Опоздавший заплатит «Кашаганом»

Опубликовано
На VI Евразийском форуме Kazenergy министр нефти и газа РК Сауат Мынбаев заявил, что участники Северо-Кас-пийского проекта и правительство Казахстана пока не пришли к взаимопониманию по второй фазе освоения месторождения «Кашаган». Аналитики считают, что Казахстан может потребовать от участников проекта увеличения его доли и иных преференций, но сомневаются, что стороны разорвут отношения окончательно.

На VI Евразийском форуме Kazenergy министр нефти и газа РК Сауат Мынбаев заявил, что участники Северо-Кас-пийского проекта и правительство Казахстана пока не пришли к взаимопониманию по второй фазе освоения месторождения «Кашаган». Аналитики считают, что Казахстан может потребовать от участников проекта увеличения его доли и иных преференций, но сомневаются, что стороны разорвут отношения окончательно.

«Пока сохраняется неопределенность по последующей фазе. Но, думаю, что при тесном взаимодействии подрядных компаний, уполномоченного органа, при соответствии предлагаемых решений стандартам лучшей мировой практики, учете взаимных интересов проект может быть значительно более успешным», – заявил г-н Мынбаев, выступая во вторник в Астане.
При этом он уточнил, что начало коммерческой добычи на месторождении Кашаган по-прежнему запланировано на декабрь 2012 года – июнь 2013 года.
Напомним, что на I этапе разработки Кашагана максимальный стабильный уровень добычи нефти, как ожидается, составит 370 тыс. барр. в сутки (до 50 млн. тонн в год) и будет увеличен до 450 тыс. барр. нефти в сутки в начале II этапа (ориентировочно – 2018–2019 годы), после введения дополнительных мощностей закачки газа. Максимальный стабильный уровень добычи нефти при полномасштабном освоении месторождения к 2020 году составит 1,5 млн барр. нефти в сутки (до 70–75 млн тонн в год). Реализацию морских проектов фазы II выполнит Agip, наземных и бурение – Shell и Exxon. Как заявил на VI Евразийском форуме KAZENERGY министр нефти и газа Сауат Мынбаев, экспорт кашаганской нефти в рамках фазы II начнется не раньше 2019-2020 годов. По словам министра, реализация Кашаганского проекта позволит нарастить к 2020 году нефтедобычу в РК до 132,1 млн тонн в год.
Между тем, по мнению аналитиков, отсрочка по принятию проекта II фазы может неблагоприятно отразиться как на самом Казахстане, так и на взаимоотношениях с иностранными участниками. «Последствия переноса проекта очевидны: уменьшение и задержка поступлений в бюджет на запланированные соответствующие годы. Перенос принятия II фазы также может повлечь за собой действие дополнительных условий по форс-мажорным обстоятельствам, которые необязательно будут благоприятны для казахстанской стороны», – считает ведущий аналитик АО «БТА Секьюритис» Мурат Тлепов.
«Перенос начала фазы II скажется на реализации проекта «Казахстанская каспийская транспортная система» (ККСТ), ориентированного на кашаганскую нефть», – отмечает аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Камилла Манакова. «В ККСТ входит строительство нефтепровода «Ескене – Курык» и создание Транскаспийской системы («Курык – Баку»). Транскаспийская система должна соединить казахстанское побережье Каспия с нефтепроводом «Баку – Тбилиси – Джейхан». Систему планируется расширять поэтапно, с достижением максимальной пропускной способности «БТД» 56 млн тонн в год», – уточнила она.
Аналитики сходятся на том, что, если участники Кашаганского проекта не договорятся, то Казахстан может снова поднять вопрос о компенсациях, поскольку удорожание затрат влияет на будущие доходы страны от проекта. «Не исключена возможность, что при переносе сроков реализации фазы II Казахстан вновь захочет увеличить долю в Кашаганском проекте», – считает г-жа Манакова. С ней согласен и Мурат Тлепов: «Если это операторы виноваты в задержке, то казахстанская сторона может рассчитывать на дополнительные преференции в виде компенсаций, дополнительных выплат и увеличения доли в проекте».
По мнению экспертов, участники вряд ли окончательно разорвут свои отношения: «Сценарий того, что стороны не договорятся вообще – маловероятен. Участники уже инвестировали свыше $30 млрд, к тому же, учитывая большие запасы (извлекаемые запасы оцениваются в 10 млрд баррелей) месторождения Кашаган, а также плановую рентабельность проекта в размере 12%, трудно не договориться», – уверен г-н Тлепов. «Пока наблюдается обратная тенденция: с июня 2011 года консорциум двух индийских компаний – ONGC Videsh Ltd. и GAIL India Ltd. (GAIL) – ведет с Exxon Mobil Corp. переговоры о приобретении 8,4%-ной доли в Кашагане (пакет Exxon составляет 16,81%) за $5 млрд», – отметила Камилла Манакова.
«Если все же стороны не договорятся, то инвесторы могут попросту продать свои доли или отложить свои инвестиции до лучших времен. Российский Лукойл может являться вероятным кандидатом в покупатели доли», – предположил Мурат Тлепов.

Что такое Кашаган (по данным Агентства по исследованию рентабельности инвестиций)Запасы Кашаганского нефтегазового месторождения оцениваются казахстанскими геологами в 4,8 млрд тонн нефти. По данным NCOC, общие нефтяные запасы Кашагана составляют 38 млрд барр., или 6 млрд тонн, из них извлекаемые – 10–13 млрд барр. Между тем, проект представляется технически сложным – ввиду физических (глубина залегания нефтеносного пласта – 5000 м, содержание сероводорода – 16–20%, а также необходимость утилизации серы и других побочных продуктов) и географических (мелководье шельфа Каспийского моря, характеризующееся колебанием уровня моря и замерзанием в зимнее время года) свойств коллектора.

Читайте также