Glencore докупит «Казцинк»

Швейцарский трейдер Glencore доведет свою долю в казахстанском предприятии «Казцинк» до контрольной. Произойдет это за счет средств, которые будут получены от майского IPO – в случае, если оно будет успешным.

Glencore докупит «Казцинк»

Glencore докупит «Казцинк»
Швейцарский трейдер Glencore доведет свою долю в казахстанском предприятии «Казцинк» до контрольной. Произойдет это за счет средств, которые будут получены от майского IPO – в случае, если оно будет успешным.

В воскресенье стали известны оценки капитализации крупнейшей закрытой компании швейцарского трейдера Glencore банками-андеррайтерами размещения. Credit Suisse предположил капитализацию на уровне $53–68,6 млрд, Barclays оценил компанию в $52,5–69,2 млрд. Это в целом согласуется с заявляемой самой же Glencore цифрой своей капитализации в $60 млрд.

Как ранее объявлено, размещение 15–20% ценных бумаг Glencore пройдет на Лондонской фондовой бирже 24 мая (планируемая выручка – $6,8–8,8 млрд) и в Гонконге 25 мая ($2,2 млрд). В результате IPO компания намерена привлечь от $9 до $11 млрд.

В случае, если спрос на акции Glencore превысит предложение, у компании имеется возможность предложить инвесторам дополнительные 10% ценных бумаг. В этом случае трейдер получит от IPO до $12 млрд.

Пока не совсем ясно, что компания будет делать с полученными средствами. Точно известно, что часть вырученных средств Glencore намеревается направить на увеличение своей доли в казахстанской золотодобывающей компании «Казцинк» – с 50,7 до 93%, а затем, возможно, до 99,4%. Эта сделка оценивается компанией примерно в $3,2 млрд, при этом $1 млрд будет обеспечен за счет привлеченных средств, а $2,2 млрд – за счет свободной наличности.

Напомним, что в прошлом году среди брокеров курсировали слухи, что Glencore планирует продать свою долю в «Казцинке», проведя IPO. По заявлениям близких к компании людей, доходы от размещения могли составить до $5 млрд. Видимо, смена планов была вызвана тем, что цены на золото не испытали большой коррекции, и швейцарскому трейдеру удалось договориться с остальными акционерами.

Таким образом, у компании останется еще около $6–10 млрд привлеченных средств. Cреди возможных покупок среди аналитиков обсуждается покупка 26% в ENRC. Учитывая, что капитализация ENRC сегодня составляет $17,9 млрд, то приобретение доли Kazakhmys будет стоить около $5 млрд.

Аналитик RBC Capital в Лондоне Мириам Хеайр говорит, что IPO Glencore может предвещать серию слияний и поглощений. «Мы продолжаем ожидать слияния Glencore и Xstrata как очень вероятного в течение ближайших 12 месяцев», – сказала она. Рыночная стоимость Xstrata в настоящее время достигает порядка $70 млрд.

Слияние двух столь крупных компаний приведет к созданию крупнейшей горно-металлургической компании в мире, занимающей по ряду позиций почти монопольное положение.

Однако вызывает опасения момент IPO, выбранный компанией, на фоне последствий от событий в Японии и в арабских странах – от мировых фондовых рынков ожидают большей волатильности. Также корпоративное управление не предрасположено к прозрачности.

Так, трейдером полностью владеют управляющие сотрудники во главе с топ-менеджером Иваном Глайзенбергом, при том, что они подчиняются жестким правилам: ты можешь быть владельцем, только если ты работаешь в компании, получить прибыль можешь, только если выйдешь из компании, если ты уходишь, то ты должен продать свою долю оставшимся людям. Крупнейшая закрытая компания в мире является ареной для постоянной подковерной борьбы. Основатель компании Марк Рич смещен со своей должности в 1993 г., заменивший его Вилли Штротхотте смещен в свою очередь Иваном Глайзенбергом в 2002 г. Естественно, доли ушедших «боссов» были поделены между «топами». Но, если компания станет публичной, об этих методах управления придется забыть, а CEO вынуждены будут перестать воспринимать своих акционеров как подчиненных. Также часто простым инвесторам не нравятся высокорисковые операции на развивающихся рынках, которыми знаменита компания.

GlencoreШвейцарская трейдинговая компания, один из крупнейших в мире поставщиков сырьевых товаров и редкоземельных материалов. Основана в 1974 г. Производственные крупнейшие активы: 34,5% акций горнодобывающей Xstrata и 8,8% алюминиевого холдинга UC Rusal, 50,7% «Казцинка».
В 2010 году чистая прибыль повысилась с $2,72 до $3,8 млрд, а выручка выросла на 36% – до $145 млрд.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Россия снова открыла Казахстану окно в Европу

С 15 июля снят запрет на транзит санкционных товаров

Фото: Depositphotos / Lina_mo

Транзит товаров с Запада в Казахстан через РФ стал возможным благодаря запуску российской системы отслеживания грузоперевозок с использованием электронных навигационных пломб на основе ГЛОНАСС. Оператором пломбирования в России определена компания «Центр развития цифровых платформ» (ЦРЦП). Пломбы с российским программным обеспечением будут ставиться на въезде в РФ и сниматься на выезде из нее. Происходить это будет на 20 автомобильных и 10 железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу России. Электронные пломбы помогут отследить, что санкционные товары были действительно доставлены в Казахстан, а не выгружены на территории РФ.

Как было до

Эмбарго на ввоз продуктов из ряда западных стран действует в РФ с 7 августа 2014 года (автоматически под санкции попал и транзит через территорию России). Запрет распространялся на поставки мясо-молочной и рыбной продукции, а также овощей и фруктов из стран ЕС, США, Канады и Норвегии, которые ввели антироссийские санкции из-за проведенного в Крыму в марте 2014 года референдума и последовавших за этим событий. Позднее под российское эмбарго попала продукция из Албании, Черногории, Исландии, Лихтенштейна и Украины.
 
Эффект санкций можно увидеть на примере Украины, которая была крупным экспортером продуктов в Казахстан. Посол Украины в Казахстане Иван Кулеба на казахстанско-украинском бизнес-форуме в Нур-Султане в сентябре 2019 года сообщил, что с 2014 года в результате российских ограничений на транзит украинской продукции двусторонний товарооборот упал более чем в 4,5 раза – до $1 млрд в 2018 году.

Альтернативным маршрутом для украинских и европейских товаров стал закавказский маршрут через Грузию и Азербайджан. Однако он длиннее и сложнее – грузы нужно перегружать с морского транспорта на сухопутный и затем обратно на морской и сухопутный. Все это существенно влияет на стоимость и время транспортировки товаров до Казахстана и, соответственно, на их конкурентоспособность на местном рынке. 

Как стало после

После 15 июля этого года для того, чтобы доставить санкционные товары через РФ в Казахстан, перевозчик должен зарегистрироваться в системе ЦРЦП и как минимум за 2 часа до прохождения границы передать ему сведения о планируемой перевозке (код товара, его происхождение, страна отправления и назначения, предполагаемые даты транзита) и транспортном средстве. Оплатить услугу может не только перевозчик, но и грузоотправитель или грузополучатель. После активации пломбы водителю должны передать учетный талон, который он обязан сохранить на все время транзита и вернуть при выезде из России. Самостоятельное снятие пломбы будет распознано системой как несанкционированный доступ и попытка выгрузить запрещенный товар на российской территории. Такой товар могут конфисковать и уничтожить. 

Навигационная пломба в режиме реального времени передает информацию о местонахождении груза в систему, доступ в которую имеют Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и Федеральная таможенная служба РФ, а также через личный кабинет перевозчика и грузоотправителя. 

По мнению собеседника «Курсива» из Комитета государственных доходов Министерства финансов РК, новая схема транзита товаров через Россию в Казахстан может привести к удорожанию западного импорта. «Потому что за пломбу должен заплатить перевозчик», – объяснил он.

Сколько стоит пломба

Использование навигационных пломб платное: услуга навешивания устройства стоит 1 224 рубля (официальный курс Нацбанка на 29 июля составляет 5,74 тенге за один рубль), снятия – 996 рублей, а аренда пломбы – 2500 рублей в сутки. Кстати, пломба способна отработать на одной зарядке 45 суток. В Национальной палате предпринимателей «Атамекен» оценили совокупную стоимость использования одной российской пломбы на всем маршруте по РФ в 10–12 тыс. рублей.

«Для казахстанских автомобильных перевозчиков выгодней осуществлять перевозки по территории России с использованием навигационных пломб, чем по иным обходным маршрутам», – сообщил заместитель председателя НПП Евгений Больгерт.

Теоретически западные товары, если они вновь будут проходить через Россию, могут подешеветь с учетом сокращения стоимости и времени транспортировки. Однако Больгерт считает, что изменение цен на санкционные товары будет зависеть от российской практики применения навигационных пломб.

«Перевозчики информируют, что, несмотря на введение в РФ данного инструмента, физические досмотры грузов таможенными службами не прекращаются. Есть случаи, когда транспортное средство около 3-4 суток простаивает в ожидании досмотра. Соответственно, нарушаются сроки доставки груза и в конечном итоге увеличивается цена товара», – сказал он. 

По его мнению, навешивание пломб стало дополнительной мерой контроля и увеличило финансовые издержки перевозчиков.
Вместе с тем в Министерстве транспорта РФ со ссылкой на расчеты международных автомобильных перевозчиков сообщают, что каждый рейс в обход России стоит более чем на $5 тыс. (официальный курс Нацбанка на 29 июля составил 414,54 тенге за $1) дороже, чем по традиционному маршруту через РФ. И эта выгода способна нивелировать стоимость пломб. 

Вице-министр транспорта России Алексей Семенов считает, что открытие транзита санкционных товаров станет стимулом для роста контейнерных перевозок через РФ и возможностью для российских логистических компаний получить дополнительную загрузку и новых крупных грузоотправителей в Азии и Европе в период пандемии коронавируса. С запуском механизма навигационных пломб Минтранс РФ прогнозирует объем транзита санкционных товаров через Россию в размере около 82 тыс. перевозок на автомобильном и железнодорожном транспорте в год.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg