Перейти к основному содержанию

2077 просмотров

Они откроются

По данным Cushman & Wakefield|VeritasBrown, рынок торговой недвижимости Алматы активизируется – заполняемость торгово-развлекательных центров (ТРЦ) составляет более 80%. На это влияет появление новых игроков и укрепление позиций существующих ритейлеров. Видимо, по этим причинам в ближайшие 2–3 года Алматы ожидает открытие восьми центров.

Они откроются

Они откроются
По данным Cushman & Wakefield|VeritasBrown, рынок торговой недвижимости Алматы активизируется – заполняемость торгово-развлекательных центров (ТРЦ) составляет более 80%. На это влияет появление новых игроков и укрепление позиций существующих ритейлеров. Видимо, по этим причинам в ближайшие 2–3 года Алматы ожидает открытие восьми центров.



Сейчас рынок торговой недвижимости Алматы отличается особой активностью по сравнению с предыдущими периодами. После длительного периода неопределенности ритейлеры возвращаются на рынок и начинают работу над проектами, отложенными ранее. Открытие новых современных ТРЦ привлекло ряд брендов на рынок, и многие существующие торговые марки расширили свою деятельность. По прогнозам Cushman & Wakefield|VeritasBrown, данная тенденция сохранится и новые бренды продолжат входить на рынок в течение 2011 года.

По мере вхождения на рынок новых ритейлеров становится сложнее найти качественные помещения в престижных торговых коридорах города, таких как пр. Достык и ул. Гоголя.

Что особо примечательно, заполняемость в действующих ТРЦ города составляет около 85%. А недавно открытые отмечают высокий уровень заполняемости на момент открытия – примерно 70–80% торговых площадей.

По словам старшего консультанта Cushman & Wake-field|VeritasBrown Мадины Умбетжановой, заполняемость в ТРЦ зависит от нескольких факторов. Это, конечно, местоположение. Не последнюю роль играет концепт проекта. Многое зависит от стратегии ритейлера, финансовых возможностей. Кто-то развивается только в формате ТРЦ, другие же открывают отдельно стоящие магазины. Но если ТРЦ правильно спроектирован, с продуманной маркетинговой политикой районного масштаба, то заполняемость его будет высокой.

За последний год, по данным Мадины Умбетжановой, открылось 2–3 ТРЦ общей арендуемой площадью в 40,475 кв. м. Данные проекты были запланированы 5–6 лет назад и в силу определенных обстоятельств, связанных с экономической ситуацией, финансированием, строительство было приостановлено.

Так, Ramstore открыл новый гипермаркет около железнодорожного вокзала «Алматы-2».
Small открыл новый магазин в Domillion, United Colors of Beneton – свой первый магазин на ул.Гоголя, а Green – на пересечении улиц Жандосова и Жарокова. Etam и Oggi открыли магазины по ул. Гоголя. В свою очередь Mango открыл дискаунт-центр около железнодорожного вокзала «Алматы-2».
В 2011 году увеличение торговых площадей планируется на уровне 13% по сравнению с 2010 годом. В настоящее время на стадии строительства проекты общей полезной площадью порядка 57,572 кв. м.

Увеличивающийся спрос на торговые площади мог вполне вызвать увеличение арендных ставок в ТРЦ, но в I квартале 2011 года они были стабильными. Только некоторые ТРЦ повысили свои ставки ввиду увеличения спроса – примерно на 5–10%.

Мадина Умбетжанова говорит «Къ», что арендные ставки в Т
РЦ варьируют в зависимости от арендуемой площади, формата арендатора (якорь, остров), местоположения. В целом они не так сильно подвержены изменению, в отличие от рынка офисной недвижимости. Также одним из основных факторов является экономическая ситуация. В текущем году рост арендных ставок в ТРЦ будет незначительным, добавляет она.

Если говорить в общем о стоимости аренды, то текущие ставки в среднем составляют $85 за 1 кв. м в месяц. Однако на ул. Гоголя, где размещаются многие эксклюзивные торговые операторы, арендные ставки в торговых помещениях (до 70 кв. м) возросли примерно до $100 за 1 кв. м в месяц. Видимо, это связано с тем, что ритейлеры предпочитают престижные улицы для размещения своих торговых точек с целью укрепления своих позиций. К таковым относятся UC Benetton, который открыл свой первый магазин. Другие магазины, открытие которых планируется в ближайшем будущем, включают: бренд одежды Bally (открывают магазин на ул. Кабанбай батыра), магазин интерьера Arti De Casa (открывают торговую точку на пр. Аль-Фараби), а также марки одежды Guess, s.Oliver, Naf Naf (все открывают магазины на ул. Гоголя возле United Colors of Benetton).
Помимо этого, американская сеть магазинов класса люкс SAKS FIFTH AVENUE предполагает открытие своей торговой точки в 2012 году в строящемся комплексе Esentai Retail Park.

Они откроются

1 просмотр

Как можно реформировать и сделать процесс закупок в крупных компаниях эффективнее

Рассказывает директор по развитию Accenture, Казахстан и Средняя Азия

Коллаж: Вадим Квятковский

Мы привыкли к тому, что ключевым фокусом и параметром, по которому оценивается качество работы службы закупок, было и остается снижение покупной цены. Вне зависимости от категории товара или услуги основной инструмент – это тот или иной вид конкурентной процедуры. Зачастую, несмотря на регулярное потребление товара, каждая новая партия покупается по конкурсу, особенно если речь идет о крупной компании с регламентированными процессами. Для поставщиков постоянные конкурсы – это элемент непредсказуемости: они не могут эффективно планировать свои ресурсы, инвестиции и новые разработки. Покупатель, в свою очередь, получает чехарду поставщиков, очень условные гарантии сроков и качества, а также ощутимые административные издержки.

На постсоветском пространстве такая практика закупок сформировалась в 90-х годах прошлого века, когда многие международные некоммерческие организации активно консультировали по вопросам организации госзакупок и ставили во главу угла обеспечение прозрачности, равных возможностей поставщиков и усиление конкурентности закупки. Это было во многом оправданно на раннем этапе становления рыночных закупок, в ситуации пока еще не развитого рынка поставщиков.

Проблемой это стало, когда частные компании скопировали подходы госзакупок и с тех пор их практически не поменяли. Конкуренция важна, и мы не ставим под сомнение конкуренцию как основной драйвер развития бизнеса, гарантию сдерживания цен и улучшения продукта. Но конкурс, тем более редукцион, – это конкуренция в моменте. Она не имеет никакого отношения к развитию поставщика или его продукта и направлена только на «выжимание» у поставщика самых выгодных коммерческих условий, часто под серьезным психологическим прессингом. В ситуации непредсказуемости поставщик может давать условия, позволяющие ему едва сводить концы с концами, не говоря уже про новые разработки и развитие. Если это поставщик ширпотреба, большой проблемы для покупателя это не составляет. Но если речь идет о сложных товарах и услугах, то ценовое давление может повлечь деградацию продукта и риск ухода поставщика с рынка. А это уже по-настоящему снижает конкуренцию и создает риски стабильности для бизнеса покупателя. Кроме того, сможете ли вы обсуждать с поставщиком потенциальные улучшения, требующие от него инвестиций, если поставщик не уверен в завтрашнем дне? А таких улучшений много – от простой оптимизации логистики, изменения характеристик продукта «под вас» до интеграции процессов и систем.

В мире за последние 20 лет все большее распространение получает альтернативный подход к закупкам, предполагающий долгосрочные партнерские отношения с поставщиками. Компании-покупатели не только добиваются снижения совокупных затрат, но и серьезно выигрывают за счет оптимизации цепи поставок, совместного планирования, совместных инноваций и финансирования проектов. Этот подход основан на сегментации поставщиков по степени влияния на бизнес покупателя, уровню рисков, потенциалу совместных будущих выгод и предполагает индивидуальную стратегию взаимодействия с каждым сегментом или отдельными поставщиками. Стратегии варьируются от привычных открытых тендеров до стратегических партнерств с совместными разработками и инвестициями.

Изменение фокуса и подходов к работе с поставщиками является следствием эволюции роли закупок в современных организациях. Из чисто сервисной роли бизнес-процесс закупки переходит в разряд стратегического архитектора бизнеса: закупщики участвуют в разработке новых продуктов и решений, включаются на самой ранней стадии в проработку инвестиционных проектов.

Среди крупных российских и казахстанских компаний вектор движения в этом направлении становится все более очевидным. Успех зависит от того, насколько компании смогут поменять культуру и внутренние процессы, создать новые компетенции и инструменты работы с поставщиками.

Для того чтобы закупки смогли работать в соответствии с ведущими мировыми практиками, зачастую требуется достаточно глубокая трансформация как самой функции закупок, так и некоторых смежных функций. Важнейшим шагом в повышении эффективности функции закупок является разделение стратегических, операционных и транзакционных процессов на фронт-, мидл- и бэк-офис. Под стратегическими процессами мы понимаем:

  • формулировку стратегии функции и ее добавочной стоимости,
  • разработку и реализацию категорийных стратегий,
  • заключение долгосрочных договоров,
  • управление взаимоотношениями с поставщиками.

Операционные процессы включают непосредственно обработку текущей потребности бизнеса, определение источника поставки, проведение разовых закупок, не покрытых долгосрочными договорами, поддержку фронт-офиса в конкурентных процедурах.

Транзакционные процессы связаны с договорным документооборотом, обработкой первичных документов, мониторингом поставки, отчетностью.

Такое разделение позволяет существенно ускорить закупочный процесс: в результате выполнения стратегических процессов к моменту возникновения потребности бизнеса компания уже будет иметь проработанную стратегию, пул поставщиков и действующие контракты. Кроме того, развитые стратегические процессы позволят реализовать преимущества, связанные с управлением взаимоотношениями с поставщиками: партнерства, интеграцию процессов планирования и пополнения, совместную оптимизацию затрат и т. п.

Почему мы говорим про разделение процессов? Представьте традиционного закупщика, который выполняет весь цикл работ: взаимодействие с бизнесом, исследование рынка, определение стратегии закупок, переговоры с поставщиками, подготовку тендера, согласование договора, переписку по оперативным вопросам поставки. Он же ведет претензионную работу, обрабатывает первичные документы, планирует платежи и даже заказывает пропуска. Можно ли ждать от такого закупщика глубокого профессионализма во всем? Сможет ли человек, пунктуально работающий с юридическими документами, эффективно вести переговоры или анализировать рыночные тренды? Наш опыт подсказывает, что скорее нет, чем да. В передовых компаниях эти три блока процессов управляются абсолютно по-разному – у них разные требования к компетенциям персонала, разные показатели эффективности, разная мотивация, карьерные треки, разные инструменты автоматизации, разная внутренняя организация.

Конечно, разделение процессов и изменение организационной модели – это не единственный элемент трансформации функции закупок. Важно также оптимизировать сами процессы, пересмотреть подходы к закупке в зависимости от категории, уровня риска, критичности для бизнеса, разработать и внедрить процессы категорийного управления, управления взаимоотношениями с поставщиками, внести изменения в IТ-системы и т. д.

При кажущейся простоте принципов многие компании сталкиваются со сложностями в их реализации. Главным препятствием, на наш взгляд, является фактор сложившейся корпоративной культуры. Это прежде всего высокий уровень бюрократии, слабое горизонтальное взаимодействие, недоверие и тотальный контроль. Сдерживающее влияние оказывают и смежные функции – бизнес-планирование, бюджетирование, контрольные процедуры.

Однако, несмотря на все сложности трансформации, игра стоит свеч. Компании, трансформирующие закупки, добиваются экономии затрат на 10–25% и двух-трехкратного сокращения сроков закупки уже в первый год реализации программы. Значительно улучшается восприятие функции закупок со стороны бизнеса. Успех таких программ зависит прежде всего от решимости высшего руководства проводить изменения.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance