Молочный кризис вместо обещанного сговора

Опубликовано
Агентство по защите конкуренции Казахстана (АЗК) приняло решение о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении восьми молочных компаний, которые обвиняются в антиконкурентных согласованных действиях, направленных на установление и поддержание цен реализации молока. Сами же молочники с обвинением не согласны, а действия антимонопольного агентства считают неправомерными.

Агентство по защите конкуренции Казахстана (АЗК) приняло решение о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении восьми молочных компаний, которые обвиняются в антиконкурентных согласованных действиях, направленных на установление и поддержание цен реализации молока. Сами же молочники с обвинением не согласны, а действия антимонопольного агентства считают неправомерными.

Решение о возбуждении дел об административных правонарушениях принято в отношении АО «АПК «Адал», ТОО «Компания ФудМастер Трейд», АО «Компания ФудМастер», ТОО «Вимм-Билль-Данн ЦА-Алматы», ТОО «RG Brands Kazakhstan», ТОО «Danone Berkut», ТОО «Raimbek Agro» и ТОО «Агропродукт Азия» на основании изучения материалов о проведенных расследованиях.

В АЗК сообщили, что отдельные субъекты рынка в рамках проводимого расследования сообщили о снижении цен на молоко.

Напомним, в начале февраля АЗК рассмотрело предварительные материалы исследования деятельности поставщиков молока, которое показало, что восемь поставщиков повысили цену реализации молока на 1040%, не имея на то объективно оправданных экономических оснований. Тогда на основании признаков антиконкурентных согласованных действий в части установления и поддержания цен реализации молока было принято решение об открытии расследования в отношении поставщиков.

«Итоги предварительного анализа показали, что объективных причин для повышения цен не имелось, так как у отдельных производителей себестоимость молока не менялась, а у некоторых рост цен произошел непропорционально к росту цен на сырье», заявили «Къ» в начале февраля.
Для самих производителей остается неясным, на каких основаниях АЗК посчитало рост цен необоснованным.

Компания «ФудМастер» с выдвинутыми обвинениями не согласилась и свои аргументы против обвинения в нарушении антимонопольного законодательства изложила в жалобе, которую направила в АЗК 8 апреля 2011 года. Но ответа на письмо так и не последовало. А о том, что Антимонопольное агентство публично обвинило ряд производителей молочной продукции в нарушении антимонопольного законодательства, компании узнавали из СМИ.

«Мы считаем, что Антимонопольное агентство неправомерно обнародовало свои выводы, не изучив доводы другой стороны и не предоставив нам официального ответа, согласно требованиям законодательства. Мы уверены в своей правоте и призываем антимонопольные власти страны объективно разобраться в сложившейся ситуации», пояснили «Къ» в «ФудМастер».

За период с конца 2008 года цены на кефир, сметану и молоко «ФудМастер» были снижены в среднем на 20%. В 2011 году цены в среднем были увеличены на 6%.

«Мы заинтересованы, чтобы цены на наши продукты были максимально приемлемыми. Но есть объективные факторы, при которых удерживать цены на прежнем уровне невозможно. Конечную стоимость продукта определяет его себестоимость, и она резко возросла по ряду причин», говорит директор компании «ФудМастер» Аида Сапаргазинова.

70% себестоимости молочных продуктов составляет сырье, как правило, натуральное цельное молоко. Из-за сезонного дефицита цельного молока цены на него выросли по Казахстану на 20%. Около 1015% себестоимости продукта формируют затраты на производство. Расход коммунальных услуг на молочных предприятиях всегда высок выросли тарифы на воду и электроэнергию. В себестоимость также входят расходы на транспортировку и хранение молока-сырья, на модернизацию заводов, на занятый в производстве персонал это еще порядка 10%. В итоге рентабельность казахстанских предприятий молочной продукции в лучшем случае составляет не более 35%.

К затратам компании «ФудМастер» добавляется обеспечение поставщиков сырья современным фильтрационным и холодильным оборудованием для очистки, хранения и доставки молока. Это в итоге гарантирует его качество, но также является весомой статьей расходов молоко закупается компанией у 2-х крупных молочных ферм и в 180 оснащенных таким образом молокоприемных пунктах на всей территории страны. Кроме сезонного скачка цен на молоко-сырье, проблема обусловливается тем, что в разных регионах Казахстана цены на него разные если в Алматинской области цена за литр колеблется в пределах 77 тенге, то на севере страны стоимость сырья может достигать 125 тенге.

Как стало известно «Къ», несмотря на обнародованное обвинение, АЗК проводит переговоры с ТОО «Raimbek Agro».

По словам эксперта компании ТОО «Raimbek Agro» Ольги Ельцовой, в течение 2010 года наблюдалась тенденция высокого роста цен сельскохозяйственного сырья по сравнению с 2009 годом. Рост цен на молочное сырье опережал рост цен на готовую молочную продукцию.
По данным Агентства по статистике, в декабре 2010 года по сравнению с декабрем предыдущего года цены на молоко сырое повысились на 22,6%, а на готовую молочную продукцию (молоко пастеризованное, ультрапастеризованное, кисломолочная продукция, сыр, творог, масло сливочное и др.) на 8,7%.

В январе 2011 года прирост цен на молоко сырое составил 4,5% по отношению к декабрю 2010, на масла и жиры 2,8%, сыр и творог 2%, т. е. как и в 2010 году, имеет место опережение роста цен на сырье по сравнению с ростом цен на готовую продукцию.

В обзоре КАМ, сделанном в 2010 г., указывается, что на повышение цен на молоко и продукты переработки в 2010 году в сравнении с 2009 годом повлияли уровень инфляции, повышение доходов населения, рост цен на все виды ГСМ, удорожание услуг по перевозке грузов, рост цен на энергоносители.

Высокие цены на молоко и молочную продукцию, их сезонные колебания, особенно в Алматы, обусловлены дефицитом пригодного для промышленной переработки молочного сырья, обостряющимся в период с октября по апрель, из-за отсталости молочного скотоводства и его кормовой базы, низкой продуктивности из-за малой доли племенных коров и их содержания и ухода, не соответствующего требованиям молочного производства.

«Основная причина отсталости молочного скотоводства кроется в том, что более 90% молока производится в личных подсобных хозяйствах, имеющих низкую товарность и высокую рассредоточенность. В ЛПХ сложно обеспечивать высокое качество и безопасность продукции, избегать сезонности отелов, повышать эффективность производства», поясняет Ольга Ельцова.

Перерабатывающие предприятия вынуждены использовать для переработки в больших количествах молоко от личных подсобных хозяйств, что обусловливает проблемы обеспечения контроля качества и безопасности сырья.

Особенно высок дефицит качественного сырого молока в Алматинской области, в основном обеспечивающей молочной продукцией самый крупный город Казахстана Алматы.

«Дефицит сырья в Алматинской области обострился в 2010 году, что, по нашему мнению, связано в том числе и с вводом в эксплуатацию довольно крупного молокоперерабатывающего завода ТОО «Данон-Беркут». Для обеспечения такого предприятия сырым молоком необходимо как минимум две фермы по 1000 голов каждая. Однако в 2010 году введены только 2 молочно-товарные фермы примерно на 200 голов (ТОО «Алатау Дейри» Кербулакского района и КХ «Айдарбаев и К» Енбекшиказахского района), которые производят две-три тонны молока в сутки», говорит Ольга Ельцова.

ТОО «Raimbek Agro» также не согласно с обвинениями АЗК. По данным компании, в 2009 году цена реализации продукции в среднем снизилась на 6%, в 2010 году увеличилась на 8%, а в 2011 на 1%.

В то же время, общая себестоимость выросла в 2009 г. к 2008 г. на 11%, в 2010 г. к 2009 г. на 14%. В 2011 году прогнозируется рост на 13%.

Сезонный рост цен на сырое молоко и сопутствующее сырье совпал с повышением цен. Участники рынка считают, что не повышать цены в этот период могут себе позволить только очень крепкие крупные компании, да и то, на какой-то короткий период, чтобы привлечь к себе внимание потребителей. «Несмотря на совокупность мер по удержанию цен на молочные продукты, предпринимаемых нами с наступлением мирового экономического кризиса, рост цен в 2011 году оказался неизбежен. Причины, по которым это произошло, свидетельствуют в большей степени о возможном кризисе всей молочной отрасли Казахстана, нежели сговоре», говорит Аида Сапаргазинова.

Руководитель отдела заготовки молока компании «ФудМастер» Симон Клине считает, что на стоимость молочных продуктов местных производителей влияет и то, что в Казахстане нет единой общереспубликанской закупочной цены на цельное молоко. «Если учесть, что в Европе, например, во Франции молоко-сырье стоит в 2 раза дешевле, чем в среднем по Казахстану, то произведенный во Франции продукт с затратами на все производство, транспортировку, таможенные пошлины будет стоить в Казахстане так же, как отечественный. На этом примере можно судить о том, что в Казахстане есть явные признаки отраслевого кризиса. При таких ценах на сырье и последующую переработку казахстанцам проще завозить импортную продукцию и сокращать отечественное производство», пояснил он «Къ». Практика подобного сокращения уже применялась «ФудМастер» так, с 2008 года компания отказалась от местного производства твердых сыров и сливочного масла. Нынешняя совокупность проблем указывает на то, что в Казахстане наблюдается кризис уже во всей сфере молочного производства.

Читайте также