1196 просмотров
1196 просмотров

Nabucco берут на обгон

Сроки начала строительства Nabucco вновь переносят на год. За все время существования проекта консорциуму не удалось решить главную проблему газопровода – неопределенность с поставщиками. На фоне альтернативных проектов и растущей стоимости предполагаемого строительства европейский консорциум перестает быть привлекательным.

Nabucco берут на обгон

Nabucco берут на обгон
Сроки начала строительства Nabucco вновь переносят на год. За все время существования проекта консорциуму не удалось решить главную проблему газопровода – неопределенность с поставщиками. На фоне альтернативных проектов и растущей стоимости предполагаемого строительства европейский консорциум перестает быть привлекательным.



В пятницу управляющий директор Nabucco Gas Pipeline International Рейнхард Митчек объявил о переносе начала строительства газопровода с 2012 на 2013 г., а начало поставок газа по нему – на 2017 г. По официальной версии, это делается для синхронизации начала эксплуатации инфраструктуры и проектов, обеспечивающих его сырьем для заполнения. Участники же рынка считают, что «заполняющие» проекты еще не найдены.
Трубопровод объемом 27–31 млрд куб. м газа в год был рассчитан, прежде всего, на азербайджанские месторождения. Тем не менее, месяц назад турецкий Botas, один из шести участников трубопроводного консорциума, заявил, что в мае этого года переговоры о поставках с гигантского месторождения «Шах Дениз» будут завершены. В 2017 г., после завершения второго этапа разработки, объем добычи будет составлять 14–15 млрд куб. м газа в год. 6 млрд куб. м в год будут закупаться турецкой компанией, а общий транзит через Турцию в Европу с месторождения составит около 10 млрд куб. м в год. Но есть большая вероятность того, что данный газ может пойти по другому пути.
Начало строительства трубопровода ITGI (Турция – Греция – Италия), где Botas является одним из трех партнеров, планируется на 2012 г., а выход на операционный этап – к 2015 г. Мощность в 11,8 млрд куб. м газа в год требует гораздо меньших инвестиционных затрат ($3,4 млрд против $7,9 млрд у Nabucco).
Это – уже не «бумажный проект»: недавно выделенные около 200 млн евро пойдут на закупку оборудования и материалов для строительства газопровода. Важным является и то, что малый объем ITGI (неофициально – «Южный коридор») позволяет ему сосуществовать с другим трубопроводом в этом направлении – российско-итальянским South Stream.
Проект мощностью около 63 млрд куб. м в год, столь упорно лоббируемый «Газпромом» и проходящий по дну Черного моря, может, наконец, получить значимый перевес в борьбе с Nabucco. До недавних пор экономическая сторона вопроса была в пользу последнего, т. к. постройка 900 км российского трубопровода оценивались в $10–20 млрд. Но, согласно данным внутренних источников европейского консорциума, стоимость Nabucco (последний раз оценка проводилась в 2005 г.) возросла до $12–15 млрд.
Согласно международному исследованию британской нефтяной компании British Petroleum, чтобы закончить газопровод длиной в 3300 километров (2050 миль) в условиях роста цен на материалы, особенно – стали, может понадобиться 15 млрд. евро. South Stream, не имеющий проблем с обеспечением поставками газа, находится в явно более выигрышном положении.
Даже если Botas дождется Nabucco, проблема с его незадействованными мощностями не решается.
У консорциума газопровода остается два пути его заполнения – иранский и туркменский газ. Однако в 2006 г., из-за ядерной программы ИРИ, ЕС был вынужден прекратить рассматривать Иран в качестве поставщика. По сей день политический вопрос стоит очень остро, т. к. проект, рассчитанный на диверсификацию газовых потоков (сейчас 41% поставок на европейский рынок обеспечивает Россия), имеет риск столкнуться с режимом, который может воспользоваться своим экономическим положением поставщика для не совсем экономических целей.
Доставка же в Nabucco туркменского газа сталкивается с отсутствием необходимой инфраструктуры. Сухопутный путь через Иран ничем не отличается от предыдущего сценария, а для транскаспийского трубопровода по дну Каспия необходимо задействовать американскую политическую поддержку (см.: «Туркменистан пролоббирует Nabucco» от 17.02.11).
«Надежда на газовую независимость Европы» сегодня стала самым бесперспективным проектом – без обеспечения поставками, точных дат реализации и без экономической привлекательности.
Помочь проекту может только политическая воля ЕС, но у него сегодня достаточно проблем на Ближнем Востоке.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

kursiv_in_telegram.JPG


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

kursiv_opros.gif