Автозаправщикам предложили союз

Опубликовано
Повышенные с 1 августа розничные цены на бензин и дизельное топливо (ДТ) не покрывают стоимость оптовых поставок. Эксперты считают, что автозаправщики должны объединяться, чтобы защитить свой бизнес от недобросовестной конкуренции и в конфликтах с поставщиками.

Повышенные с 1 августа розничные цены на бензин и дизельное топливо (ДТ) не покрывают стоимость оптовых поставок. Эксперты считают, что автозаправщики должны объединяться, чтобы защитить свой бизнес от недобросовестной конкуренции и в конфликтах с поставщиками.

Начиная с 1 августа нынешнего года, в соответствии с решением, принятым Министерством нефти и газа РК, были повышены предельные розничные цены на топливо (см. таблицу).
Это повышение практически не покрывает оптовых цен на топливо, которые правительство в настоящее время не регулирует. Розничные компании стали заявлять о том, что работают себе в убыток. Чтобы добиться минимальной рентабельности в 6%, необходимо еще одно повышение стоимости топлива.
Рост цен оказался недостаточным и для того, чтобы автозаправщики смогли переориентироваться на российский бензин. Стоимость его поставок до границы РК составляет 109 тг/литр, поэтому ввозить его в Казахстан на АЗС невыгодно. По данным компаний, за первое полугодие 2011 года доля высокооктанового импортного топлива из России снизилась на 25% и составляет порядка 40%.
Причину конфликта между оптовиками и розницей участники рынка видят в непрозрачности рынка по производству и продаже топлива.

«Легче всего свалить все на розничных торговцев – они все на виду. А Министерство энергетики должно отследить всю цепочку поставок: оптовых поставщиков казахстанской и российской нефти, нефтеперерабатывающие заводы, оптовых продавцов топлива, разобраться, кто из них резко поднял цену, ссылаясь на Таможенный союз или другие причины», – считает президент Независимой ассоциации предпринимателей Талгат Акуов. С ним согласен и аналитик ИК «БТА Секьюритис» Айвар Байкенов: «Пока не предпринимаются никакие действия по регулированию оптового рынка. Это может означать, что активное лоббирование своих интересов и сверхприбылей идет со стороны поставщиков ГСМ. Пока это звено не попадет под регулирование, розничные цены продолжат свой рост на 3–5% в ближайшие два-три месяца. Таким образом, основная борьба идет не между лоббистами розничных операторов, а между покровителями оптовиков и розницы. Пока развитие событий показывает преобладание сил первых».
Превышение оптовых цен над розничными ведет к нарушениям законодательства. Так, в северных областях Казахстана жители контрабандой вывозят бензин на территорию РФ, где продавать его более выгодно. Кроме того, в первом полугодии нынешнего года из 175 проверенных АЗС на 117 выявлены нарушения. Преимущественно – продажа бензина с октановым числом, не соответствующим заявленному. «Мелкие и средние сети автозаправочных станций, чтобы не потерять свою прибыль, закупают суррогатное топливо на черном рынке. Это некондиционное топливо, доведенное до требуемого октанового числа разными октаноповышающими присадками», – пояснил директор по маркетингу и продажам ТОО «Гелиос» Денис Трандафилов. Многие автозаправки просто закрываются, стремясь продать бизнес более крупным конкурентам. «К нам предложения приходят просто пачками», – признался г-н Трандафилов.

Эксперты считают, что рынок топливного ритейла ждет консолидация вокруг самых крупных игроков. «Пять-шесть игроков, за которыми стоят солидные нефтяные структуры, хотят поделить рынок ГСМ. Они всегда могут договориться между собой, поэтому Казахстану необходимо законодательство, которое регулирует не только монополии, но и олигополии (рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов – «Къ»). Такие законы уже есть в Америке. Мы уже думаем над тем, чтобы предложить такую инициативу в Антимонопольный комитет. Выступить с ней хотим примерно через полгода, когда высокие цены и нехватка топлива надоедят жителям настолько, что заправщики побоятся выступить против регулирующих актов», – заявил вице-президент Алматинской ассоциации предпринимателей Марал Томпиев.
В свою очередь, директор Алматинской ассоциации предпринимателей Владимир Ермаков предложил мелким участникам рынка объединяться. «Объединения всегда нужны, иначе бизнес просто будут ломать. Пусть приходят к нам, мы всегда сможем показать, как юридически грамотно провести работу по объединению», – объяснил он.

Читайте также