельным и бороться с маленькими магазинами, которые используют всевозможные способы, чтобы зарабатывать как можно больше, при этом не инвестируя ни в оборудование, ни в магазин», – отмечает он.

По мнению совладельца сети мини-маркетов «Наш Маркет» (семь магазинов в Астане), бизнес-консультанта по вопросам розничной торговли Анны Пацюк, отечественные инвесторы считают, что инвестировать в ритейл неинтересно.

«Возможно, в Европе это и неинтересно, поскольку рынок насыщен, но в Казахстане абсолютно отсутствует системный игрок на уровне магазинов у дома. Весь рынок стихийный, огромные обороты идут через калькулятор – если все систематизировать и завязать на общую систему, то это очень выгодные инвестиции», – уверена она.

Также г-жа Пацюк считает, что пока отечественные инвесторы не рассматривают ритейл как интересный и перспективный рынок для инвестиций, соседи могут завоевать этот «кусок», а «через пару лет забрать эту долю станет очень сложно – все будет занято».

«Мы работаем как управляющая компания – все магазины сети «Наш Маркет» принадлежат частным лицам, владелец недвижимости инвестирует в оснащение, которое мы и делаем, все принадлежит ему, мы же берем в управление и в определенных пропорциях, выгодных для нашего партнера, распределяем операционную прибыль. Такой формат привлечения частных инвестиций сложен. Крупные региональные российские сети уже дважды предлагали купить наш бизнес, но мы пока отказываемся – нам хочется, чтобы развивался казахстанский продукт. Мы хотим трансформировать разрозненные магазины в домах в системные. Магазины сети входят в закупочный союз при ассоциации мини-маркетов, и мы вместе консолидируем закупочную силу, чтобы получать более качественные, хорошие условия от поставщиков, в том числе и в цене, и в условиях оплаты. Так мы можем предоставлять покупателю более выигрышные условия и конкурировать с большими игроками», – пояснила Анна Пацюк.

«Казахстанский рынок инертен, и вообще у нас есть какая-то социальная инертность. Димаш Кудайбеген – яркий пример. Его Казахстан не принял, и ему пришлось ехать в Китай и завоевывать там авторитет. Весь мир его принял, и только после этого казахстанцы обратили на него внимание. В торговле у нас то же самое сейчас происходит. Нужна кооперация производителей, небольших магазинов и сетей. Сегодня производители не могут достучаться даже до магазинов у дома – недостаточно производственных мощностей», – уверен основатель торговой сети «Наш Маркет» Бауыржан Нуркенов.

Андрей Подданец, учредитель торговой сети INMART (15 магазинов в Павлодаре и три – в районных центрах) уверен, что существующая емкость рынка позволяет любому формату жить, процветать и зарабатывать.

«Мы представляем российский ритейл (Омская компания «Низкоцен» – порядка 80 магазинов по РФ), на его базе развиваем сеть магазинов в Казахстане. За год с небольшим открываем уже 15-й магазин в Павлодаре, три магазина – в районных центрах. Я думаю, что формат магазинов у дома – успешен. Емкость рынка позволяет, в планах у нас открытие 200 магазинов по Казахстану. На казахстанский рынок иностранные компании приходят потому, что есть свободная ниша и возможность развивать данный формат. Это естественный бизнес-процесс», – уверен он.

Еще один иностранный игрок – белорусская сеть магазинов у дома Kvetka, недавно пришедшая на рынок Казахстана.

«На рынке нам нравится. Мы органически развиваемся, уже открыли девятый магазин, рассматриваем еще концепцию открытия в павильонах торговых центров, где уже присутствуют национальные сети гипер- и супермаркетов. Много интереса у казахстанских национальных и региональных сетей на предмет поставки уже полюбившегося покупателям ассортимента», – отмечает директор сети Кирилл Кирилаш.

Сеть расширяет линейку товаров с коротким сроком хранения, таких как сметана, творог, ряженка.

«Сейчас мы прорабатываем вопрос уникального ассортимента, вплоть до того, чтобы возить сюда из Минска самолетом партии по 500 килограммов регулярно. Условно говоря, это больше имиджевые вещи – еще вчера товар был произведен, а сегодня вечером он уже на полке. Понятно, что стоимость логистики будет отображена в себестоимости и конечной цене для покупателя, но, так или иначе, то, что продукция с коротким сроком доставляется в фирменную розницу, используя авиасообщение, поддержит интерес», – поделился он.

Директор системы универсамов «Бегемот» (60 магазинов в России, Кемерово) Сергей Вилков отметил, что интересны казахстанские производители овощей и фруктов и эксклюзивных товаров, не представленных российскими производителями.

«Как рынок для выхода сети мы Казахстан не рассматриваем, рынок нам не знаком. Видим допускаемые ошибки небольших сетей и понимаем, что это Россия пяти-семилетней давности, но есть и крупные игроки. В РФ рынок жесткий, у крупных сетей есть мощная стратегия доминирования и региональным сетям приходится сложно. Мы стараемся работать с региональными производителями – есть такая тенденция, люди любят потреблять продукты, произведенные в радиусе 200 километров от места проживания, кроме того, чтобы не пересекаться по ассортименту с федеральными сетями, завозим интересные, эксклюзивные продукты», – рассказал он.

Владелец консалтинговой компании Retail-K (Казахстан, Россия), советник по развитию мультиформатной розничной сети «Фрунзе» (Кыргызстан) Евгений Ишин уверен, что формат «магазинов у дома» в Казахстане не слишком активно развивается потому, что это не слишком выгодно.

«Доходной части почти нет – магазины у дома позволяют получать доход только для той семьи, которая занимается этим магазином. Для создания сети, на развитие практически невозможно заработать денег. Нашим магазинам у дома, если они будут развиваться, необходимо достичь определенного уровня объема, чтобы можно было получить хорошие цены от поставщика или хорошие условия, но таких магазинов нет. Доходная часть, которую можно получить от гипер- и супермаркетов, гораздо выше, чем от магазинов у дома, а открывать сеть магазинов у дома намного сложнее, чем один крупный», – пояснил эксперт.

По его мнению, казахстанский рынок еще недостаточно насыщен супермаркетами и гипермаркетами, и этот формат, есть сохранятся существующие темпы, продолжит развиваться в ближайшие три года.

«Потом начнется каннибализм – поглощение слабых сильными, и будет то же, что происходит в России – сетка, заходя в регион, выкупает местную сеть, которая не может «выдерживать удары», и тем самым расширяет свои площади», – отмечает он.

Что касается иностранных сетей магазинов у дома, то они не будут активно заходить на рынок.

«К нам будут приходить «гиперы» и «суперы», магазины у дома сюда приходить не будут – это утопия, либо им нужно иметь много «бесплатных денег», либо им нужны большие склады на границе с Казахстаном, но это маловероятно», – заключил спикер.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Министр образования и науки Куляш Шамшидинова считает, что выпускные вечера школьников не должны выходить за территории школ и уж тем более, превращаться в состязания дорогих нарядов и пышных застолий. Согласны ли вы с ее мнением?

Варианты

Цифра дня

158-е
место
занял Казахстан в рейтинге свободы прессы из возможных 180

Цитата дня

Мой вывод – мы идем правильным курсом. Наш мудрый народ един, государство, как высшая ценность нашей независимости, незыблемо. Поэтому твердо считаю, что досрочные выборы главы государства абсолютно необходимы. Для того, чтобы обеспечить общественно-политическое согласие, уверенно двигаться вперед, решать задачи социально-экономического развития, необходимо снять любую неопределенность.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank