Экспортерам в помощь

Опубликовано
Доля несырьевого сектора в объеме всего экспорта Казахстана к 2015 году должна увеличиться до 40%. Это один из целевых показателей государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР), для достижения которого отечественным производителям без поддержки государства не обойтись. В этом плане у экспортеров обработанной продукции есть свой координирующий и консультационный орган – Национальное агентство Kaznex Invest Министерства индустрии и новых технологий РК, создание которого сами предприятия называют закономерным и свое-временным.

Доля несырьевого сектора в объеме всего экспорта Казахстана к 2015 году должна увеличиться до 40%. Это один из целевых показателей государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР), для достижения которого отечественным производителям без поддержки государства не обойтись. В этом плане у экспортеров обработанной продукции есть свой координирующий и консультационный орган – Национальное агентство Kaznex Invest Министерства индустрии и новых технологий РК, создание которого сами предприятия называют закономерным и свое-временным.

Даже самые успешные казахстанские компании имеют не более 30% готовности экспортировать свою продукцию. Самой главной проблемой, как показало исследование Kaznex Invest, стал не пресловутый недостаток средств, а нехватка торговой информации – что, в какие страны и как лучше продвигать. В сервисной поддержке со стороны государства больше всего нуждается МСБ, в особенности те предприятия, которые впервые выходят на внешние рынки. А это и помощь при поиске рынков сбыта и покупателей, в разработке оптимальных логистических маршрутов, содействие в решении проблем экспортеров и многое другое.

«Нам понятны и близки шаги, которые предпринимает Kaznex Invest по развитию казахстанского экспорта, – говорит исполнительный директор компании «Казахстан Тексти Лайн» – производителя первого отечественного бренда детской одежды Mimioriki – Инна Апенко. – Мы стараемся постоянно участвовать в обсуждениях, высказывать свои идеи, и к нашему мнению прислушиваются». По ее словам, инструменты, заявленные агентством, могут стать реальной поддержкой экспортерам. Примером тому может служить успех самой компании, которая планирует открыть собственные магазины в России. И в этом решающую роль сыграло участие в крупнейшей выставке «Текстильлегпром» в Москве. При содействии Kaznex Invest свою продукцию смогли представить несколько отечественных производителей текстильной и легкой промышленности. Только по предварительным итогам сумма подписанных контрактов составила около $500 тыс. на поставку готовой одежды в российские торговые сети. Президент Ассоциации предприятий легкой промышленности РК Любовь Худова убеждена, что у российских текстильщиков появился новый конкурент, а казахстанским компаниям удалось заявить о себе, как о производителях качественной одежды.

Государственные органы, созданные для поддержки несырьевого экспорта, существуют во всем мире. Вспомнить хотя бы самые известные: австралийское агентство по развитию торговли и инвестиции Austrade, APEX-Brasil в Бразилии, KOTRA в Корее, японскую организацию внешней торговли JETRO. Как и все эти организации, Kaznex Invest оказывает экспортерам безвозмездную помощь, и, как показала практика, такая поддержка необходима и, самое главное, эффективна. К примеру, при финансировании из республиканского бюджета в 300 млн тенге в 2009 году объем контрактов, заключенных при содействии агентства, составил $120 млн, то есть на каждый потраченный бюджетом доллар было привлечено экспорта в $60.

«Мы активно сотрудничаем с национальным агентством по экспорту и инвестициям Kaznex Invest: прежде всего это помощь в поисках рынков сбыта», – рассказывает президент Союза зернопереработчиков и хлебопеков Казахстана Евгений Ган. По его словам, члены ассоциации активно пользуются бриф-анализами, страновыми обзорами и другими аналитическими данными, которые готовит агентство. При его поддержке у мукомолов появилась возможность, что называется, себя показать и на других посмотреть: принять участие в торговых миссиях и международных выставках. «Радует, что на помощь зернопереработчикам приходит компания, которая профессионально занимается своим делом. Если агентство называется «по развитию и содействию экспорта», то оно этим и занимается, и вопросы, которые мы ставим перед Kaznex Invest, решаются быстро», – говорит заместитель председателя правления по маркетингу и продажам ТОО «Концерн «Цесна-Астык» Алибек ИБРАГИМОВ.

По словам председателя наблюдательного совета ТОО «Кайнар-АКБ» Куаныша Ажмаганбетова, поддержка государства в последнее время стала заметно ощутимее. «Во многом благодаря реализации Программы форсированного индустриально-инновационного развития. Наша компания, например, является участником экспортно ориентированного направления – «Дорожная карта бизнеса – 2020», – уточняет глава компании. Широкому продвижению продукции «Кайнар-АКБ» – крупнейшего экспортера аккумуляторных батарей в Центральной Азии – на зарубежные рынки способствует агентство Kaznex Invest. В сегодняшней повестке дня у компании вопрос выхода на рынок России и других стран СНГ, к маркетинговому исследованию которого уже приступили специалисты нацагентства. Это позволит определить уровень заинтересованности тамошних компаний в продукции завода. Недавно руководство завода при содействии агентства в составе казахстанской делегации бизнесменов приняло участие в торговой миссии в Туркменистан, по итогам которой удалось договориться о поставках продукции на туркменский рынок.

Не менее плодотворной стало участие АО «Химфарм» – отечественного лидера на рынке фармацевтики – в бизнес-туре в Польшу, также организованном при поддержке агентства по экспорту и инвестициям. Результаты этой поездки не заставили себя долго ждать. Как рассказывает директор департамента маркетинга и продаж АО «Химфарм» Жадигер Абдуахапов, компания рассматривает сотрудничество с польскими партнерами и разрабатывает стратегию вывода брендов «Химфарм» на польский рынок.

С этого года Kaznex Invest планирует возмещать затраты казахстанских компаний по выходу на внешние рынки: на экспортные гранты государство выделяет 554 млн тенге в 2010 году и 1,3 млрд тенге – в 2011 году. Это будут затраты, связанные с регистрацией и сертификацией продукции за рубежом, с открытием представительства, торговой точки либо содержания склада за рубежом, затраты на обучение и участие в выставках, а также на продвижение отечественного бренда за пределами республики.

Читайте также