Несистемное решение

Опубликовано
На прошедшем во вторник заседании правительства глава Министерства нефти и газа Сауат Мынбаев заявил, что к концу октября бензиновый кризис будет разрешен. В целом же для того, чтобы снять проблему, постановлением правительства будет дано поручение АО «Казмунайгаз» импортировать из России 50 тыс. тонн высокооктанового бензина марки АИ-92. При этом правительство не намерено отказываться от изменений в законодательстве, которыми вводится режим предельных цен. По сути, принятое решение перекладывает системные проблемы на плечи нацкомпании, которой предстоит завозить топливо себе в убыток, и вряд ли может считаться универсальным способом решения проблемы дефицита нефтепродуктов.
Правительству и министерству необходимо найти более системные решения этой проблемы, поскольку, по словам Сауата Мынбаева, собственное производство обеспечит внутренние потребности лишь к 2015 году.

На прошедшем во вторник заседании правительства глава Министерства нефти и газа Сауат Мынбаев заявил, что к концу октября бензиновый кризис будет разрешен. В целом же для того, чтобы снять проблему, постановлением правительства будет дано поручение АО «Казмунайгаз» импортировать из России 50 тыс. тонн высокооктанового бензина марки АИ-92. При этом правительство не намерено отказываться от изменений в законодательстве, которыми вводится режим предельных цен. По сути, принятое решение перекладывает системные проблемы на плечи нацкомпании, которой предстоит завозить топливо себе в убыток, и вряд ли может считаться универсальным способом решения проблемы дефицита нефтепродуктов.
Правительству и министерству необходимо найти более системные решения этой проблемы, поскольку, по словам Сауата Мынбаева, собственное производство обеспечит внутренние потребности лишь к 2015 году.

Выступая на заседании кабинета министров, СауатМынбаев заявил, что для преодоления проблемы дефицита бензина, сложившегося на казахстанском рынке, Министерство нефти и газа разработало ряд мер. В качестве основного инструмента разрешения сложившейся на рынке ситуации решено завезти из России 50 тыс. тонн бензина АИ-92 с убытком для «Казмунайгаза».«Я думаю, максимально завтра-послезавтра выйдет постановление правительства, которое говорит, ни много ни мало, о следующем: «КазМунайГазу» – завезти 50 тыс. тонн бензина, а «Самрук-Казыне» – учесть возможные отрицательные финансовые результаты этой сделки через механизм корпоративного управления. То есть, если говорить просто в лоб, то «КазМунайГаз» будет завозить этот бензин при такой ценовой разнице себе в убыток», – заявил министр нефти и газа.
По сути, таким способом правительство пытается решить две основные задачи. Первое – ликвидировать дефицит, существующий в настоящее время. Второе – не допустить развития инфляционных процессов и удержать инфляцию в запланированном коридоре 6–8%.
Сами же по себе причины возникновения дефицита заключаются в недостатке производственных мощностей внутри страны, но все же базовой причиной являются принятые весной поправки в законодательство об обороте нефтепродуктов, которыми устанавливается режим предельных цен при их розничной реализации.
В целом, как следует из выступления Сауата Мынбаева на «круглом столе» в парламенте, прошедшем накануне заседания кабинета министров, в целом он согласен с такой постановкой вопроса, хотя и считает, что принятые поправки были необходимыми.
Напомним, что изменения в законодательстве коснулись не только режима розничной торговли, но и, фактически, ликвидации института частных посредников или трейдеров при поставках нефти на НПЗ.

«Закон, думаю, ругать не надо. Хороший закон, большое спасибо. Законом действительно регламентировано количество посредников. Я не знаю, о чем говорил директор Павлодарского завода, но у него, в том числе, сейчас возникают вопросы из-за того, что лишние посредники не могут к нему зайти на завод»,– заявил депутатам Сауат Мынбаев. По его словам, «…есть вопрос, что не все нормативные правовые акты, я имею в виду постановления правительства, приняты во исполнение закона, и он не в полной мере показал свою эффективность, тем не менее, в части посредников их, по сути, уже нет. Российская нефть, максимум один поставщик, заходит в Павлодар, а отечественная нефть в лице ресурсодержателей и было одно звено – коллекторское – для мелких ресурсодержателей, они заходят на завод и распоряжаются этой нефтью».
Сауат Мынбаев убежден, что этот закон действует, и предельная цена действительно создает ограничения на розничном рынке. «Если бы этого закона не было, я думаю, этой осенью, в конце лета цены на нашем рынке были бы почти российскими»,– пояснил он депутатам.
По данным Министерства нефти и газа, российские цены до недавнего времени по ключевым позициям (дизтопливо, АИ-92, высокооктановый бензин) отличались от цен на рынке Казахстана приблизительно на 38–40%. «Это много, если учитывать, что у нас с 1 июля нет границ. Когда мы принимали закон, я стоял перед вами на трибуне и говорил: да, действительно, будет разрыв между ценами на казахстанском рынке и в Российской Федерации, и этот разрыв будет составлять 10–15%, но мы достигли, в том числе благодаря закону, 40-% разрыва. Это слишком много», – считает Сауат Мынбаев.
Он также пояснил, почему были такие предельные цены. По его словам, это было решение правительства, дабы избежать раскручивания инфляционной спирали. «Я не оправдываюсь в данном случае. Это не есть решение только Министерства нефти и газа. Это было согласованное решение, чтобы пережить ценовой пик за счет пусть даже столь значительного, но разрыва, с ценами в РФ»,– сказал министр нефти и газа.
По его мнению, к сожалению, в таких решениях не бывает без последствий. «Мы живем во время действия рыночной экономики, и тот бензин из Российской Федерации, который мы традиционно импортируем, а по высокооктановому бензину около 40% мы импортируем из России, подчеркиваю, даже если бы наши заводы работали на сто процентов мощности, мы все равно безотносительно к ЕЭП завозили и до начала 2015 года будем завозить этот бензин», – сообщил он депутатам. Понятно, что в сложившейся ситуации никто его в убыток себе завозить не будет. И, как результат, в Казахстане сложился дефицит на рынке бензина.
Министр объяснил, почему дефицит возник, кроме высокооктанового бензина, и по бензину марки АИ-80. «Почему, например, это сказалось на бензине АИ-80? Что мы должны были делать в этих условиях? Мы пытались принять оперативные меры. Например, какие? Например, раздали телеграммы и инструкции, взяли, как говорится, на карандаш, чтобы каждый завод производил по максимуму АИ-92, который перестал импортироваться. В той линейке, в которой это возможно, они переключились с АИ-80 и, по возможности, с дизельного топлива и авиакеросина на АИ-92», – сообщил Сауат Мынбаев.
По словам министра, дальше к этому ценовому разрыву добавилось то, что Российская Федерация имела беспрецедентные проблемы у себя на рынке, в том числе, с евростандартами на бензин, которые они в конце концов отложили и которые будут вводиться с конца 2012 года. «Но мы имели просто трудности по ввозу, даже несмотря на ценовой разрыв этого бензина из Российской Федерации»,– подчеркнул Сауат Мынбаев.
Он также озвучил прогноз на предстоящий период. По словам главы ведомства, окончательная ликвидация проблемы дефицита ГСМ произойдет не ранее конца октября. По его убеждению, принятые министерством решения по импорту в убыток КМГ 50 тыс. тонн бензина АИ-92 дают возможность «…этот трудный период повышенных цен пережить в заданном коридоре инфляции, таким образом, не дать этим последствиям возможного инфляционного всплеска повлиять на все другие услуги, товары и так далее».
Кроме того, правительство передвинуло сроки начала плановых ремонтных работ на Шымкентском НПЗ – с 5 на 19 октября, а также договаривается о толлинге даже на китайских НПЗ. Это сделано для того, чтобы, поставив определенный объем нефти, завозить на рынок заведомо дефицитные позиции, например, высокооктановый бензин, и, тем самым, иметь большую ценовую свободу.

Сколько произвели и потребили самиСогласно данным Министерства нефти и газа, объем переработки нефти на казахстанских НПЗ в 2010 году составил 13,7 млн тонн, производство высокооктанового бензина и авиакеросина – 2,9 млн тонн, дизтоплива – 4,1 млн тонн. В свою очередь, потребление бензина составило – 3,6 млн тонн, дизтоплива – 4,2 млн тонн. Импорт высокооктанового бензина и авиакеросина в Казахстан в 2010 году составил 0,8 млн тонн, дизтоплива – 0,4 млн тонн, экспорт бензина – 0,1 млн тонн, дизтоплива – 0,3 млн тонн. Около трети импортируемого в Казахстан высокооктанового бензина и авиакеросина – российского производства. Так, по данным Министерства нефти и газа, опубликованным в СМИ, доля импорта по АИ-92 составляет 35% внутреннего потребления, по АИ-95, АИ-98 и авиакеросину – еще выше. По данным исследования АИРИ, уровень выхода высокооктанового бензина при переработке нефти на отечественных НПЗ остается весьма низким. Так, на Павлодарском нефтехимическом заводе уровень выхода высокооктанового бензина в среднем составляет около 21%, Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе – около 11%, на Атырауском НПЗ выход бензина марки Аи–92 составлял всего около 4%.

Читайте также