Ритейлу заплатят за все

Опубликовано
Координационный совет при премьер-министре РК рассматривает возможность беспрецедентной меры господдержки для торговых сетей – субсидирование оборотных средств. Многие подробности участия в данной госпрограмме еще неизвестны, сказано лишь, что получить госпомощь смогут только те торговые сети, казахстанское содержание в которых превысит 50%.

Координационный совет при премьер-министре РК рассматривает возможность беспрецедентной меры господдержки для торговых сетей – субсидирование оборотных средств. Многие подробности участия в данной госпрограмме еще неизвестны, сказано лишь, что получить госпомощь смогут только те торговые сети, казахстанское содержание в которых превысит 50%.

Ранее государство никогда не помогало ритейлу, хотя отрасль серьезно пострадала от кризиса. В конце 2009-го, по данным Zertteu DC Group, торговля была лидером по долговой нагрузке, обгоняя даже строительство (292% при оптимальном уровне в 30%, в строительстве эта цифра была равна 187%). При этом падение оборотов в несырьевом секторе составляло 15-45% при двухкратном-трехкратном сокращении объема оборотного капитала.

«Сейчас мы рассматриваем субсидирование торговых сетей. Те сети, где казахстанское содержание составит более 50%, будут субсидироваться со стороны правительства по оборотным средствам. Все озабочены нынешним состоянием, и мы анализируем, как правильно вливать деньги, которые находятся в Нацфонде и других запасниках», – заявил во вторник 21 сентября член координационного совета при премьер-министре РК Нурлан Смагулов.

Две самые крупные торговые сети, которые ранее анонсировали большой процент казсодержания, и, соответственно, могут претендовать на госсубсидии – это сеть оптомаркетов «Арзан» и «МЕТРО Кэш энд Керри» (изначально заявлялось о 70% и 90% казсодержания соответственно).

Генеральный директор ТОО «Оптовый клуб» Берик Тапишев говорит, что пока только слышал о проекте субсидирования процентных ставок в рамках проекта «Дорожная карта бизнеса». Что касается новой программы, то при определении процента казсодержания в торговых сетях, по его мнению, есть очень противоречивый момент: если считать казахстанское содержание на полках торговых сетей, то есть в разрезе ассортимента, то оно, безусловно, маленькое у всех. Эти цифры будут «болтаться» в районе 15-20% максимум. Казахстанское производство еще не особо развито, поэтому производителей немного. А вот с точки зрения оборотов совсем другая ситуация. Казахстанских товаров продается гораздо больше, чем импортных, на их долю приходится уже около 60%. К примеру, сахар – это всего одно наименование по SKU, но он дает большие обороты, это же относится к муке, макаронам, маслам. В то же время в сетях представлен огромный ассортимент бакалейных товаров, товаров для дома, и практически все они – импортные, но их обороты не очень высокие. «У вас обычно сколько товаров в холодильнике? Максимум 30. И они, в основном, казахстанские. А магазины «держат» и товары «для праздников», и многое другое, что покупается нерегулярно. Поэтому мы предлагаем считать казсодержание по оборотам», – говорит Б. Тапишев.

«Цель этой программы, как я понимаю, – поддержать отечественных производителей, чтобы их обороты увеличивались. Но сегодня для практически несуществующего рынка казахстанского производителя и для его лидерства в ассортименте – это нереально, господдержка в этом случае просто не найдет адресатов среди ритейлеров», – поясняет Б. Тапишев.

Лидерство в ассортименте – вопрос времени. А с точки зрения оборотов, субсидирование торгового финансирования, с которым сейчас проблемы, безусловно, смогло бы улучшить взаимоотношения между поставщиками и ритейлерами и поднять обороты казпроизводителям. «Все-таки для ритейлеров важнее оборот, а не ассортимент», – напоминает глава «Оптового клуба». В частности, и по «Арзану» оборот казахстанской продукции сейчас достигает удельной доли 60%, при этом в ассортименте такая доля дотягивает только до 20% (из 8 тыс. SKU «Арзана» 1,5-2 тыс. приходится на казпродукцию).

Другой вопрос, на который сложно ответить, – это какой размер госпомощи нужен ритейлеру, так как необходимо знать, будет ли государство субсидировать весь оборот ритейлера или только ту часть оборота, которая приходится на казсодержание. К тому же и в определении процентов казсодержания будут сложности. «К примеру, взять казахстанского производителя «Ресми Групп», который поставляет и «Пепси Колу», и чай «Пиала». У него есть казахстанские бренды и другие, не казахстанского производства». «Между нашими юрлицами есть определенные отношения, оборот. Но если речь будет идти только о казпроизводителе, то мне придется вычленять только товары казахстанского производства, что очень сложно. У нас все такие компании. Группа «Раимбек», «Прима» – все они являются как казахстанскими производителями, так и импортерами. То есть если будет вестись полное финансирование оборота – это одно, если речь будет идти только о казсодержании – это будет сложнее, я даже не знаю, как это возможно сделать», – рассуждает Б. Тапишев.

Другая сложность заключается в том, что даже если будут считать казсодержание по обороту, то все равно очень немногие торговые сети подпадут под программу господдержки. Это связано с тем, что, к сожалению, сегодня казпроизводители не имеют возможности работать по дистрибуции так же, как импортеры. Зачастую отечественные компании не занимаются доставкой своего товара, им не хватает средств, чтобы поддерживать дистрибуционную компанию. К примеру, у такого крупного производителя, как «Рахат», доставка осуществляется только в те магазины, где закупаются большие объемы. Поэтому небольшие магазины приобретают продукцию на базаре, через «серые» схемы, в этом случае происхождение товара подтвердить весьма сложно, а для участия в госпрограмме нужна прозрачность. Следовательно, получить помощь от государства больше шансов у крупных сетей или влиятельных локальных сетей.

«Может это и хорошо, так как госпомощь должна иметь значимое влияние на рынок. Могу сказать, что даже субсидирование процентной ставки на 5-7% от уровня 15-16% в рамках «Дорожной карты» – это уже неплохо! В новой программе «Арзан», безусловно, заинтересован и будет в ней участвовать», – резюмирует Б. Тапишев.

Другой игрок – «МЕТРО Кэш Энд Керри» – пока тоже не набирает достаточного казсодержания в ассортименте. Как комментирует «Къ» гендиректор ТОО «МЕТРО Кэш энд Керри» Стивен Кригер, в настоящее время в магазинах Алматы покупатели смогут найти до 40% продукции казахстанских производителей. «В будущем мы планируем увеличить эту цифру до 90%. Это всемирная практика «МЕТРО» – более 90% всех товаров закупается у местных компаний: производителей, импортеров, дистрибьюторов. Мы ведем активную работу по привлечению местных поставщиков», – говорит он. Судить о том, предоставлять ли госпомощь сети в РК глава «МЕТРО» предоставляет государству, но подавать заявку на такую помощь торговая сеть не намерена. В данный момент компания сама финансирует проект, начиная от покупки земельного участка и заканчивая строительством здания.

«Мы хотели бы преференций от государства в виде натуральных грантов (земли) в регионах, где «МЕТРО» планирует свое дальнейшее развитие, в виде снижения тарифов на электричество, водоснабжение, в виде снижения таможенных сборов на оборудование», – комментирует Стивен Кригер.

Директор по финансам и бизнес-развитию регионального молла A`port Дмитрий Ревин заявил, что «Апорт» является торгово-развлекательным молом, а не торговым оператором, и, кроме того, в господдержке и в подобной госпрограмме он не нуждается, так как финансовое состояние «Апорта» стабильное.

Другие ритейлеры, к которым обратился с вопросами «Къ», такие как «Магнум», «Рахмет», «Скиф Сауда», «Вестер», пока хранят молчание

Открытые данные об оборотах некоторых торговых сетейCупермаркеты Magnum Cash & Сarry. Суммарный оборот в 2009 году составил $120 млн, планируемый оборот в 2010 году – $170 млн. Рентабельность по ЕBITDA в 2009 году – 5%.

Сеть оптомаркетов «Арзан». Торговый оборот в 2008 году – $122,4 млн (текущий курс), за первое полугодие 2009 года – $55,7 млн (текущий курс).

Читайте также