nedvijimost-v-krizis.png

3890 просмотров
3890 просмотров

Бренды штурмуют Алматы

За январь-август розничный оборот вырос в Алматы на 7,1%, в Астане &ndash; на 11,6%. По мнению экспертов, рынок торговой недвижимости Алматы и Астаны станет ещеболее оживленным с приходом в Казахстан новых мировых брендов. В ближайшее время на рынке Алматы прогнозируется высокий спрос на качественные торговые помещения в профессионально управляемых центрах, в то время как рынок Астаны ожидает перенасыщение.<br /><br />

Бренды штурмуют Алматы

Бренды штурмуют Алматы
За январь-август розничный оборот вырос в Алматы на 7,1%, в Астане – на 11,6%. По мнению экспертов, рынок торговой недвижимости Алматы и Астаны станет ещеболее оживленным с приходом в Казахстан новых мировых брендов. В ближайшее время на рынке Алматы прогнозируется высокий спрос на качественные торговые помещения в профессионально управляемых центрах, в то время как рынок Астаны ожидает перенасыщение.

За период с января по август 2011 года оборот розничной торговли в Алматы составил около 713 млрд тенге, что превышает данный показатель за аналогичный период 2010 годана 7,1%. Торговый оборот зарегистрированных компаний вырос по сравнению с периодом с января по август 2010 годана 6,7%, тогда как объем торгового оборота на рынках и среди частных предпринимателей увеличился на 7,8%.

Ожидаемый прирост общей арендуемой площади вАлматы в 2011 году составит приблизительно 41,7 тыс. кв.м.

Как пояснила «Къ» старший консультант департамента рынка капитала VeritasBrown ГульшатСариева, к концу четвертого квартала 2011 года ожидается ввод в эксплуатацию около 68 тыс. кв.м площадей в современных торговых центрах, этот показатель включает ТРЦ «ADK»и ТРЦ «Алан» (прежнее название –«Алмалы»), а также расширение торгового центра «Апорт»на пр.Раимбека.

Общая полезная площадь современных торговых центров Алматы составляет около 225 тыс. кв. м, значительное ееувеличение ожидается в последующие 24–36 месяцев, по мере завершения строительства новых торговых комплексов, таких, как «Жеруйык2 (первый квартал 2013 года), «ЕсентайМолл» (четвертый квартал 2012 года) и «Достык Плаза» (третий квартал 2014 года).

«К концу текущего года сделка между испанской группой модной одежды Inditexи FawazAlhokairбудет завершена. После заключения данной сделки Inditexполучит прямой контроль и управление над торговыми точками Zara, PullandBear, MassimoDutti, Bershkaи Stradivariusпо всему Казахстану», – поясняет ГульшатСариева.

Второй квартал был отмечен значительным повышением заинтересованности со стороны международных ритейлеров, планирующих выходить на рынок Казахстана в ближайшие два года.

Менеджер по развитию компании ScotHollandВалерий Пшеничный считает, что тенденция привлечения новых брендов и опытных международных игроковбудет способствовать более быстрому «естественному развитию» сегмента торговой недвижимости, и, в частности, появлению более крупных торговых форматов, необходимых для непродовольственных международных брендов.

«В ближайшие несколько лет мы ожидаем приходаи других международных торговых операторов, однако данный процесс потребует длительных переговоров. В целом розничный рынок Казахстана состоит из частных и специализированных магазинов, торговых центров, базаров и оптовых рынков», – пояснил «Къ» г-н Пшеничный.

По словам ГульшатСариевой, RetailGroupKazakhstanпланируют открыть Topshop/Topman(ноябрь, в ТРЦ Мега Алматы) и NewLook. «Возобновление активной строительной деятельности значительно увеличит фонд торговых помещений, при условии, что все строящиеся проекты будут завершены, что, в свою очередь, вызовет насыщение рынка в определенных районах города, таких, как мкр-н «Самал». Последнее негативным образом отразится на возможности эксклюзивных торговых операторов войти на местный рынок», – говорит эксперт.

По мнению Валерия Пшеничного, сравнительно низкий уровень развития розничного рынка в Казахстане и существенный дефицит крупныхмеждународных профессиональныхторговых операторов объясняется низкой плотностью населения, географическим положением и проблемами логистического характера, вызванными слабым развитием инфраструктуры. В результате наблюдается нехватка качественных торговых площадей.

По словам эксперта, с конца 2010 года наметилась тенденция активизации профессиональныхритейлеров в отношении рынка Казахстана, которые планируют открывать новые магазины. Планы развития касаются, в основном.удачно расположенных торговых центров, имеющих сильный состав арендаторов, якорных и представителей известных брендов. Многие известные ритейлеры при проведении переговоров с арендодателями получают привлекательные условия аренды.

«Ситуация начинает изменяться в лучшую сторону– благодаря тому, что некоторые крупные торговые сети и бренды рассматривают возможности выхода на казахстанский рынок, – как самостоятельно, так и через местных партнёров. Во втором квартале 2011года состоялось открытие торговых точек GAP, «Спортмастер», Ессо, Peacocksи Oasis, брендов, ранее не представленных в Казахстане. До конца года ожидается открытие магазинов таких новых для Казахстана международных брендов, как LaSenzaи TopShop. Также об открытии в 2012 году лицензированного магазина в Алматы официально заявила розничная сеть SaksIncorporated», – говорит Валерий Пшеничный.

Международные ритейлеры, которые рассматривают рынок розничной торговли Казахстана, в первую очередь, изучают перспективы Алматы, что объясняется большими объемами розничноготоварооборота. Наиболее активно изучают рынок Казахстана российские компании.

За последние годы было построено или реконструировано около 30 крупных объектов торговой недвижимости с общей площадью более 5 тыс. кв.м каждый. Однако, по разным объективным причинам, на рынке ощущается нехватка концептуальных торговых центров с хорошим местоположением.
«Для многих действующих торговых центров и других торговых объектов характерны низкое качество и отсутствие эффективной концепции, профессионального управления недвижимостью и соответствующей структуры арендаторов.На сегодняшний день к концептуальным и профессионально управляемым ТРЦ г.Алматымогут быть отнесены: «Мега Алма-Ата», «Спутник», «Апорт» и«PrimePlaza», – говорит аналитик ScotHolland.

В настоящее время на стадии строительства, а также планирования (2011 год и позже) находятся более 17 проектов. Из них:3 объекта планируются к вводу в эксплуатацию в 2011 году, 5 планируется завершить в 2012 году.

«Некоторые строящиеся торговые центры, ввод которых в эксплуатацию планировался на 2011 год, перенесли сроки ввода в эксплуатацию на более поздний срок.В связи с переносом сроков ввода ряда торговых центров на более поздний срок,спрос на качественные торговые помещения в концептуальных и профессионально управляемых центрах остаётся относительно высоким. Кроме того, ожидаемое появление новых международных брендов и сетевых операторов должно дать импульс более активному развитию рынка и освоению рынком новых торговых площадей», – говорит эксперт.

Недвижимость столицы–
Оборот розничной торговли в Астане в период с января по август 2011 года составил около 209 млрд тенге, что превышает показатель аналогичного периода 2010 года на 11,6%. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года, оборот розничной торговли во втором квартале 2011 года увеличился на 5%. Индекс потребительских цен вырос по итогам 2010 годана 8,2%.

По словам г-жи Сариевой, в течение первого полугодия ряд крупных международных брендов вошел на торговый рынок Астаны, а именно: Gap, SteveMadden, MissSixtyи NewYorker.Кроме того, новые бутикиоткрылиAldoи KarenMillen, aZiddy(детская продукция) и BananaRepublicпланируют открыть бутики в «Хан Шатыре» в течение ближайших месяцев.

По словам консультанта, общая полезная площадь торговых помещений Астаны примерно составляет 300 тыс. кв.м, из которых 153,6 тыскв.м приходится на: MegaAstana, «Сарыарка», «Керуен», «Хан Шатыр» и «Азия Парк». «В настоящее время строительство ряда объектов торгового и многофункционального назначения приостановлено, а такие проекты, как «Абу-Даби Плаза», CentralPark, «Батыгай» и AstanaCityPalaceнаходятся на стадии разработки», – говорит аналитик.

По словам Валерия Пшеничного,на рынке Астаны наблюдаются высокая конкуренция, сравнительно невысокая покупательская способность населения и слабая маркетинговая концепция некоторых ТЦ. Заметным также является недостаток профессиональных и «брендовых» операторов, действующих на рынке столицы. «Вновь вводимые и строящиеся ТЦ продолжают испытывать трудности с привлечением профессиональных арендаторов. По-прежнему остро стоит проблема с насыщением торговыми комплексами левобережной части города, где представлена большая часть современных строящихся и действующих объектов», –считает он.

По прогнозам эксперта, с учетом того, что в ближайшее время будут появляться новые объекты развлечения и торговли, рынок торговой недвижимости Астаны в ближайшие 3–5 лет может достичь перенасыщения.В результате девелоперы могут оказаться вынужденными либо осваивать другие сферы, либо заняться реконструкцией существующих объектов, а также обратить свое внимание на ранее не представленные форматы торговых центров.

Аналитик убежден, что торговые центры старого формата неизбежно пострадают –от резкого снижения активности и закрытия торговых точек, связанных с переездом многих арендаторов в новыесовременные центры, что приведет к дальнейшему повышению уровня пустующих площадей.

«Торговые центры столкнулись с проблемой привлечения новых операторов ритейла, и поэтому вынуждены идти на компромисс в отношении условий аренды, чтобы обеспечить приемлемый уровень заполняемости объекта на момент открытия», – говорит г-н Пшеничный.

Показатели рынка торговых площадей г. Алматы
Существующий фонд (GIA, кв.м) 484 000
Общий ожидаемый годовой прирост до конца 2011 г. (общая арендуемая площадь GLA, кв.м) 41 700
Процент пустующих площадей От 5 %

Распределение действующих торговых центров по административным районам г. Алматы
Бостандыкский 26%
Ауэзовский 26%
Жетысуйский 20%
Алатауский 12%
Медеуский 10%
Алмалинский 6%
Турксибский

Показатели рынка торговых площадейг. Астаны
Общий существующий фонд (общая арендуемая площадь, кв.м GLA) 349 900
Новые торговые объекты, панируемые к запуску в 2011 году (общая арендуемая площадь, кв.м GLA) 9 400
Средний процент пустующих площадей От 5 до 10%

Источник: Scot Holland CBRE

Ставки аренды в Астаны ($ кв.м.)

Торговый коридоры 15-30
ТРЦ 40-50

Диапазон ставок аренды Алматы ($ кв.м.)

Месторасположение Ставки аренды
Арбат/Зангар 50-100
Пр.Достые/Фурманова 20-60

Источник: VeritasBrown

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

kursiv_in_telegram.JPG

banner_wsj.gif


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

kursiv_opros.gif