1 просмотр

Юг остается без бензина

Из-за российского топ-ливного кризиса в южных областях Казахстана уже намечается дефицит бензина. Но на повышение розничных отпускных цен власти пока не идут.<br />

Юг остается без бензина

Юг остается без бензина
Из-за российского топ-ливного кризиса в южных областях Казахстана уже намечается дефицит бензина. Но на повышение розничных отпускных цен власти пока не идут.


«Ситуация на рынке сейчас катастрофическая. АИ-92 стоит 96 тенге/литр, АИ-80 – 82–84 тенге/литр, ДТ – 78–80, но его у операторов нет, они не продают», – говорит директор ассоциации автозаправщиков «Ынтымак» Арыстан Жумабек. По его словам, большую часть бензина приходится покупать на черном рынке. Как утверждают сами операторы, главные обвиняемые в данной ситуации, причина – в том, что официально на потребности в 50 тыс. тонн для Южно-Казахстанской области на месяц выделяют всего 20 тыс. Таким образом, по неофициальным данным, сегодня в области существует дефицит бензина практически в 60%.

Как сообщили «Къ» в Агентстве по регулированию естественных монополий, пока ни одна заявка на увеличение розничных цен не удовлетворена. Так, 22 апреля отказано в повышении цен компании «Гелиос» (с 29 апреля). То есть, до 29 мая повысить цены на бензин она не сможет (сейчас АИ-92 – 91 тенге/литр). На совещании в Миннефти ранее собирались установить предельные розничные цены для АЗС в размере 99 тенге/литр – на бензин АИ-92–93, на бензин АИ-80 – 92 тенге/литр, на дизтопливо – 83 тенге/литр, как и в предыдущие месяцы.
Все это является следствием топливного кризиса, разразившегося в России в этом месяце. До 40% ГСМ в Казахстане обеспечивается за счет импорта из этой страны.

По действиям казахстанского правительства можно судить о том, что регулятор ожидал проблем с поставками ГСМ в стране, считают аналитики «БТА Секьюритиз», в связи с чем запрет на экспорт нефтепродуктов продлен до июля, и, вполне возможно, из-за продолжающейся топливной нестабильности может быть пролонгирован.

В России тем временем вводятся экспортные пошлины на вывоз бензина, предназначенные содействовать насыщению внутренних потребностей. Учитывая тот факт, что и без того казахстанский рынок для российских переработчиков непривлекателен (в среднем цена на бензин ниже на 15%), стоит ожидать сокращения поставок российского топлива в Казахстан, что повлечет за собой дефицит ГСМ, который, вкупе со спекулятивными факторами, может взвинтить стоимость бензина до 10–30%.

Министерство нефти и ранее допускало возможность увеличения отпускных цен для уравнивания их с российскими в рамках Таможенного союза. То есть, ожидался постепенный рост цен (на бензин марки АИ-92) на местных АЗС до уровня 115–120 тенге за литр. Топливный кризис в России может увеличить данный порог до 125–130 тенге, говорят аналитики «БТА Секьюритиз».

Министерством нефти разработан законопроект, предусматривающий ограничение числа оптовых операторов ГСМ. Это обстоятельство может привести к увеличению закупочной стоимости бензина, в результате чего для сохранения маржи АЗС придется повышать розничные цены. Таким образом, аналитики полагают, что в ближайший месяц порог отпускных цен меняться не будет. В дальнейшем под давлением фактора дефицита возможно увеличение порога выше 105 тенге.

Рынок ГСМ в КазахстанеЗа 2010 год на отечественных НПЗ переработано 13,7 млн тонн нефти, произведено 2,9 млн тонн моторного топлива, 0,49 млн тонн керосина, 4,44 млн тонн дизельного топлива. Потребление бензина за 2010 год достигло 3,490 млн тонн, авиакеросина – 0,680 млн тонн, дизтоплива – 3,914 млн тонн.
Крупнейшими розничными игроками являются «КазМунайГаз», «Гелиос» и Sinoil.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

kursiv_in_telegram.JPG


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

kursiv_opros.gif