АК ушла, да здравствует АК

Опубликовано
АО «Авиакомпания «Эйр Астана» объявила о прекращении прямых перелетов между Алматы и Уральском. Вместо нее на этом направлении будет летать АО «BEK AIR», с помощью которой аэропорт «Орал» надеется заработать денег для реконструкции ВПП и развить рынок региональных перевозок.

АО «Авиакомпания «Эйр Астана» объявила о прекращении прямых перелетов между Алматы и Уральском. Вместо нее на этом направлении будет летать АО «BEK AIR», с помощью которой аэропорт «Орал» надеется заработать денег для реконструкции ВПП и развить рынок региональных перевозок.

С 1 сентября нынешнего года перелеты между Алматы и Уральском будет выполнять авиакомпания «BEK AIR». Фактически, она заменит слоты «Эйр Астаны».
Напомним, что 3 августа 2011 года авиакомпания «Эйр Астана» разместила информацию о том, что с 1 сентября нынешнего года она прекращает полеты по маршруту Алматы – Уральск – Алматы (доля пассажиропотока в Уральск и из Уральска – 3%). Вместо этого пассажирам предлагались рейсы с пересадками в Атырау или Астане. Взамен перевозчик обязался увеличить число рейсов между Атырау и Уральском с 5 до 9 в неделю. Прямой вылет из Уральска в Амстердам был также заменен на рейс с пересадкой в Атырау.
В итоге за счет пересадок пассажиры должны были терять минимум 2 часа, а летать в Уральск из Астаны и Атырау – на турбовинтовом «Фоккере-50».
В конце июня нынешнего года «Эйр Астана» уже заявляла о намерении прекратить вылеты в Уральск – из-за плохого состояния взлетно-посадочной полосы (ВПП). После того, как перевозчику разрешили мониторить состояние ВПП после каждых взлета и посадки, конфликт был временно приостановлен.
Причину нынешнего прекращения прямых перелетов перевозчик не комментирует. Однако, как пояснил «Къ» председатель наблюдательного совета ТОО «Международный аэропорт «Орал» Нурлан Жумасултанов, «Эйр Астана» отказалась от полетов в Уральск именно из-за качества ВПП.
Вместо «Эйр Астаны» перелеты на линии Уральск – Алматы – Уральск будет совершать АК «BEK AIR». Она была зарегистрирована в 2008 году и ранее выполняла только чартерные рейсы, имея в своем парке четыре Як-40. В Уральск перевозчик будет летать на реактивных Fokker-100. «Мы не боимся плохого качества взлетно-посадочной полосы в Уральске, потому что наши самолеты – легкие», – объяснил замгендиректора «BEK AIR» Валерий Карюк (сравнение взлетных масс самолетов см. справку). Еще одно преимущество Fokker-100 – возможность приспускать колеса, чтобы уменьшать давление на ВПП. Самолеты в «мокрый лизинг» (с экипажем, техобслуживанием и страховкой) «BEK AIR» предоставила АО «Авиакомпания «ИнвестАвиа».
В аэропорту «Орал» к уходу «Эйр Астаны» относятся спокойно: «Эйр Астана» не давала аэропорту зарабатывать на продаже керосина, регистрации пассажиров, буксировке самолетов, противообледенительной обработке, встрече и выпуске воздушных судов. А именно эти услуги и составляют основной доход аэропорта», – объяснил г-н Жумасултанов.
По его словам, на реконструкцию ВПП, рулежной дорожки, перрона на 6 самолетов и светосигнального оборудования необходимо 3,1 млрд тенге, еще 900 млн – на здание аэровокзала. В настоящее время достигнута предварительная договоренность с несколькими банками второго уровня (в их числе – «Альянс» и «АТФ») о выделении кредита на сумму 3,1 млрд тенге на 10 лет под 12% годовых. Согласно расчетам, аэропорт должен будет ежемесячно выплачивать около 44,5 млн тенге. Однако он может осилить только треть этой суммы. Владелец аэропорта – ТОО «Беркут-Аэропорт» – отказывается просить денег у государства, опасаясь непрозрачных схем. Вместо этого руководство предпочло организовать рейсы аффилированной авиакомпании: Нурлан Жумасултанов также занимает должность председателя совета директоров «BEK AIR». «Это, может быть, единственный положительный момент аффилированности наших предприятий – аэропорта и авиакомпании. Авиакомпания будет зарабатывать деньги и оказывать финансовую помощь аэропорту. А когда мы реконструируем аэропорт, то планируем помочь авиакомпании начать эксплуатацию более современных самолетов, не поднимая стоимости аэропортовых услуг», – сообщил он. Схема финансовой помощи в настоящее время уточняется. Ее объем прогнозируется на уровне около 500 млн тенге.
Первое время «BEK AIR» будет выполнять рейсы между Алматы и Уральском шесть раз в неделю, с октября частота рейсов может быть увеличена, так как пассажировместимость Fokker-100 почти вдвое ниже, чем у Boeing-757, на которых летает «Эйр Астана».
На следующий год запланировано введение рейсов на линиях Уральск – Астана, Уральск – Стамбул, ведутся переговоры о возобновлении авиасообщения между Уральском и Лондоном (было прекращено в 2009 году).
За счет оказания своих услуг до конца нынешнего года аэропорт «Орал» надеется дополнительно выручить 150 млн тенге (прогноз прибыли предприятия за 2011 год). Если расчеты оправдаются, аэропорт сможет реконструировать полосу, практически не привлекая банковские заимствования или госсубсидии.
«Мы попробуем организовать аффилированную связку регио-нального аэропорта и региональной авиакомпании. Если опыт будет удачным, ему могут последовать и другие», – заявил Нурлан Жумасултанов

Весовые категории самолетов, работающих в аэропорту «Орал»Fokker 50 — нидерландский ближнемагистральный пассажирский самолет, максимальная взлетная масса – 20 820 кг.
Fokker 100 — нидерландский среднемагистральный пассажирский самолет, максимальная взлетная масса – 43 390 кг.
Boeing 757 – американский пассажирский самолет для маршрутов средней дальности, максимальная взлетная масса – 123 600 кг.

Читайте также