Куда уходят «Лады»

Опубликовано (обновлено )
В Казахстане, по данным Qncepto, по итогам 2010 года 1-е место по продажам на авторынке занимает «Лада» – 5058 проданных авто. Первую строчку бренд занимал и в 2009 году. В январе 2011 года «Лада» осуществила продаж вдвое больше, чем Toyota – 480 авто против 233. На улицах таких крупных городов, как Алматы, Астана, Караганда «Лады» почти незаметны, гораздо чаще встречаются «Тойоты». Но эксперты и в 2011 году не прогнозируют смену лидера.

В Казахстане, по данным Qncepto, по итогам 2010 года 1-е место по продажам на авторынке занимает «Лада» – 5058 проданных авто. Первую строчку бренд занимал и в 2009 году. В январе 2011 года «Лада» осуществила продаж вдвое больше, чем Toyota – 480 авто против 233. На улицах таких крупных городов, как Алматы, Астана, Караганда «Лады» почти незаметны, гораздо чаще встречаются «Тойоты». Но эксперты и в 2011 году не прогнозируют смену лидера.

Марка «Лада» лидирует в сегменте новых легковых автомобилей на протяжении всего существования казахстанского авторынка.

Директор консалтинговой компании Qncepto Олег Алферов говорит, что регионально продажи «Лада» распределяются относительно равномерно. За исключением перевеса в пользу западного региона – на него приходится 45,75% продаж, а каждая пятая «Лада» в 2010 году была продана в Атырау. Причем доля госзакупок в структуре продаж «Лады» в этом городе за последние пять лет не поднималась выше 2%, и основную часть покупателей составляют физлица. На индивидуальных покупателей в западном регионе может приходиться до 85% продаж, как, скажем, в Актау. Это значительно выше, чем по стране в целом.

Далее по списку следуют города Северного Казахстана, где в минувшем году реализовано 17,4% от всего объема продукции «АВТОВАЗа», включая автомобили, выпущенные АО «Азия Авто». В Алматы и других городах юга республики продано 16%.

«Если говорить исключительно о продукции «Азия Авто», то в ее случае регионами-лидерами являются юг Казахстана, Астана и западный регион», – уточняет Олег Алферов.

Пять лет назад продажи «Лады» рядовым покупателям составляли менее 54,77%, за время кризиса их вклад вырос до 70,47% по итогам 2010 года. В рамках тендеров по госзакупкам в последние три года приобреталось от 8 до 15%. «Надо сказать, что до кризиса этот процент был ниже, что отчасти объясняется ростом продаж физлицам, отчасти – снижением доли сбыта коммерческим структурам (по итогам 2010 года она была эквивалентна 23%)», – поясняет глава Qncepto.

На «Ладу» приходится без малого 20% всех госзакупок легковых автомобилей. Ей с небольшим отставанием уступает УАЗ и с более существенным – ГАЗ. Эта тройка традиционна для казахстанской практики тендерных закупок госструктурами и не меняется долгие годы.

По мнению Олега Алферова, лидер в 2011 году не изменится. Прежде всего, в силу ценового преимущества. По той же причине высоки шансы на одну из призовых позиций у узбекского Daewoo. Но наиболее мощный рывок, безусловно, совершат бренды, выпускаемые на территории Казахстана – KIA и Chevrolet. Динамика их продаж в 2010 году говорит о многом. С одной стороны, в цене этих автомобилей не будет «сидеть» таможенный тариф, с другой – это высококонкурентные именно в массовом сегменте продукты.

Совершить прорыв может и российский производитель Renault, завод «Автофрамос», если ему не помешает осторожность в поставках на казахстанский рынок, а также недостаточно разнообразный модельный ряд. Скатиться вниз рискуют те дилеры, которые не успеют в 2011 году наладить поставки автомобилей российской сборки.

Как комментирует «Къ» президент АО «Азия Авто» Ержан Мандиев, в 2009-2010 годах 25% проданных в Казахстане автомобилей «Лада» были произведены АО «Азия Авто». По итогам 2010 года лидерами продаж продукции завода под этой маркой, как и прежде, стали Алматы (17%), Шымкент (14%) и Астана (13%). Также стабильно высокие продажи демонстрируют нефте- и угледобывающие регионы.

По итогам 2010 года 37% пришлось на физических лиц, 32% – на тендерные закупки и 31% – на покупателей из негосударственного корпоративного сектора.

Постоянное лидерство «Лада» в Казахстане Е. Мандиев объясняет тем же, чем объясняется лидерство бренда в России – доступной ценой автомобиля, низкой стоимостью его обслуживания и высокой износостойкостью.

«Если говорить об абсолютных цифрах сбыта, то последние 3 года они падали пропорционально сокращению рынка. Если говорить о позициях нашей продукции под маркой «Лада», о ее доле на рынке, то с 2007 по 2010 год она выросла на 20%», – комментирует президент «Азия Авто».

В линейке завода сейчас представлена только одна модель «Лады», ранее известная как «Нива» – «Лада» 4×4. «Поскольку автомобиль пользуется в Казахстане высоким и стабильным спросом, планов снимать его с производства мы не вынашиваем. Также рассматривается возможность освоения выпуска еще одной модели «Лада» в нижнем ценовом сегменте», – делится Е. Мандиев.

Как известно, производственный портфель «Азия Авто» насчитывает сейчас 5 марок: «Лада», Chevrolet, Skoda, Cadillac и KIA. По словам Е. Мандиева, с расширением модельного ряда иностранных марок (а в этом году число моделей достигнет двух десятков) доля «Лады» естественным образом снижалась. Так, после запуска производства Chevrolet Cruze, Chevrolet Aveo и трех моделей KIA в 2010 году доля «Лады» в структуре производства уже к III кварталу сократилась до 32%. Однако в количественном выражении ее выпуск в 2010 году увеличился более чем на 40%.

На конец 2011 года, с учетом запуска производства в текущем году 4 новых моделей KIA и 3 моделей Chevrolet, доля «Лады» в «Азия Авто» будет размыта и сократится до 27-30%. Однако в абсолютном выражении объемы производства этой марки заметно возрастут.

«Не вижу барьеров к обновлению «Ладой» своего лидерского статуса и в 2011 году. Кто займет оставшиеся места в первой тройке, будет зависеть от активности дилеров таких брендов как UZ-Daewoo и Toyota. Кроме того, без ложной скромности скажу, что высокие шансы на попадание в тройку имеют автомобили марок Chevrolet и KIA, выпускаемые «Азия Авто». По итогам 2010 года они заняли пятое и шестое места соответственно – несмотря на то, что запуск премьер этих брендов состоялся лишь в середине года», – делает заявку лидер «Азия Авто». К примеру, в соседней России по итогам прошлого года Chevrolet заняла первое место по продажам среди иностранных брендов.

Директор АО КМК «Астана Моторс» Камиль Ауэзов напоминает, что, согласно методологии, за основу расчета рынка новых импортных легковых автомобилей большинство официальных дилеров Казахстана используют методику, распространенную в России. Она не учитывает продажи российских автомобилей. Кроме того, приводятся отдельные расчеты по легковым автомобилям и коммерческой технике.

Согласно данной методике, топ–3 продаж импортных легковых автомобилей официальными дилерами выглядит таким образом:

«Мы считаем, что с изменениями в таможенном законодательстве с 1 июля 2011 года ландшафт автомобильного рынка изменится. Многие официальные дистрибьюторы и дилеры ожидают реализацию автомобилей, полученных из России, что, несомненно, отразится на рэнкинге по продажам и, скорее всего, бренд Mitsubishi уступит свое место», – говорит К. Ауэзов.

Сравнивать же продажи Toyota и «Лады», по его мнению, не имеет смысла, потому что это разные сегменты потребителей, разная ценовая категория (средняя стоимость Toyota 35000 у.е., средняя стоимость «Лады» 13000 у.е.), разная комплектация.

«Касательно прогнозов, мы считаем, что рынок покажет в среднем рост около 10-20% и Toyota удержит свою долю», – говорит он.

Президент АКАБ Арсений Сидоров прогнозирует, что в 2011 году сохранят свою популярность такие марки как «Лада», Toyota и UZ – Daewoo. Очень хороший потенциал, по его мнению, у следующих марок: Hyundai , KIA , SsangYong , Volkswagen.

«В связи с прекращением действия льготного совокупного таможенного платежа для автомобилей, импортируемых физическими лицами, ожидается рост продаж автомобилей всех брендов, поэтому я думаю, что негативную динамику не покажет ни один бренд, присутствующий в Казахстане», – считает А. Сидоров.

Читайте также