Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2974 просмотра

GSM Казахстан поставит свои платежные терминалы

Ряд предпринимателей в Астане готовят депутатский запрос с жалобами на снижение GSM Казахстан «верхней комиссии» для платежных терминалов. Решение сотового оператора может не принести критических потерь для крупного бизнеса, однако, ряд агрегаторов будет вынужден уйти в тень, либо прекратить свой бизнес. Между тем, «Къ» удалось узнать, что в этом году GSM Казахстан закупила около 2000 платежных терминалов для размещения по всей стране.

GSM Казахстан поставит свои платежные терминалы

GSM Казахстан поставит свои платежные терминалы
Ряд предпринимателей в Астане готовят депутатский запрос с жалобами на снижение GSM Казахстан «верхней комиссии» для платежных терминалов. Решение сотового оператора может не принести критических потерь для крупного бизнеса, однако, ряд агрегаторов будет вынужден уйти в тень, либо прекратить свой бизнес. Между тем, «Къ» удалось узнать, что в этом году GSM Казахстан закупила около 2000 платежных терминалов для размещения по всей стране.

GSM Казахстан/Kcell предупреждает о случаях саботажа при пополнении баланса в розничных торговых точках и терминалах самообслуживания. В результате «подрывной» деятельности некоторых владельцев терминалов самообслуживания в Астане 10 октября был отключен прием платежей в пользу абонентов компании почти в 700 точках. Около половины из них возобновили прием платежей 11 октября.

Напомним, что данные действия привязываются компанией к принятому ранее решению GSM Казахстан/Kcell о снижении «верхней комиссии», взимаемой с пользователей услуг мобильной связи в торговых точках и терминалах самообслуживания партнеров компании. «Решением компании планируется, что с 15 октября размер такой комиссии не должен превышать 5% от суммы платежа. При этом компания увеличивает размер «нижней комиссии», выплачиваемой в качестве платы партнерам за проведение транзакций и оказание услуг абонентам по приему наличных платежей в торговых точках и терминалах самообслуживания», - говорится в официальном сообщении компании.

В вопросе комиссии GSM Казахстан/Kcell удалось договориться с ключевыми партнерами - платежных систем ОСПМ, Pay Link, Казахстанский центр межбанковских расчетов, в то время как эта инициатива не нашла отклика у ряда владельцев терминалов самообслуживания, которые являются суб-агентами (агрегаторами), и не имеют прямых контрактов с компанией GSM Казахстан/Kcell. Интересно то, что ключевые партнеры сотового оператора, с которыми непосредственно работают агрегаторы, не обладают своей широкой терминальной сетью, оказывая посреднические услуги, в то время как реальные финансовые потери могут понести именно агрегаторы.

Для крупных суб-агентов данное решение сотового оператора может не принести критических потерь, в то же время оно чревато тем, что некоторые из агрегаторов будут вынужден уйти в тень либо прекратить свой бизнес. В данном случае, им может помочь политика «укрупнения» с другими предпринимателями. А будут ли они готовы или захотят ли пойти на объединение своего бизнеса – другой вопрос.

Как стало известно «Къ», это объясняет саботирующие действия ряда предпринимателей не только в Астане, более того сейчас участниками рынка платежных систем в Астане готовится официальный депутатский запрос в Парламент РК с просьбой рассмотреть действия GSM Казахстан/Kcell. Не исключено, что аналогичные требования будут высланы в Агентство по Защите Конкуренции и в Правительство РК.

Генеральный директор ТОО «Национальная платежная система» Олег Коверин считает, что подобные решения требуют более длительного периода обсуждений всеми участниками этого вида бизнеса. Г-н Коверин отрицает участие компании в саботирующих действиях и считает, что любые решения возможны только в правовом ключе, с учетом действующего законодательства. «Мы не намерены блокировать прием платежей GSM Казахстан/Kcell. Более того, мы готовы к этому решению и сумеем компенсировать часть потерь за счет оборотов компании, к тому же с уходом некоторых игроков с рынка наша компания сможет занять пустующие ниши. Возможно, ряд предпринимателей уйдет в теневой рынок, а это значит, что бюджет государства не дополучит определенного размера налоговых поступлений, поскольку в целом, по все платежной системе таких индивидуальных предпринимателей тысячи», - констатирует г-н Коверин. Он также добавил, что любое административное влияние на ценообразование может привести к плохим результатам, и в условиях свободного рынка подобные действия должны быть экономически обоснованны и целесообразны.

На вопрос «Къ», последуют ли примеру GSM Казахстан/Kcell другие сотовые операторы и внедрят аналогичные меры, г-н Коверин ответил отрицательно, полагая, что конкуренты GSM Казахстан/Kcell не получат каких-либо конкурентных преимуществ.

Директор департамента продаж GSM Казахстан/Kcell Данияр Омурзаков подтвердил «Къ», что компания повышает так называемую «нижнюю комиссию» за оплату услуг мобильной связи через платежные терминалы. Размер этой комиссии - конфиденциальная информация. Со своей стороны, Kcell увеличил свои расходы до 60% в так называемой «нижней комиссии», которую компания выплачивает платежным системам в качестве платы за проведение транзакций и оказание услуг абонентам по приему наличных платежей. «В то же время, у компании нет прямых договорных отношений с владельцами платежных терминалов, поэтому выплата повышенной «нижней комиссии» лежит в зоне ответственности наших прямых партнеров, т.е. платежных систем», - подчеркивает г-н Омурзаков. В то же время он подтвердил, что у компании нет прямых договорных отношений с владельцами платежных терминалов. «При этом мы платим комиссионные нашим прямым партнерам, которые в свою очередь рассчитываются с владельцами терминалов, соответственно выплата повышенной «нижней комиссии» возложена на наших прямых партнеров».

Вызывает вопросы быстрота, с которой GSM Казахстан/Kcell принял решение о снижении комиссии, не предоставив своим партнерам по рынку времени для детального обсуждения всех преимуществ и недостатков новых правил. На это г-н Омурзаков заверил, что переговоры с ключевыми партнерами велись более месяца и более того, теперь до марта 2012 года GSM Казахстан/Kcell не будет предпринимать никаких изменений по этому вопросу.

Глава департамента продаж компании заявил «Къ», что снижение комиссии не ударит по бизнесу агрегаторов, так как в большинстве стран нет такого явления, как «верхняя комиссия», при этом владельцы платежных терминалов ведут свой бизнес успешно. «В настоящее время транзакции в пользу нашей компании составляют около 60% от общего оборота платежных терминалов. При этом 79% из них производят на суммы до 300 тенге, что составляет 48% от общей суммы принятых платежей. Ничто не мешает владельцам терминалов сокращать нашу долю в их обороте за счет увеличения доли других провайдеров услуг - поставщиков коммунальных услуг, провайдеров фиксированной связи, Интернета, кабельного телевидения и т.д. Кстати, в соседней с нами России доля электронных платежей превышает 80%, поэтому нашим партнерам есть куда расти и зарабатывать за счет повышения оборота», - считает г-н Омурзаков. Он обращает внимание «Къ» на то обстоятельство, что количество пользователей их услуг резко возрастет, если они не будут изымать свою комиссию. «Ежедневно к нам поступает множество обращений от абонентов, в которых они просят убрать комиссию за пополнение баланса через платежные терминалы. Подавляющее большинство наших абонентов не пользуются услугами терминалов именно из-за наличия комиссии. Все они – потенциальные клиенты владельцев платежных терминалов, которые могли бы успешно зарабатывать на «нижней комиссии», выплачиваемой компанией в их пользу», - резюмирует он.

«Къ» удалось узнать, что в этом году GSM Казахстан закупила около 2000 платежных терминалов для размещения по всей стране, а в дальнейшем их число будет увеличиваться. «Хочу отметить, что GSM Казахстан/Kcell намерен увеличивать долю электронных платежей. Потому что мировой тренд ведет к постепенному отказу от карт оплаты в пользу онлайн платежей», - констатирует г-н Омурзаков.

Российский опыт
Весной этого года депутаты Госдумы РФ вели дебаты по ограничению размера комиссии, которую взимают с потребителей владельцы платежных терминалов. Только за последний год средний размер комиссии вырос с 5,7 до 8%. Против инициативы депутатов могли выступить не только представители бизнеса, но и Сбербанк России, доля которого на рынке моментальных платежей возросла до 5%. Хотя ни число терминалов, ни количество операций за год не изменились, на российском рынке произошло существенное перераспределение. Около 15 небольших игроков повысили свою долю рынка с 15 до 25%. Речь идет о банках и региональных платежных системах («Кампэй», «Новоплат», «Платежка»). Из-за их активности снизилась доля лидеров: QIWI потерял 6%, «Киберплат» — 3%, «Евросеть» — 1%, «Элекснет» — 0,5%. Среди банков выделяется Сбербанк, который имеет в своих отделениях 5 тысяч терминалов. Доля госбанка на рынке моментальных платежей в прошлом году составила 5%, что на 1% больше показателя 2009 г.

723 просмотра

Как в Казахстане собираются бороться с мошенниками на рынке аренды жилья

И что нужно делать сейчас, чтобы не стать их жертвой

Фото: Shutterstock

С точки зрения экспертов, действия мошенников на рынке аренды негативно отражаются на работе профессионалов. Поэтому последние ратуют за новый закон, регламентирующий деятельность риелторов. Предполагается, что национальный стандарт оказания риелторских услуг будет принят уже через год.

Пятно на репутации

Напомним, почти два года назад в Караганде осудили риелторов, обманувших 180 человек. Во главе преступной схемы стоял Марат Нокербеков, основавший четыре агентства недвижимости. Как выяснилось на суде, здесь продавали телефонные номера собственников квартир и требовали от клиентов подписывать договор с пунктом о невозврате предоплаты. Также в документе было отмечено, что агентство не отвечает за ход переговоров с хозяином недвижимости. 

Несмотря на вынесенный приговор, подобные организации продолжают работать не только в Караганде, но и в других крупных городах Казахстана. Привлечь их к ответственности достаточно проблематично. Из-за небольшой суммы ущерба, которая составляет от 8 до 10 тыс. тенге, правоохранительные органы, как правило, отказывают в возбуждении уголовного дела, направляя заявителей в гражданский суд. Да и там доказать правоту практически невозможно, поскольку договор заключался добровольно. 

«Если клиенту предлагают купить список номеров, он должен развернуться и уйти. Подобная деятельность не имеет ничего общего с работой риелтора. Настоящий специалист оказывает услуги, а не продает информацию. Мы писали администраторам сайтов olx.kz, krisha.kz и kn.kz, просили запретить объявления от так называемых информационных агентств недвижимости. Но для них важна монетизация», – говорит член Объединенной ассоциации риелторов Казахстана, директор агентства недвижимости Gold Business Kazakhstan Виталий Браиловский. 

Нужен закон 

По его словам, созданный мошенниками имидж негативно отражается на работе профессио­налов. Поэтому им часто приходится сталкиваться с недоверием со стороны потенциальных клиентов. 

Корень проблемы Браиловский видит в отсутствии регламентации риелторской деятельности. По его словам, в Казахстане не существует законодательных актов, которые бы разъясняли, что именно включает в себя перечень услуг специалистов рынка недвижимости. 

«В 2008 году ассоциация предлагала принять закон о риелторской деятельности, но безрезультатно. Недавно она обратилась в Комитет технического регулирования и метрологии МИИР РК с требованием о создании национального стандарта по оказанию риелторских услуг. В результате ее членов включили в рабочую группу», – отмечает эксперт. 

В ассоциации надеются, что очередная законодательная инициатива наконец изменит сложившуюся ситуацию. Для занятия риелторской деятельностью будет необходимо обучиться и сдать экзамен, а также пройти официальную регистрацию в государственных органах. Кроме того, перечень риелторских услуг наконец будет регламентирован. 

Услуга услуге рознь

Чтобы не стать жертвой мошенников при поиске жилья, следует понимать, какие именно услуги оказывает риелтор и каким образом происходит оплата его труда, утверждает Виталий Браиловский. 

«Принцип оплаты труда один вне зависимости от того, идет ли речь о покупке или об аренде жилья: деньги за свою работу риелтор получает только после того, как обе стороны заключили между собой договор. Члены ассоциации, куда входит 70 агентств со всего Казахстана, выработали единые расценки. При продаже недвижимости в Караганде применяется тариф 2%, но не менее 300 тыс. тенге, причем платит только продавец. Такой же тариф котируется в Нур-Султане и Алматы. Правда, там 1% удерживается и с покупателя, и с продавца. Что касается аренды жилья, оплата труда риелтора должна составлять 10%, но не менее 8 тыс. тенге. Данная сумма взимается и с арендодателя, и с арендатора», – объясняет специалист. 

Профессиональные риелторы также работают с открытыми базами данных. Обзванивают авторов частных объявлений, которым предлагают свои услуги. Если потенциальные клиенты соглашаются, назначают им встречу, на которой прежде всего показывают собственнику доверенность от компании, которую представляют. 

Эксперт отмечает, что перед сделкой риелтор обязан провести экспертизу правоустанавливающих документов.

«Часто профессиональный риелтор водит собственника за руку по всем инстанциям, чтобы привести документы в порядок. Затем он консультирует клиента: по какой цене предложить объект недвижимости, а по какой – продать, так как это две разные величины, отличающиеся друг от друга на 5–15%. Далее специалист делает профессиональные фотографии и создает продающее объявление, за размещение которого платит сам», – рассказывает директор агентства недвижимости. 

Также риелтор берет на себя все проблемы, связанные с продажей недвижимости. Его главная задача – из общей массы отсеять звонки настоящих покупателей, доля которых обычно составляет всего 15–20%. 

«Прежде чем риелтор приведет покупателя к собственнику, он должен в целях безопасности подписать с ним уведомление о показе. Собственник пускает всех, кто позвонил, а риелтор – только тех, кто подписал уведомление. На следующем этапе риелтор управляет процессом переговоров. При возникновении спорных вопросов предлагает компромиссные варианты. Он также отвечает за безопасность сделки», – отмечает Виталий Браиловский. 

По его словам, национальный стандарт оказания риелторских услуг, вероятнее всего, будет принят через год. Эксперт ожидает, что нормативно-правовой документ исключит недобросовестных игроков рынка. 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций