Россияне опустошают авторынки

Опубликовано
Вторичный автомобильный рынок Казахстана пользуется большим спросом у россиян. Эксперты объясняют это более низкими ценами на авто в стране. Однако, несмотря на спрос соседей и временный льготный режим, импорт подержанных автомобилей в 2010 году резко сократился.

Вторичный автомобильный рынок Казахстана пользуется большим спросом у россиян. Эксперты объясняют это более низкими ценами на авто в стране. Однако, несмотря на спрос соседей и временный льготный режим, импорт подержанных автомобилей в 2010 году резко сократился.

Как рассказал «Къ» президент Ассоциации казахстанского автомобильного бизнеса (АКАБ) Арсений Сидоров, дело в том, что из совокупного льготного таможенного платежа, применяемого при импорте б/у автомобилей частными лицами, общий уровень цен на вторичном рынке Казахстана существенно ниже, чем в России, поэтому российские покупатели приобретают автомобили на рынке РК.

Директор консалтинговой компании Qncepto Олег Алферов поясняет, что интерес россиян касается, прежде всего, новых автомобилей и подержанных автомобилей, импортированных в общеустановленном режиме. То есть на основе стандартного таможенного тарифа, поскольку ввезти на территорию России автомобиль, прошедший таможенную очистку по льготной ставке, не доплатив до уровня ЕТТ, невозможно.

Уже в ближайшее время эксперты ждут существенных изменений на автомобильном рынке Казахстана.

По данным АКАБ, на данный момент прием заказов «серыми» дилерами на покупку б/у автомобилей из США уже прекратился, в связи с тем что заказаные сейчас автомобили не успеют прибыть в Казахстан до июля 2011 года. «Сейчас мы наблюдаем последнюю волну потока секонд-хэнда накануне вступления в силу единого таможенного тарифа в полную силу. Даже несмотря на некоторый ажиотаж, на попытки использовать последний шанс запастись подержанными авто, объемы импорта несопоставимы с теми, что были привычны для казахстанского рынка в докризисный период», – говорит О. Алферов.

Аналитики прогнозируют изменения предпочтений потребителей в летний период, в силу дефицита некоторых моделей японских брендов в связи с текущей остановкой производства машин в Японии. Ожидается замещение японских моделей на аналогичные модели корейского и европейского производства.

Изменения коснутся и казахстанских производителей. Более половины объема выпускаемых в республике автомобилей приходится на марки, имеющие в пуле поставщиков комплектующих японские предприятия. Доля японских компонентов велика в продукции Skoda. В случае Chevrolet она достигает 10%, и, прежде всего, от японских поставщиков зависимо производство седана Chevrolet Lacetti (по итогам 2010 года он вошел в пятерку наиболее популярных иномарок C-класса). В производстве KIA и Hyundai японские компоненты составляют порядка 1%. Покупателями японских комплектующих являются и заводы Ssang Yong.

По словам Олега Алферова, в какой степени планы казахстанских автопроизводителей окажутся затронуты японским кризисом, будет зависеть от целого комплекса факторов. Пока неясно, в каком состоянии находится вся пирамида поставщиков комплектующих – в том числе так называемых производителей второго, третьего уровней, то есть тех, кто выпускает первичные компоненты для более крупных поставщиков комплектующих. Неясно, каковы складские запасы этих производителей. Неясно, насколько они встроены в производство ключевых, массовых моделей. Неясно, насколько их продукция заменяема. «Здесь положение дел условно напоминает начало кредитного кризиса в США: глубина проблемы обнажалась по мере того, как распутывался клубок связей между инвесторами и кредиторами. В данном случае речь о потребителях и поставщиках. И все зыбкие звенья этого карточного домика будут вскрыты довольно скоро», – поясняет директор компании.

Он также уточнил, что бить тревогу пока преждевременно, но перебои с поставками машинокомплектов на конвейеры казахстанских предприятий вполне вероятны.

Прогнозировать масштабы «японского удара» по мировому автопрому и, как следствие, по казахстанскому рынку, пока также преждевременно. Однако, по его словам, ценовой эффект японских событий уже можно прогнозировать с высокой вероятностью. «Учитывая, что Япония является вторым производителем стали в мире, многим автопроизводителям придется искать альтернативных поставщиков металла. В условиях сокращения производства металлопроката на японских предприятиях котировки металла могут уйти вверх. По причине дефицита вырастут цены на электронные системы и другие виды автокомпонентов. Вопрос лишь в том, надолго ли», – говорит Олег Алферов.

На японские бренды приходится 30% продаж новых автомобилей на казахстанском рынке. «Законы рынка таковы, что ажиотаж коснулся не только японских марок. Страх возможного дефицита у нас заложен генетически, поэтому при наличии малейшего повода возникает цепная реакция скупки соли и спичек. В свете японских событий эта особенность проявилась сначала на российском рынке, а вскоре и в Казахстане. Исчерпание запасов автомобилей японских марок вызвало повышенный спрос на автомобили других производителей. Таким образом, объективные причины дефицита усугубляются психологической составляющей», – резюмировал аналитик.

Читайте также