Перейти к основному содержанию

3087 просмотров

GSM Казахстан поставит свои платежные терминалы

Ряд предпринимателей в Астане готовят депутатский запрос с жалобами на снижение GSM Казахстан «верхней комиссии» для платежных терминалов. Решение сотового оператора может не принести критических потерь для крупного бизнеса, однако, ряд агрегаторов будет вынужден уйти в тень, либо прекратить свой бизнес. Между тем, «Къ» удалось узнать, что в этом году GSM Казахстан закупила около 2000 платежных терминалов для размещения по всей стране.

GSM Казахстан поставит свои платежные терминалы

GSM Казахстан поставит свои платежные терминалы
Ряд предпринимателей в Астане готовят депутатский запрос с жалобами на снижение GSM Казахстан «верхней комиссии» для платежных терминалов. Решение сотового оператора может не принести критических потерь для крупного бизнеса, однако, ряд агрегаторов будет вынужден уйти в тень, либо прекратить свой бизнес. Между тем, «Къ» удалось узнать, что в этом году GSM Казахстан закупила около 2000 платежных терминалов для размещения по всей стране.

GSM Казахстан/Kcell предупреждает о случаях саботажа при пополнении баланса в розничных торговых точках и терминалах самообслуживания. В результате «подрывной» деятельности некоторых владельцев терминалов самообслуживания в Астане 10 октября был отключен прием платежей в пользу абонентов компании почти в 700 точках. Около половины из них возобновили прием платежей 11 октября.

Напомним, что данные действия привязываются компанией к принятому ранее решению GSM Казахстан/Kcell о снижении «верхней комиссии», взимаемой с пользователей услуг мобильной связи в торговых точках и терминалах самообслуживания партнеров компании. «Решением компании планируется, что с 15 октября размер такой комиссии не должен превышать 5% от суммы платежа. При этом компания увеличивает размер «нижней комиссии», выплачиваемой в качестве платы партнерам за проведение транзакций и оказание услуг абонентам по приему наличных платежей в торговых точках и терминалах самообслуживания», - говорится в официальном сообщении компании.

В вопросе комиссии GSM Казахстан/Kcell удалось договориться с ключевыми партнерами - платежных систем ОСПМ, Pay Link, Казахстанский центр межбанковских расчетов, в то время как эта инициатива не нашла отклика у ряда владельцев терминалов самообслуживания, которые являются суб-агентами (агрегаторами), и не имеют прямых контрактов с компанией GSM Казахстан/Kcell. Интересно то, что ключевые партнеры сотового оператора, с которыми непосредственно работают агрегаторы, не обладают своей широкой терминальной сетью, оказывая посреднические услуги, в то время как реальные финансовые потери могут понести именно агрегаторы.

Для крупных суб-агентов данное решение сотового оператора может не принести критических потерь, в то же время оно чревато тем, что некоторые из агрегаторов будут вынужден уйти в тень либо прекратить свой бизнес. В данном случае, им может помочь политика «укрупнения» с другими предпринимателями. А будут ли они готовы или захотят ли пойти на объединение своего бизнеса – другой вопрос.

Как стало известно «Къ», это объясняет саботирующие действия ряда предпринимателей не только в Астане, более того сейчас участниками рынка платежных систем в Астане готовится официальный депутатский запрос в Парламент РК с просьбой рассмотреть действия GSM Казахстан/Kcell. Не исключено, что аналогичные требования будут высланы в Агентство по Защите Конкуренции и в Правительство РК.

Генеральный директор ТОО «Национальная платежная система» Олег Коверин считает, что подобные решения требуют более длительного периода обсуждений всеми участниками этого вида бизнеса. Г-н Коверин отрицает участие компании в саботирующих действиях и считает, что любые решения возможны только в правовом ключе, с учетом действующего законодательства. «Мы не намерены блокировать прием платежей GSM Казахстан/Kcell. Более того, мы готовы к этому решению и сумеем компенсировать часть потерь за счет оборотов компании, к тому же с уходом некоторых игроков с рынка наша компания сможет занять пустующие ниши. Возможно, ряд предпринимателей уйдет в теневой рынок, а это значит, что бюджет государства не дополучит определенного размера налоговых поступлений, поскольку в целом, по все платежной системе таких индивидуальных предпринимателей тысячи», - констатирует г-н Коверин. Он также добавил, что любое административное влияние на ценообразование может привести к плохим результатам, и в условиях свободного рынка подобные действия должны быть экономически обоснованны и целесообразны.

На вопрос «Къ», последуют ли примеру GSM Казахстан/Kcell другие сотовые операторы и внедрят аналогичные меры, г-н Коверин ответил отрицательно, полагая, что конкуренты GSM Казахстан/Kcell не получат каких-либо конкурентных преимуществ.

Директор департамента продаж GSM Казахстан/Kcell Данияр Омурзаков подтвердил «Къ», что компания повышает так называемую «нижнюю комиссию» за оплату услуг мобильной связи через платежные терминалы. Размер этой комиссии - конфиденциальная информация. Со своей стороны, Kcell увеличил свои расходы до 60% в так называемой «нижней комиссии», которую компания выплачивает платежным системам в качестве платы за проведение транзакций и оказание услуг абонентам по приему наличных платежей. «В то же время, у компании нет прямых договорных отношений с владельцами платежных терминалов, поэтому выплата повышенной «нижней комиссии» лежит в зоне ответственности наших прямых партнеров, т.е. платежных систем», - подчеркивает г-н Омурзаков. В то же время он подтвердил, что у компании нет прямых договорных отношений с владельцами платежных терминалов. «При этом мы платим комиссионные нашим прямым партнерам, которые в свою очередь рассчитываются с владельцами терминалов, соответственно выплата повышенной «нижней комиссии» возложена на наших прямых партнеров».

Вызывает вопросы быстрота, с которой GSM Казахстан/Kcell принял решение о снижении комиссии, не предоставив своим партнерам по рынку времени для детального обсуждения всех преимуществ и недостатков новых правил. На это г-н Омурзаков заверил, что переговоры с ключевыми партнерами велись более месяца и более того, теперь до марта 2012 года GSM Казахстан/Kcell не будет предпринимать никаких изменений по этому вопросу.

Глава департамента продаж компании заявил «Къ», что снижение комиссии не ударит по бизнесу агрегаторов, так как в большинстве стран нет такого явления, как «верхняя комиссия», при этом владельцы платежных терминалов ведут свой бизнес успешно. «В настоящее время транзакции в пользу нашей компании составляют около 60% от общего оборота платежных терминалов. При этом 79% из них производят на суммы до 300 тенге, что составляет 48% от общей суммы принятых платежей. Ничто не мешает владельцам терминалов сокращать нашу долю в их обороте за счет увеличения доли других провайдеров услуг - поставщиков коммунальных услуг, провайдеров фиксированной связи, Интернета, кабельного телевидения и т.д. Кстати, в соседней с нами России доля электронных платежей превышает 80%, поэтому нашим партнерам есть куда расти и зарабатывать за счет повышения оборота», - считает г-н Омурзаков. Он обращает внимание «Къ» на то обстоятельство, что количество пользователей их услуг резко возрастет, если они не будут изымать свою комиссию. «Ежедневно к нам поступает множество обращений от абонентов, в которых они просят убрать комиссию за пополнение баланса через платежные терминалы. Подавляющее большинство наших абонентов не пользуются услугами терминалов именно из-за наличия комиссии. Все они – потенциальные клиенты владельцев платежных терминалов, которые могли бы успешно зарабатывать на «нижней комиссии», выплачиваемой компанией в их пользу», - резюмирует он.

«Къ» удалось узнать, что в этом году GSM Казахстан закупила около 2000 платежных терминалов для размещения по всей стране, а в дальнейшем их число будет увеличиваться. «Хочу отметить, что GSM Казахстан/Kcell намерен увеличивать долю электронных платежей. Потому что мировой тренд ведет к постепенному отказу от карт оплаты в пользу онлайн платежей», - констатирует г-н Омурзаков.

Российский опыт
Весной этого года депутаты Госдумы РФ вели дебаты по ограничению размера комиссии, которую взимают с потребителей владельцы платежных терминалов. Только за последний год средний размер комиссии вырос с 5,7 до 8%. Против инициативы депутатов могли выступить не только представители бизнеса, но и Сбербанк России, доля которого на рынке моментальных платежей возросла до 5%. Хотя ни число терминалов, ни количество операций за год не изменились, на российском рынке произошло существенное перераспределение. Около 15 небольших игроков повысили свою долю рынка с 15 до 25%. Речь идет о банках и региональных платежных системах («Кампэй», «Новоплат», «Платежка»). Из-за их активности снизилась доля лидеров: QIWI потерял 6%, «Киберплат» — 3%, «Евросеть» — 1%, «Элекснет» — 0,5%. Среди банков выделяется Сбербанк, который имеет в своих отделениях 5 тысяч терминалов. Доля госбанка на рынке моментальных платежей в прошлом году составила 5%, что на 1% больше показателя 2009 г.

1463 просмотра

Мода на скромность и простые вещи ведет к новой реальности в экономике и ритейле

О новой реальности рассказывает партнер Scot Holland | CBRE в Казахстане и Центральной Азии

Фото: Shutterstock

Slowalization, или Медленнизация, – это новое слово, которым описывают развитие экономики и ритейла на ближайшие десять лет. Ритейл переживает непростые времена. Если несколько лет назад оптимисты говорили, что это временно, надо переждать и все настроится, то пессимисты были более осторожны в оценках, указывая на фундаментальные проблемы и называя состояние экономики new normal. Другими словами, призывали всех переосмыслить ситуацию и принять текущую стагнацию в мировой экономике как новую реальность.  

Сейчас в сфере ритейла, в зависимости от сегмента, мы наблюдаем очень вялое развитие или спад и стагнацию. Единственный сегмент ритейла, который рос до недавнего времени, – это онлайн-продажи. Развитие онлайн-ритейла стало своего рода приговором для традиционного ритейла и ТРЦ. Когда ситуация с падением продаж начала затягиваться и доходы некоторых сетей стали пробивать красную зону, собственники ТРЦ были вынуждены принимать меры. Кто-то менял концепты, кто-то снижал аренду, однако это помогло далеко не всем. Но даже в онлайн-ритейле, сглаживавшем общий стагнирующий тренд последнего десятилетия, сейчас наблюдается замедление роста. Черные пятницы и Киберпонедельники, Дни холостяков и прочие маркетинговые изобретения последних лет уже не дают того эффекта, что был раньше.

Ситуация в мировом ритейле усугублялась ростом фиксированных затрат, современным пониманием проблем экологии и осознанным уменьшением потребления.

Многие сетевики для сокращения фиксированных затрат предлагают магазины без продавцов. И если это было революционным несколько лет назад, то теперь это достаточно частое явление. В магазинах нет персонала на кассах, точнее вообще нет касс. Клиент все складывает в тележку, и на выходе сумма покупок автоматически списывается с телефона. Технологии заменяют людей.

Практически все автомобильные бренды регистрируют падение продаж. Термин slowalization неприменим только для Tesla и других производители EVs (Electric vehicles, электромобили). Потому что эти компании предлагают продукт, который отвечает требованиям и запросам современного мира, ценящего экономию и простоту.

В Великобритании ритейлеры зафиксировали 2019-й как самый тяжелый год в истории торговли с момента начала наблюдений. Известные компании,  например Debenhams and Fraser’s, уходят с highstreet location, где их магазины стояли больше 100 лет. Это равносильно тому, как если бы «Реал Мадрид» вылетел из Высшего дивизиона. Даже при исключительно низких кредитных ставках в 1–3% ритейл не может обслуживать долговую нагрузку. Если же центробанки начнут поднимать ставки, это может стать триггером массовых банкротств и положить начало полномасштабному кризису в ритейле.

Идет перестройка как рынков, так и сознания потребителей. Новое поколение оказалось очень отзывчивым на моду скромности и простых вещей. Молодые люди видят современных миллиардеров в толстовках и рубашках no name, пропагандирующих определенный аскетизм и здоровый образ жизни, борющихся за экологию путем умеренного потребления, и невольно перенимают эту модель. Они хотят быть такими же, это модно. Современный атрибут успешности – скромность и ответственное потребление с заботой об окружающем мире. И вот этот тектонический сдвиг в поведении и философии молодого поколения определит развитие экономики следующего десятилетия.

Нет смысла ждать бурного роста ритейла, его не будет, началось замедление, в корне которого – новая поведенческая модель современного потребителя. Это и есть new normal для современного ритейла.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance