Лоскутный ГИС

Опубликовано
Специфика работы диспетчеров и руководителей предприятий железных дорог состоит в том, что они оперируют огромным массивом информации об объектах и сетях. При этом, как считают эксперты, на сегодняшний день, как правило, не существует целостной и удобной для восприятия картины.

Специфика работы диспетчеров и руководителей предприятий железных дорог состоит в том, что они оперируют огромным массивом информации об объектах и сетях. При этом, как считают эксперты, на сегодняшний день, как правило, не существует целостной и удобной для восприятия картины.

Как известно, информация обычно представлена в лоскутном виде, говорят специалисты. А это – разрозненные таблицы, графики и т. д., то есть отсутствует единая информационная система, которая объединила и представила бы в удобном виде все необходимые для анализа данные.
«В этой ситуации обработка информации – довольно трудоемкий процесс, который включает в себя использование множества расчетных модулей, проведение математического моделирования технологических процессов, реализацию специальных алгоритмов выборки данных, выполнение комплекса аналитических процедур», – говорит Жан Абдуллин, директор агентства S&B Research.
Безусловно, железная дорога является сложнейшим, территориально разветвленным транспортным предприятием, включающем такие объекты, как: железнодорожные пути с земляным полотном; искусственные сооружения и путевое развитие для обгона, скрещения и формирования поездов; сооружения для посадки, высадки и обслуживания пассажиров, хранения, погрузки и выгрузки грузов; устройства сигнализации, связи, централизации и блокировки; устройства водо- и энергоснабжения; тяговые подстанции и устройства контактной сети, а также многое другое.
Соответственно, управление транспортным комплексом железной дороги возложено на технические службы. И стоит отметить, что многие из задач, которые эти службы решают, имеют геоинформационную составляющую.
В частности, по словам Андрея Щербакова, руководителя проектов компании «Геокосмос», сюда входят: построение плана и профиля пути, поперечных разрезов земляного полотна, рельефа полосы отвода; подготовка данных для проведения ремонта и обслуживания объектов, проектирования строительства; оценка расхода материалов на строительство и ремонт дороги; составление планов работ; прогнозирование аварийных ситуаций; оценка и прогноз состояния железнодорожного пути и инженерных сооружений; составление кадастра земель, принадлежащих железной дороге; создание карт, схем, планов, а также проведение маркетинговых исследований.
«Перечисленные задачи пока в основном решаются устаревшими методами, которые уже не обеспечивают требуемого качества. Такая ситуация осложняет задачу управления инфраструктурой дороги», – говорит он.
Применение ГИС-технологий может значительно повысить эффективность работы руководителей и оперативных работников, а также усовершенствовать механизмы взаимодействия подразделений дороги.
По словам доцента КазНУ Саната Тугельбаева, ГИС позволяют сформировать единое визуальное пространство, в данном случае, «Казахстан Темир Жолы». «С его помощью национальный перевозчик получает возможность охватить взглядом всю территориально распределенную организацию во взаимосвязи ее элементов. И при этом в ГИС-системы встраиваются функции решения аналитических задач», – говорит он.
Однако, несмотря на существующее в целом понимание сторон о наличии проблематики, эксперты считают, что ситуация если не «аховая», то, по крайней мере, оптимизма не внушающая.
«На сегодня мы имеем самые разные, так называемые, вектора планирования. У Минсельхоза – свой, у МОН – свой, а у КТЖ – свой, и подчас в одном ведомстве, у разных отделов разные вектора, в результате чего правая рука не ведает, что делает левая», – сетует Ж. Абдуллин.
Единственным подспорьем, по его мнению, может стать централизованная информационная система, в которой будет храниться вся информация, и подпрограммы, показывающие, как и в каком векторе следует двигаться дальше. А для таких национальных компаний, как «КТЖ», «Казтрансгаз», «КЕГОК» и некоторых других ведомств важна еще и привязка к местности, в результате это становится геоинформационной системой (ГИС).
«Сегодня мы ставим перед страной амбициозные задачи инновационного прорыва, но, управляя по старинке, нам никогда не добиться ощутимого результата. На Востоке говорят, что тот, кто владеет информацией, правит миром. И становится понятным, почему чиновники не хотят делиться информацией (читай – властью) – ведь, выпустив из рук рычаг давления, станет невозможным поворачивать руль так, как ему захочется», – подчеркнул Ж. Абдуллин.
Безусловно, в различных отраслях, в том числе, и на КТЖ, начаты работы по внедрению ГИС. В качестве примера эксперт привел проект «Геоинформационная система железных дорог», который был запущен еще в 2006 году. «Насколько известно, на сегодняшний день выполнена лишь часть работ по проекту. А ГИС – это полноценный продукт, который не может работать по частям. И работа обязательно должна быть закончена. В противном случае – деньги выброшены на ветер», – сетует Ж. Абдуллин.
В КТЖ вопрос пока никак не комментируют, а эксперты говорят о том, что на сегодняшний день работы по внедрению ГИС приостановлены, а на их завершение необходимы средства.
Чтобы не создавать дополнительных прецедентов в целом, что чревато проблемами в самых разных отраслях экономики, и в условиях Таможенного союза, по словам
А. Щербакова,создание ГИС в разных отраслях должно быть государственным приоритетом.Но в Казахстане, по его словам, нет даже адекватной методики оценки объемов работ по ГИС, соответственно, нет и уполномоченной государственной структуры. Отметим, что такой орган, к примеру, в России работает уже с 2008 года.
«По сути, мы возвращаемся в СССР – мы объединяем инфраструктурные сети. Без этого невозможны дальнейшее развитие ТС и переход на новый уровень отношений – в Единое экономическое пространство. А для этого мы должны выйти на новый, качественно более высокий уровень технологичности и инновационности. И, в первую очередь, речь идет о железных дорогах наших стран», – подчеркнул эксперт.

Методика оценки рынкаОбщий объем рынка геоинформатики традиционно подсчитывался как сумма затрат по следующим направлениям: получение данных (геодезия и дистанционное зондирование); опытно-конструкторские работы; разработка и приобретение программного обеспечения; закупка оборудования; услуги государственных и коммерческих организаций по реализации проектов; предоставление государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям.
ГИС-ассоциация России

Читайте также