Перейти к основному содержанию
1258 просмотров

Медь за юани

Kazakhmys берет еще один кредит у китайского банка. Проекты, реализованные за эти деньги, позволят увеличить производство в полтора раза, если казахстанская компания справится с поставленной задачей.

Медь за юани

Медь за юани
Kazakhmys берет еще один кредит у китайского банка. Проекты, реализованные за эти деньги, позволят увеличить производство в полтора раза, если казахстанская компания справится с поставленной задачей.


В понедельник в Астане генеральный управляющий директор Kazakhmys Plc Олег Новачук и вице-президент Государственного Банка Развития Китая Гао Цзянь подписали меморандум о взаимопонимании по предоставлению кредитной линии на $1,5 млрд. Средства пойдут на разработку Актогайского месторождения (Восточно-Казахстанская область).
Подписание кредитного соглашения ожидается до конца текущего года. Капитальные затраты по проекту оцениваются в $2 млрд, причем $500 млн Kazakhmys выделит из собственных средств.

Актогай – проект среднего размера, плановой мощностью 100 тыс. тонн медного концентрата в год, содержание металла в руде составляет 0,37%. Он является вторым по величине проектом компании после Бозшаколя. Их совокупный ежегодный объем производства оценивается в 200 тыс. тонн меди в концентрате, что позволит увеличить текущее производство Kazakhmys более чем на 60%.
«В целом этот шаг указывает на укрепление связей между Kazakhmys и Китаем, который стал ее финансовым партнером», – указывается в аналитическом обзоре компании «Тройка Диалог».

На сегодняшний день 60% всей продукции уже поставляется в Китай. Заключенные соглашения предполагают, что основная часть новых мощностей будет задействована именно в «китайском» направлении. Таким образом, данный показатель может возрасти до 70%.
В апреле 2010 года объявлено о создании СП по разработке Актогая с китайской Jinchuan Group, в соответствии с заключенным соглашением Kazakhmys согласился продать 49% долю в проекте за $120 млн с оплатой денежными средствами. Однако, видимо, Kazakhmys сохранит полный контроль над проектом и будет реализовывать его самостоятельно.

Одновременная реализация двух проектов, по мнению аналитиков «Тройки Диалог», мощность которых составляет более половины текущего объема производства, – задача крайне амбициозная, учитывая масштаб и сложность проектов. Экономические показатели обоих проектов весьма неоднозначны, учитывая низкое содержание металла в руде, большие потребности в капиталовложениях и план ввода в эксплуатацию не ранее 2015–2016 года.

Это не первый «китайский» заем медного гиганта. В 2009 году компания получила $2,7 млрд на осуществление ряда новых проектов, в том числе $2 млрд – для освоения Бозшаколя. По мнению представителей компании, в этот раз условия, вероятно, будут схожими: заем можно будет получать траншами в течение трех лет по ставке LIBOR + 4,8%. Срок погашения кредита – 12–15 лет с момента первого транша.
«На первый взгляд, $1,5 млрд – достаточно существенный объем, – говорит управляющий директор УК БКС Николай Солабуто. – Однако, принимая во внимание финансовое положение компании, это не критичная нагрузка». Так, по итогам 2010 года Kazakhmys показал выручку в размере $3,2 млрд и чистую прибыль – $1,5 млрд. Показатель EBITDA составил $2,8, а чистый долг был отрицательным. Увеличение долговой нагрузки на $1,5 млрд (почти в 2 раза) будет предполагать показатель Net Debt/EBITDA в размере 0,4, что является более чем комфортным уровнем как по отрасли, так и по общепринятым меркам.

«Нужно понимать, что данные кредитные линии будут растянуты на несколько траншей. Иными словами, это не будет единовременное возрастание нагрузки, а, скорее, постепенное, – поясняет аналитик АО «Тройка Диалог Казахстан» Заурбек Жунисов. – «Таким образом, при текущей прибыли долговая нагрузка является вполне нормальной»
Глава Госбанка Китая также заявил, что при импорте в Китай расчет будет производиться в юанях, и это было воспринято аналитиками неоднозначно. По мнению Жунисова, продукция Казахмыса, поставляемая в Китай, не будет оплачиваться в юанях. Иметь выручку в юанях выгодно, если есть расходы в той же валюте, но так как основные расходы Казахмыса осуществляются в тенге и долларах, переход на юани на данный момент нецелесообразен.

Учитывая, что основной импортер меди в регионе – Китай, расчеты в юанях вполне закономерны и обоснованны, считает аналитик УК БКС, это будет способствовать интенсификации трансграничного оборота между странами.

banner_wsj.gif

682 просмотра

Что кроме еды заказывали казахстанцы в карантин

Онлайн-ретейлеры собрали весенний урожай

Фото: Shutterstock/JP WALLET

Карантин вынудил казахстанцев покупать больше товаров онлайн. Многие магазины ожидают прироста доли продаж в интернете и после возвращения к нормальной жизни. 

Число заказов на marwin.kz, meloman.kz и komfort.kz в марте-апреле выросло почти втрое, сообщили «Курсиву» в пресс-службе группы компаний «Меломан». 

За время карантина двукратный рост показало количество посещений онлайн-площадки сети магазинов электронной и бытовой техники «Мечта». «При этом сильно возросла конверсия, примерно на 500% к прошлому году в количестве заказов. Людям, невзирая ни на что, всегда нужна новая техника», – отметил руководитель интернет-магазина «Мечта» Толеген Ахметов

Продажи WildBerries в Казахстане год к году выросли в три раза в деньгах и в два раза в штуках в марте, а по итогам апреля – более чем в два раза в натуральном выражении и почти вдвое – в деньгах, сообщили в пресс-службе. 

Что в ходу 

В «Меломане» отметили значительный рост спроса на детские игрушки, товары для семейного досуга и творчества – настольные игры, компьютерные игры, художественные материалы, картины по номерам, рукоделие, различные аксессуары для творчества. На площадке komfort.kz был рост продаж строительных и отделочных материалов. 

Клиенты WildBerries во время карантина в основном отдавали предпочтение товарам fashion-категории (одежда, обувь, белье и аксессуары), а также товарам для красоты, дома, спорта и продуктам питания. 

Смартфон и до, и во время карантина оставался самым популярным товаром на сайте сети «Мечта». Также высокий спрос отмечался на ноутбуки в связи с переходом многих казахстанцев на удаленный формат работы и учебы. 

Взрывной рост показали и товары по уходу за вещами: от стиральных машин до утюгов и гладильных досок, а также товары для приготовления пищи: блендеры, настольные грили, мультиварки, микроволновые печи и прочие. Повышенным спросом пользовались пылесосы и триммеры для стрижки волос. 

Шире круг 

Все опрошенные магазины отметили активный приток онлайн-шоперов во время карантина, при этом многие из новых покупателей – старше 45 лет. «Приток клиентов безусловно наблюдался. Если посмотреть в разрезе сегментов, то 45–54 года и 55–64 года выросли сильнее, чем основной сегмент 18–44 года. Но в целом доля сегментов старше 45 лет осталась невелика – порядка 14%», – отметили в ГК «Меломан». 

Увеличение числа новых покупателей WildBerries в Казахстане в апреле составило 629% год к году, а в мае – 745%. «Так же, как и в других странах, мы связываем такой интенсивный рост с тем, что к шопингу в онлайне приобщается все больше жителей страны, в том числе людей из малых и средних населенных пунктов, а также категория покупателей старшего поколения в возрасте 55+», – сообщили в пресс-службе компании.

Сооснователь сервиса по продаже билетов Ticketon.kz Константин Горожанкин констатировал увеличение числа клиентов старшего возраста и до карантина. «В последние месяцы у нас больше всего показывала рост аудитория 65+. Молодое поколение, которое, условно, вышло из институтов сегодня или в последние пять лет, уже без интернета себя не мыслит и практически всё в интернете делает. А более старшее поколение постепенно туда приходит», – сказал Горожанкин. 

Такая тенденция отмечалась не везде. К примеру, наиболее активными пользователями интернет-магазина «Мечта» во время карантина были женщины в возрасте от 25 до 44 лет. 

Практика аврала 

«Меломану» пришлось втрое увеличить штат сборщиков заказов, курьеров и операторов колл-центра, переведя на эту работу сотрудников из офлайна. Также компания во время карантина запустила экспресс-доставку, а в колл-центре стали использовать робота-оператора. 

Руководство сети «Мечта» тоже перевело часть штата из офлайн-магазина в онлайн. «Огромная нагрузка легла на интернет-магазин, так как это был единственный канал сбыта. Мы вовремя приняли решение обучать наших розничных продавцов работать в колл-центре, то есть консультанты становились операторами», – рассказал Толеген Ахметов. Резкий рост спроса на онлайн-покупки и курьерскую доставку в особенности побудил WildBerries увеличить количество сотрудников в Казахстане на 75%, в частности курьеров – более чем в 1,5 раза, сообщили в пресс-службе.

Что дальше 

Прирост сегмента онлайн-продаж безусловно будет, в том числе за счет тех покупателей, которые только познакомились с возможностью онлайна, полагают в «Меломане». «При этом скачкообразный рост онлайн-продаж на 30–40% за три месяца вернется, скорее всего, к стандартному росту в 20–25% в год», – отметили в пресс-службе.
 
В сети «Мечта» также ожидают ускорения роста доли онлайн-продаж. «Карантин стал неким тест-драйвом для всех. Думаю, что первое время будет небольшой спад в онлайне, так как после карантина хочется погулять и потрогать товар, но когда мы придем к привычной для нас жизни без ограничительных мер, то большинство людей, которые получили положительный опыт при покупке онлайн, будут делать это еще чаще, и тем самым доля онлайна станет расти еще быстрее», – прогнозирует Ахметов. 

Тенденция покупать онлайн в Казахстане сохранится и после снятия карантина, но поведение клиентов изменится, прогнозируют в WildBerries. «Покупатели приобщатся к культуре шопинга в интернете, поняв, что это просто и удобно, потому что совершать покупки можно в любое время прямо с телефона, а «бесконечная витрина» интернет-магазинов дает широкий выбор и возможность подобрать наиболее подходящий товар», – отметили в компании. «В ближайшее время потребители будут разумно подходить к покупкам, делать выбор в пользу товаров первой необходимости и снизят свои расходы на дорогостоящие вещи и предметы роскоши», – полагают в WildBerries.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png