nedvijimost-v-krizis.png

1367 просмотров
1367 просмотров

Экобензин заставит подождать

Третий этап модернизации Атырауского НПЗ позволит Казахстану полностью отказаться от импорта бензина. Но пока трудно сказать, когда рынок получит бензин марки Евро-4 и Евро-5, так как не закончен еще второй этап.

Экобензин заставит подождать

Экобензин заставит подождать
Третий этап модернизации Атырауского НПЗ позволит Казахстану полностью отказаться от импорта бензина. Но пока трудно сказать, когда рынок получит бензин марки Евро-4 и Евро-5, так как не закончен еще второй этап.


Как заявил на прошлой неделе генеральный директор АО «АНПЗ» Талгат Байтазиев, после завершения 3-го этапа реконструкции АНПЗ будет перерабатывать более 2,4 млн тонн нефти, а рынок получит высококачественный бензин Евро-4 и Евро-5. Соответственно, речь идет о глубокой переработке нефтяного сырья – 85–92%, что позволит увеличить объемы производства светлых нефтепродуктов в целом, перерабатывая не только нефть, но и так называемые темные нефтепродукты, остающиеся на других установках.

По словам главного инженера АНПЗ Дениса Козырева, на сегодняшний день на заводе большое количество топочного мазута, а крекинг как раз направлен на то, чтобы получить топливо уровня Евро-4 и Евро-5. Кроме того, по его словам, впервые в Казахстане высококачественный бензин планируют получать и из тяжелого газойля, продуктов коксования, которые пока завод вынужден реализовывать по невысокой цене. Для этого предполагается использовать наилучшие современные технологии, предлагаемые мировыми лидерами в этой области – компаниями Axens, UOP и Foster Wheeler.

Кроме бензина и дизельного топлива европейского стандарта комплекс позволит, по словам главного инженера, наладить выпуск авиационного горючего. А в целом объемы переработки сырья, на которые рассчитан завод, позволят в разы сократить импорт светлых нефтепродуктов, уверен Д. Козырев.
По словам директора агентства S&B Researh Сержан Бахыт, при озвученных объемах переработки сырья может быть мы и достигнем максимального покрытия рынка, но 100%-го не будет.
Покрытие по Казахстану возможно, считает эксперт, но лишь при наибольшей (хотя бы 80%) загрузке всех трех казахстанских НПЗ, а также, лишь при увеличении глубины переработки и учете того, что Казахстан потребляет около 2,5 млн тонн высокооктанового бензина, причем, более половины импортируется.

«Что говорить, если на ПНХЗ уровень выработки высокооктанового бензина не более 30%, а на шымкентском – не более 15%», – сетует эксперт.
Поэтому и встанет главный вопрос, уверен С. Бахыт, по каким ценам обойдется высокооктановый бензин потребителю.
«Если на сегодняшний день мы имеем уже заоблачные цены за литр бензина, то при тех инвестициях (более $1 млрд, и это, кстати, может стать аргументом производителя – мол, надо «отбивать» вложенное) нам не трудно будет сравняться с ценами в России, да и даже в Европе. Нельзя сбрасывать со счетов как сговор производителей, так и коррупционную составляющую», – подчеркнул эксперт.
Кроме того, считает эксперт, очень много вопросов по срокам реализации проекта.
«Почему китайцы строят НПЗ за 2–3 года, причем значительно превышающие по объемам переработки, а наши за 10 лет не могут реконструировать действующий завод» – говорит С. Бахыт.

А относительно экологичности продукции, по его мнению, это будет безусловным прорывом.
Директор Агентства исследований рентабельности инвестиций (АИРИ) Кайнар Кожумов более оптимистичен в своих оценках.
«Увеличение глубины переработки, несомненно, позволит дать больше высококачественных нефтепродуктов внутреннему рынку. Учитывая существующую в настоящее время большую зависимость по высокооктановым бензинам от импорта, увеличение внутреннего производства позволит в некоторой мере стабилизировать рынок», – сказал он «Къ».
Но, по его словам, к тому моменту, когда новое производство начнет давать продукцию, потребительский спрос будет гораздо выше, чем сейчас. Поэтому неслучайно в экспертных кругах все настойчивее звучат призывы о необходимости строительства еще одного и более современного НПЗ, заметил эксперт.

«А что касается сроков, то если не будет проблем с организацией финансирования проекта, то можно ожидать, что заявленные сроки будут выдержаны», – добавил К. Кожумов.
По словам эксперта, более 80% перерабатываемой на АНПЗ нефти является тяжелой нефтью мангышлакских месторождений, и при существующем перечне технологических установок завода имеет низкий потенциал производства светлых нефтепродуктов (до 35%). А большую долю продуктов переработки на сегодня составляет топочный мазут (более 40%).

«Новый комплекс глубокой переработки нефти на Атырауском НПЗ позволит перерабатывать такие остаточные тяжелые нефтепродукты и расширит сырьевую базу производства моторного топлива без увеличения самой мощности завода. Кроме этого, модернизация позволит также сократить выб-росы загрязняющих веществ в атмосферу за счет применения современных технологий и обеспечить использование современного оборудования, обладающего более высокими характеристиками безопасности», – считает К. Кожумов.
Кроме того, говорит он, комп-лекс глубокой переработки нефти прежде всего позволит решить такую проблему АНПЗ (одну из главных), как отгрузка топочного мазута, которая особенно обостряется в летнее время.

«Пока очень часто из-за затоваривания мазутом завод не в состоянии поддерживать максимальную загрузку перерабатывающих мощностей, что, конечно же, отражается на объемах переработки», – добавил эксперт.
Решение о проведении крупномасштабной реконструкции АНПЗ было принято правительством еще в 1999 году. В 2006 году был завершен первый этап, который был направлен на внедрение технологии гидро-обессеривания с переработкой выделенной серы в товарную продукцию. При этом были реконструированы очистные сооружения завода, модернизирована эстакада темных нефтепродуктов и построена аварийная факельная система.
Второй этап – строительство комплекса по производству ароматических углеводородов стоимостью $1 млрд, реализация которого доверена китайской Sinopec Engineering. Завершение этапа планируется в 2013 году.
Стоит отметить, что в планах правительства Казахстана реконструкция всех трех неф-теперерабатывающих заводов, в том числе Шымкентского и Павлодарского НПЗ. Стоимость реконструкции, по оценкам КМГ, около $4 млрд


Атырауский НПЗПостроен в 1945 году и перерабатывает тяжелую нефть месторождений Западного региона Казахстана с высоким содержанием парафина. Мощность переработки составляет 4,3 млн тонн в год.

Китайская нефтепереработкаЗа 20 лет в Китае построено 90 новых нефтеперерабатывающих заводов.
Китайская государственная инженерно-строительная корпорация и Национальная нефтяная компания Нигерии (Nigerian National Petroleum Company, NNPC) подписали соглашение о строительстве завода, 80% всех необходимых финансовых затрат понесет китайская сторона. НПЗ мощностью переработки 300 тыс. баррелей нефти в сутки, планируется запустить в 2014 году.
Кроме того, Китай поможет Нигерии построить три НПЗ суммарной мощностью переработки 885 тыс. баррелей нефти в сутки. При этом общий объем инвестиций в строительство всех НПЗ составляет $25 млрд.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

kursiv_in_telegram.JPG


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

kursiv_opros.gif