Перейти к основному содержанию

1353 просмотра

Холдинг под прикрытием

Японский автопроизводитель Nissan Motor Co. опровергает информацию о создании единого холдинга с французским Renault. По мнению аналитиков, слияние компаний могло бы стать единственным решением проблемы будущей нехватки мощностей ввиду ужесточения требований к производству в РФ, которые просто неподъемны для казахстанских предприятий.

Холдинг под прикрытием

Холдинг под прикрытием
Японский автопроизводитель Nissan Motor Co. опровергает информацию о создании единого холдинга с французским Renault. По мнению аналитиков, слияние компаний могло бы стать единственным решением проблемы будущей нехватки мощностей ввиду ужесточения требований к производству в РФ, которые просто неподъемны для казахстанских предприятий.

По сообщению главы альянса Renault-Nissan Карлоса Гона, Nissan Motor Co. и Renault SA, которые в настоящее время сотрудничают в рамках альянса, рассматривают возможность создания холдинга, в который могут войти оба производителя вместе с аффилированными компаниями в России и в других странах.

Но пиар-координатор ТОО «Nissan Kaz» Евгения Беспалова утверждает, что Карлос Гон часто сообщал в своих заявлениях для СМИ, инвесторов и других аудиторий, что корпоративная структура альянса Renault-Nissan будет и далее развиваться также, как это и было на протяжении последних 12 лет. Однако в настоящее время нет никаких планов формирования единого холдинга из Renault и Nissan – сообщение о создании холдинга компаниями является неверной интерпретацией слов г-на Гона.

Директор консалтинговой компании Qncepto Олег Алфёров считает, что сама по себе концентрация активов в автопроме не новость. И добавляет, что альянс Renault и Nissan как двух независимых компаний создан еще в 1999 году, а их дальнейшую глобальную интеграцию, пусть даже не в виде холдинга, определяет рост издержек и обострение конкуренции в массовых сегментах.

Кроме того, на российском рынке, а значит и в ТС, к объединению усилий производителей провоцирует еще одно существенное обстоятельство – в феврале вступили в силу новые правила промсборки. Если до сих пор иностранный автопроизводитель получал право беспошлинного ввоза комплектующих, взяв обязательства по выходу на мощность 25 тыс. автомобилей в год, то теперь планка поднимается до уровня 300 тыс. автомобилей.

Альянс автопроизводителей планирует занять 40% рынка России и других стран СНГ за счет производства в РФ к 2016 году 1,6 млн автомобилей под брендами Lada, Renault и Nissan.

Помимо этого, если до сих пор достаточно было локализовать выпуск 30% автокомпонентов, то сегодня этот порог поднят до 60%-ной отметки. Это чрезвычайно высокая планка, которой сегодня соответствует только «Автоваз», способный выпускать до 1 млн автомобилей в год. Ближайший к нему завод «Автофрамос» выпускает до 160 тыс. автомобилей.

С учетом мощностей Nissan и «ИжАвто» общая производственная мощность альянса достигает 1,3 млн автомобилей. Ближайшие соперники пока не поднимаются выше уровня 150 тыс. автомобилей, а значит, единственным решением проблемы будущей нехватки мощностей является объединение. Сегодня уже можно говорить о трех конгломератах российского автопрома. Это «Renault-Nissan-Автоваз», «Volkswagen-ГАЗ» и Sollers-Ford. И борьба за рынок ТС будет только ужесточаться, поскольку уже к 2014 году он может стать крупнейшим среди стран Европы, комментирует «Къ» Олег Алфёров.

По его словам, еще одно значительное нововведение российского правительства – требование 30%-ной локализации производства двигателей и коробок передач – означает, что каждый производитель в режиме промсборки обязан иметь собственный завод по выпуску этих агрегатов производительностью более 100 тыс. единиц. От всех производителей в формате промсборки это потребует титанических усилий.

По мнению г-на Алферова, «Renault-Nissan-Автоваз» в этом смысле имеет огромную фору – моторно-трансмиссионное производство «Автоваза» плюс мощности GM-«Автоваз». Поэтому неудивительно, что в течение пяти лет франко-японско-российский альянс планирует занять 40% рынка и выйти на производство 1,6 млн автомобилей в год. Это будут не только модели Renault и Nissan в чистом виде, но и продукция «Автоваза», созданная на платформах этих брендов. Уже в следующем году ожидается выпуск Nissan Almera Classic под брендом Lada, в 2013 году – начало производства другой модели на глобальной платформе альянса. То есть, конструктивно Lada перестанет быть российским автомобилем и станет продуктом разработок всех трех участников альянса.

Но даже «Renault-Nissan-Автоваз» ощутит нехватку мощностей в ближайшие годы. Не говоря о других участниках рынка. Поэтому большинство из них будет стремиться к «симбиозу»: один из партнеров предлагает конкурентоспособный автомобиль, другой – свободные мощности для его производства. В этом контексте для Казахстана было бы правильным в условиях союза добиться признания казахстанских производителей комплектующих и готовых автомобилей частью альянсов по промсборке. Это подтолкнуло бы игроков российского рынка, вступающих в «новую промсборку» к созданию и расширению мощностей на территории республики.

Кроме того, ряд казахстанских автопроизводителей заключил соглашения о промсборке еще до принятия Россией новых правил и важно, чтобы ужесточение требований не повлекло пересмотра условий уже заключенных казахстанских соглашений. Тем более, что в самой России ранее заключенные соглашения своей силы не утратили, несмотря на ужесточение правил. Планка, заданная российским правительством, по зубам лишь трем автомобильным альянсам, работающим в России, а для казахстанских предприятий она по определению неподъемна, резюмирует глава Qncepto.

1262 просмотра

Алматинцы готовы переплачивать за статусные офисы

Весь рынок коммерческой недвижимости южной столицы оценивается в десятки миллиардов тенге

Фото: Shutterstock

Алматинский рынок офисной недвижимости – самый развитый в Казахстане. И именно ему посвящен очередной отчет «Офисная недвижимость», составленный Colliers International Kazakhstan по итогам III квартала 2019 года. На рынке южной столицы сейчас представлено около 1,3 млн кв. м офисных помещений. Общий объем рынка аренды современной офисной недвижимости (классы А и B) на конец сентября оценивался в 44 млрд тенге.

Классные особенности

Поскольку в Казахстане нет официальной классификации офисных зданий, Colliers International применяет внутренние нормы, основанные на международных стандартах, в которых учитываются локация, год постройки, качество инженерных сетей, наличие паркинга и другой инфраструктуры.

Офисы класса А, как правило, располагаются в деловом центре или бизнес-районе города, имеют грамотное планировочное решение с высоким качеством отделки и инженерии, парковочную зону, включая наземный и подземный паркинг из расчета не менее одного паркоместа на 100 кв. м офисной площади, интеллектуальную систему управления зданием, точки доступа к высокоскоростному интернету и пр. Примеры таких бизнес-центров в Алматы – Ramstore All In, Green Tower, Q («Легур»).

inf1_0.png

Отдельно в классе А выделяются несколько премиальных объектов А+. Это здания, которые максимально приближены к международным стандартам – Esentai Tower, Park View, AFD – блок A и блок B.

Офисы класса B могут находиться за пределами городского центра и главных транспортных артерий, в них возможна планировка смешанного типа (open space и кабинетная система), менее жесткие требования к техническим характеристикам здания и паркинга. Примеры офисов класса B в Алматы – «Нурлы Тау», Almaty Towers, «Кен Дала», Prime Park.

inf2_0.png

В классе B отдельно выделяется класс B+ для объектов, которые значительно превосходят объекты класса B по качеству, но при этом отнести их к классу А не позволяют отдельные характеристики. К таким зданиям в основном относятся недавно введенные бизнес-центры, например, Abylai Khan Plaza и «Турар».

Офисы класса B занимают более 1 млн кв. м общей площади, что составляет 78% от всех офис­ных площадей южной столицы. На втором месте класс A+, на который приходится чуть более 126 тыс. кв. м, или 10% рынка. Класс B+ занимает почти 103 тыс. кв. м,
или 8% офисных площадей города. Наименьшее количество площадей у класса А – всего 57 тыс. квадратов, или 4% офисного рынка города.

inf3.png

Арендные ставки

Средневзвешенная рыночная ставка аренды офисов по итогам III квартала составила 6,3 тыс. тенге за кв. м в месяц и не демонстрирует резких колебаний, говоря о стабильно устойчивом состоянии рынка.

Офисы класса А+ традиционно пользуются большим спросом среди арендаторов, что дает собственникам возможность держать ставки на высоком уровне – почти 17,5 тыс. тенге за кв. м в месяц с учетом НДС и эксплуатационных расходов.
В офисах класса А арендные ставки держатся на уровне 10 тыс. тенге за квадрат, офисы классов B и B+ сдаются по 5–6 тыс. тенге за квадратный метр в месяц.

Самые высокие арендные ставки – в Медеуском районе, который является условным деловым центром города, и где сосредоточено наиболее качественное предложение по офисам. Здесь средневзвешенная ставка составляет 7,6 тыс. тенге за кв. м. Далее с небольшим разбросом ставок от 4,5 тыс. до 5,4 тыс. тенге за квадрат следуют Бостандыкский, Алмалинский и Ауэзовский районы.

inf4.png

Уровень заполняемости

Среднерыночная заполняемость офисных помещений Алматы по итогам III квартала остается стабильно высокой и составляет 91,7%. Офисы класса А+ и B имеют наивысшую заполняемость – 95% и 93% соответственно. Офисы класса B+ заполнены в среднем на 85%, так как большая часть зданий этого класса введена в эксплуатацию относительно недавно.

Динамика заполняемости последних лет показывает, что средняя рыночная заполняемость офисов класса А и B продолжает расти. В свою очередь заполняемость устаревших бизнес-центров низкого качества, не способных к конкуренции с сильными игроками, остается на низком уровне.

Последние переезды крупных арендаторов в более комфортные офисы подтверждают тенденцию роста уровня заполняемости качественных зданий. Такие данные приводит Colliers International.

Новые объекты

В III квартале 2019 года в Алматы были введены в эксплуатацию два новых офисных здания класса B – бизнес-центр по ул. Жамбыла, 100 (выставлен на продажу и не сдается в аренду) и здание на ул. Рубинштейна, 48, вкупе увеличившие офисный фонд города на 9,5 тыс. кв. м, или 0,3%. До конца года планируется ввод в эксплуатацию еще двух офисных зданий общей площадью 14,9 тыс. квадратов (+ 2,6% к офисному фонду города). А к III кварталу 2021 года ожидается завершение строительства здания по ул. Наурызбай батыра, 17 а, которое добавит к алматинским офисным пространствам еще почти 24 тыс. кв. м. Тем не менее такой объем новых офисных площадей можно назвать скорее невысоким, и, по ожиданиям аналитиков, на фоне растущего спроса на качественные офисы снижения арендных ставок ожидать не стоит.

Перспективы

Аналитики компании Colliers International отмечают, что рост спроса на качественные офиcы находится в прямой зависимости от экономического роста страны. Офисная недвижимость класса А или B на текущий момент демонстрирует стабильно высокий спрос и является привлекательным сегментом для инвесторов. Средний срок окупаемости инвестиций составляет 10 лет при доходности около 10%. Арендаторы продолжают выбирать офисы с планировкой открытого типа, также пользуются спросом офисные пространства в формате коворкингов.

Материал подготовлен при поддержке Colliers International Kazakhstan

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance