МСБ «идет прицепом»

Опубликовано
Бизнес-сообщество в лице производителей и реализаторов алкогольной продукции из МСБ продолжает критиковать дополнения к закону в области госрегулирования производства и оборота алкогольной продукции в РК. Налоговый комитет отказывается продолжать обсуждение законопроекта, ссылаясь на то, что он был разработан при участии бизнеса и отраслевых ассоциаций. Последние называют такое участие «формальным».

Бизнес-сообщество в лице производителей и реализаторов алкогольной продукции из МСБ продолжает критиковать дополнения к закону в области госрегулирования производства и оборота алкогольной продукции в РК. Налоговый комитет отказывается продолжать обсуждение законопроекта, ссылаясь на то, что он был разработан при участии бизнеса и отраслевых ассоциаций. Последние называют такое участие «формальным».

Напомним, согласно новым поправкам к закону, реализовывать алкоголь нужно будет в специализированном отделе или магазине площадью не менее 40 кв. м – в городах областного значения, не менее 20 кв. м – в городах районного значения и поселках, и не менее 10 кв. м – в селе. Реализация алкоголя, согласно поправкам, запрещена после 22.00 (23.00 – в выходные).
И бизнес, и эксперты сходятся во мнении, что пострадает, в основном, МСБ, а клиенты перетекут в крупные супермаркеты.
Бизнес-сообщество рассматривает две основные версии происходящего.

Первая – именно крупные торговые сети лоббируют принятие таких поправок – ведь, чтобы снижать потребление алкоголя, площадь его реализации надо, по логике, сокращать, а не увеличивать. Другая версия – Налоговый комитет хочет сократить себе фронт работы, так как контролировать меньшее число точек реализации алкоголя легче, чем порядка 20 тыс. магазинов категории «С», и эта версия пока находит больше подтверждений .
Аналитик Талгат Ергалиев обращает внимание на то, что большинство «магазинов у дома» находятся в выкупленных однокомнатных квартирах, средняя площадь однокомнатной квартиры в Казахстане – 31,3 кв. м. Если вспомнить, что целевым индикатором Отраслевой программы по развитию торговли (2010 г.) является доведение в ритейле магазинов класса «А» (более 100 кв. м) до 50% в отрасли, то МСБ в ритейле становится незащищенным.

По данным DAMU Research Group, доля ритейла современного формата (супермаркеты) в Казахстане составляет всего 16% (Россия – 35%, Франция – 78%, Дания – 83%), а уровень консолидации продовольственной розничной торговли в РК – 5% (в России – 11%, Норвегии – 95%, Германии – 80%). Сейчас 39–68% ритейла в городах Казахстана представлены магазинами категории «С» («магазины у дома»).
Т. Ергалиев также считает, что в Казахстане не прижился формат дискаунтера (пример – сеть «Пятерочка»), при этом торговые сети ограничили экспансию в областные центры и спальные районы, происходит последовательная смена лидеров среди крупных торговых сетей (Gros – SM market – Magnum).

Все это позволяет сделать вывод, что, несмотря на бурное развитие ритейла, «магазины у дома» преобладают среди других форматов торговли в РК.
В среднем, доля алкогольной продукции в товарообороте «магазинов у дома» составляет 25–33%. Т. Ергалиев говорит, что эти доли можно смело увеличить в 1,3–1,5 раза. Отказ от торговли алкоголем может привести их к убыточности, либо увести в тень. В то же время, в структуре ритейла 50% приходится на ИП (магазины категории «С»), это примерно 725 тыс. чел (учитывая членов семьи), которые прямо или косвенно могут пострадать от нововведения.

Магазины шаговой доступности важны и с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности и поступлений в бюджет – через них ежегодно реализуется: хлеба и мучных изделий – на 35 млрд тенге; молока , яиц – на 45,6 млрд тенге; сахара – на 17,8 млрд тенге.
Координатор Национального центра проблем формирования здорового образа жизни Марал Жакупова парирует, что в Москве одна точка торговли алкоголем приходится на 400 человек, в Норвегии – на 22 тыс. человек, в Казахстане – на 210 человек В Казахстане сейчас более 49 тыс. зарегистрированных алкоголиков и потребляется 14 литров чистого спирта в год на душу населения (по данным Euromonitor – 6,4 литра). Между тем, по мнению ВОЗ, если эта цифра превышает 8 литров, то нация обречена на деградацию.

Однако бизнесмены напоминают, что форматы торговли – разные, скажем, в Норвегии и в Казахстане, поэтому число точек торговли алкоголем сопоставлять нельзя. По их мнению, сама идея чиновников, что квадратные метры могут влиять на объем потребления алкоголя в стране – глупа, так как в любом случае произойдет переток потребления из магазинов категории «С» в магазины категории «А», а после 22.00 – к стихийной торговле на улице «из-под полы», которую Налоговый комитет контролировать не сможет.
Генеральный директор винзавода «Дионис» Рудик Мнацаконян считает, что новые
ограничения на объемах реализации его продукции никак не отразятся. Завод уже пережил времена ограничений торговли алкоголем, и Р. Мнацаконян констатирует, что тогда спрос на продукцию завода не упал. Однако он возмущен, что госорганы облегчают себе работу за счет бизнеса: «Пусть с алкоголизмом и незаконным оборотом борются другие органы, а не мы. Наше дело – производить продукцию».

Учитывая «откаты» супермаркетов за вход продукции на полки и то, что мировые торговые сети, как правило, приводят свои национальные бренды на полки, возможно, работать с одними супермаркетами для производителей было бы болезненно. Но Р. Мнацаконян не считает, что небольшие магазины закроются, они и дальше будут торговать алкоголем, но уже незаконно.

Разумнее более жестко конт-ролировать наличие кассовых аппаратов в магазинах и усиленно работать по постановлениям по борьбе с теневым бизнесом, считает директор ТОО «Folding Space» Евгений Бессонов. Он также указывает, что законопроект нарушает Конституцию РК и Налоговый кодекс, так как создаются неравные условия для ведения бизнеса между собственниками разных по площади торговых точек.
Исполнительный директор «Союза пивоваров Казахстана» Бексултан Меирбеков говорит, что все началось несколько лет назад, с поручения президента РК Нурсултана Назарбаева более жестко регулировать алкогольную отрасль. Налоговый комитет с тех пор оперирует цифрами, согласно которым 70% крепкого алкоголя находится в теневом бизнесе, в частности, по водке такая цифра – 60%. «В 2010 году осенью появился этот законопроект, однако о пиве там не упоминалось, только о крепком алкоголе, однако потом в нем появились ограничения по реализации, и пострадали все. Пивная отрасль очень прозрачна, и хотя вот уже три года мы приводим все доказательства такой прозрачности, мы к сожалению «идем прицепом», – говорит он.

Директор по корпоративным вопросам ТОО «Carlsberg Kazakhstan» Индира Изтлеуова говорит, что сначала пивовары были удивлены тем, что в пересчете на чистый спирт акциз на пиво стал выше, чем на водку, хотя все страны мира идут по пути более мягких акцизов на легкий алкоголь. Теперь готовятся ограничения по реализации. «Я думаю, что иностранные компании, которые приходят в Казахстан и сталкиваются с такими рисками изменения законодательства, видят, что бизнес в стране становится все менее предсказуемым. Это может сделать Казахстан менее инвестиционно привлекательным», – считает она.

Кымбат Ахметжанова из «Алкоимпорта» говорит, что при действующей законотворческой системе бизнес не может доносить свое мнение до госороганов. «C 2008 года мы написали более 500 писем с предложениями от бизнесменов в Минфин, Налоговый комитет, но получаем или отписки, или отказы», – говорит она. При этом Минфин иногда берет представителей бизнеса в экспертные группы при разработке новых законопроектов, но только если Минфин посчитает, что ему не хватает членов в такой группе. Аккредитация на участие в экспертной группе действует только неделю, заранее о ней не предупреждают, и бизнесмены, как правило, опаздывают. «Но даже если мы входим в состав экспертной группы, нам присылают проект с приложением состава членов экспертной группы. Налоговый комитет указывает на то, что законопроект разрабатывался с нашим участием, хотя мы вовсе с ним не согласны», – говорит К. Ахметжанова. На то же указывает НЭП «Атамекен», который не согласен с законопроектом и совместно с которым Налоговый комитет его «разработал».

Между тем участвовать в обсуждении поправок на круглом столе ИПР Налоговый комитет отказался, как раз ссылаясь на то, что законопроект «был разработан при непосредственном участии отраслевых ассоциаций, бизнес-сообщества, а именно «Казалко», «Союза виноделов», «Союза пивоваров», «Алкоимпорта», НЭП «Атамекен», руководителей предприятий по обороту спирта и алкогольной продукции».
Из письма Налогового комитета следует, что сейчас законопроект пересогласовывается с некоторыми госорганами в связи с переназначением первых руководителей. Пока Налоговый комитет считает нецелесообразным комментировать проекты указанных законов до внесения их в парламент РК.
Бизнес-сообщество опасается, что, учитывая, «с какой скоростью наш парламент принимает законы», поучаствовать в обсуждении опять не удастся.

Читайте также