Накануне сезона торговые точки рискуют остаться без пива

Опубликовано
Вступление в действие новых «Правил оформления, заказа, получения, выдачи, учета, хранения и представления сопроводительных накладных (СН) на этиловый спирт и алкогольную продукцию при их реализации и транспортировке» (утверждены Приказом министра финансов РК от 29 декабря 2010 года) вызвало серьезные проблемы в пивной отрасли РК.

Вступление в действие новых «Правил оформления, заказа, получения, выдачи, учёта, хранения и представления сопроводительных накладных (СН) на этиловый спирт и алкогольную продукцию при их реализации и транспортировке» (утверждены Приказом министра финансов РК от 29 декабря 2010 года) вызвало серьезные проблемы в пивной отрасли РК.

Cогласно новым правилам, с 1 марта текущего года и поставщики алкогольной продукции, и реализующие ее торговые точки при каждой операции по реализации, транспортировке, возврату продукции оформляют (поставщики) и подтверждают (торговые точки) сопроводительные накладные в электронном виде посредством web-приложения «Кабинет налогоплательщика» на сайте Налогового комитета РК. Без сопроводительной накладной ни отгрузка, ни реализации продукции становятся невозможны.

Казалось бы, хорошее начинание в свете повсеместного перехода на электронный документооборот. Но уже сейчас ясно, что эти нововведения вызвали на этапе их реализации большую головную боль у всех задействованных в деятельности по обороту алкогольной продукции сторон.

Сервер налогового комитета не всегда справляется с в разы увеличившейся нагрузкой, что выливается в системные сбои, ведущие к простою в отгрузках. И это плюс к тому, что сама система несовершенна и содержит ряд ошибок на уровне программного обеспечения, требующих доработки.

При этом стоит помнить, что покрытие услугами Интернета в Казахстане, да и общее состояние казахстанской инфраструктуры таково, что несмотря на ощутимый рост числа пользователей в последние годы, остается на таком низком уровне, что с трудом можно представить небольшую торговую точку не только в провинции, но и в столице, оснащенную компьютером, подключенным к Интернету.

Создавшаяся ситуация ставит под угрозу не только деятельность всей отрасли, но и работу свыше 50 тыс. торговых точек по всему Казахстану.

Президент ТОО «Carlsberg Kazakhstan (Карлсберг Казахстан)» Имрих Гавриш говорит:

«Мы не против ограничений, но за разумный и взвешенный подход в этом вопросе. Цель государства ясна – через ужесточение контроля за оборотом алкогольной продукции снизить долю темного рынка, уходящего от налогообложения.

Но как добросовестные налогоплательщики и инвесторы, вкладывающие средства в модернизацию и развитие местного производства, мы вправе рассчитывать на то, что все внедряемые нововведения будут хорошо продуманы и организованы. К сожалению, в данном случае мы столкнулись с тем, что из-за сбоев в системе и несовершенства самой программы мы вынуждены ежедневно сталкиваться с серьезными сложностями в работе».

Президент «Союза пивоваров Казахстана» Бексултан Меирбеков считает, что это абсолютно не нужная и ничем не оправданная мера. Фактически дополнительный бюрократический барьер. "По замыслу разработчика данной нормы, ежедневное заполнение СНА производителями, оптовиками и розничными реализаторами поможет выявить нелегальный оборот алкогольной продукции, однако могу заверить официально, эта мера бьет достаточно серьезно по добросовестным предпринимателям, — говорит он. — Она уже влияет серьезно на сроки отгрузок товара. Фактически это может парализовать всю систему поставок".

«Можете представить, только одно пивоваренное предприятие за один день осуществляет поставки по 800 направлениям. Это нужно выделять дополнительно минимум 10 сотрудников, которые только и будут делать, что заполнять СНА», — сетует президент Союза пиововаров РК.

Кроме того, для чего нужно вводить систему электронного заполнения данных СНА, если после в любом случае нужно печатать СНА на бумаге и хранить пять лет? К тому же предприятия и так уже сдают ежемесячно декларации по обороту продукции.

«Я думаю, что это больше всего направлено против малого бизнеса, занятого в этой сфере, поскольку многие из представителей малого бизнеса работают в режиме ИП и состоят на упрощенном режиме налогообложения. Наши налоговые органы хотят таким образом выявить реальный оборот розничных точек. Но как обычно сделали это совершенно непродуманным способом», — считает он.

На данный момент «Союз Пивоваров РК» для поддержки пивоваров предлагает пересмотреть правила оформления СНА, уже с его участием. Правила были приняты 29 декабря, когда как проект правил через «Атамекен» «Союз Пивоваров РК» получил только 25 декабря. «Как за такой срок мы могли бы подготовить наши замечания и предложения? Никак. Поэтому мы будем добиваться либо отмены СНА как таковых, либо как минимум пересмотра существующих правил оформления СНА», — говорит Б.Меирбеков.

По мнению «Союза Пивоваров РК» сейчас фактически повторяется ситуация 2007 года, когда не были готовы правила лицензирования розничной реализации пива. Тогда с полок исчезло все пиво. Сейчас может повториться такая же ситуация, и все это усугубляется началом сезона.

Национальная экономическая палата Казахстана «Союз «Атамекен» так же полагает, что у канала связи пока нет возможности обслуживать тысячи трансакций поставщиков всей страны в on-line режиме, что приведет к торможению (зависанию) программы. Соответственно, в случае сбоя сети налогоплательщик не сможет в нормальном и бесперебойном режиме осуществлять свою торговую деятельность.

НЭПК Союз «Атамекен» предложил предусмотреть альтернативную возможность для налогоплательщика копирования данных с портала с использованием специализированной программы по формированию СНА на своем персональном компьютере.

Однако уполномоченный орган не предоставил палате свой ответ, фактически проигнорировав предложение НЭПК «Союз «Атамекен» вопреки требованиям национального законодательства, сообщает пресс-секретарь НЭПК "Союз "Атамекен" Бейбит Саханов.

Согласно п.9 «Правил» один экземпляр СНА на бумажном носителе выдается перевозчику (представителю получателя) для сопровождения этилового спирта и (или) алкогольной продукции при транспортировке до места назначения, который в последующем сдается получателю указанного товара. В СНА должны указываться сведения о «получателе, отправителе, экспедиторе, транспортном средстве итого 37 пунктов. На практике экспедитор может заболеть, а транспортное средство оказаться в неисправном состоянии по пути следования.

В результате, при транспортировке товара до места назначения любое вынужденное изменение реального содержания этих пунктов становится предлогом для признания товара как «незаконно перемещаемого по территории РК».

Данный документ был принят без учета предложений Союза «Атамекен». «Правила…» нужны, но введение их в действие в предоставленной редакции никоим образом не обеспечивает достижение государственной цели упорядочивания оборота алкогольной продукции, а, напротив, усложняет этот процесс. Если принять во внимание, что доступ к сети Интернет имеется далеко не во всех населенных пунктах, а значит и торговых объектах республики, то такие правила будут подталкивать субъектов данного рынка к уходу в теневой сектор экономики, когда проще будет осуществлять свою торговую деятельность в обход всех официальных требований.

"Принимая во внимание, что данный порядок ранее не использовался на территории Республики Казахстан и является нововведением, предлагаем протестировать и запустить его как пилотный проект в отдельном регионе. Это позволит своевременно и безболезненно решить возникшие проблемы", — предлагают в НЭПК "Союз "Атамекен".

Читайте также