Экспорт: что мешает дороге на рынок?

Опубликовано
Попытки пробить дорогу на внешние рынки отечественные предприятия делают давно, и лишь некоторые – успешно. Что мешает нашим производителям одолеть «рифы» международной торговли? Почему не в полной мере используется экспортный потенциал отрасли?

Попытки пробить дорогу на внешние рынки отечественные предприятия делают давно, и лишь некоторые – успешно. Что мешает нашим производителям одолеть «рифы» международной торговли? Почему не в полной мере используется экспортный потенциал отрасли?

Государство давно и настойчиво побуждает казахстанских предпринимателей к экспорту своей продукции. И кредиты под бизнес-планы давали, и в межгосударственных переговорах поддерживали, но синергического эффекта, прорыва на внешние рынки так и не случилось. Успешных экспортеров по пальцам можно пересчитать. О том, что необходима институциональная система поддержки в этом направлении, всерьез задумались и для этой цели создали структуру для продвижения казахстанских товаров на мировые рынки – Национальное агентство по развитию экспорта и инвестиций KAZNEX INVEST Министерства индустрии и новых технологий РК.

Первым делом в агентстве провели анализ на предмет готовности предприятий к экспорту для того, чтобы определить уровень конкурентоспособности товаров, целесообразности оказания господдержки. Словом, была поставлена задача создать эффективные инструменты для продвижения на экспорт казахстанских товаров.

Специалисты KAZNEX INVEST обследовали более 300 предприятий, выявляя потенциальных экспортеров и причины, мешающие казахстанским бизнесменам выйти со своей продукцией на внешние рынки. Любопытными оказались выводы аналитиков. Нет, вовсе не нехватка кредитных ресурсов, как выяснилось, является первопричиной неудач наших производителей. Это ставится лишь на пятое место среди шести основных помех-факторов. А вот на первое вышла низкая информированность отечественных предпринимателей о рынках, о том, где и на какие товары есть спрос. В ходе исследований выяснили: производитель не имеет достаточной информации даже по внутреннему рынку.

KAZNEX INVEST занялся составлением обзоров по зарубежным рынкам, причем конкретизированным – с указанием контактов, в том числе с госорганами за рубежом, с особенностями процедур и массой другой полезной информации для начинающих экспортеров. Рассчитали даже оптимальные маршруты доставки, стоимость транспортно-логистических процедур. А когда выпустили еще и каталог казахстанских экспортеров, в том числе и потенциальных, их продукции, сами удивились спросу на него. Сотрудники посольств буквально умоляли дать им побольше экземпляров этого издания – такая информация за рубежом крайне высоко ценится. Вот когда предприниматели, давшие неполные данные о своей продукции или вообще не принявшие участия в этом, пожалели об изначальном недоверии к новой структуре. Каталог, кстати, стал полезен и для тех, кто работает на внутреннем рынке: нашлись и свои отечественные партнеры, и потребители. Стали завязываться новые контакты и с ближним, и с дальним зарубежьем. Случились и неожиданные открытия: африканским странам, откуда мы везем какао-бобы и фрукты, оказалось, нужна обычная поваренная соль. Чем не перспектива для «Арал-туз»?

Итак, информированность – это раз. Это, бесспорно, основа основ. Вторая – отсутствие маркетинговых услуг.

«Очень распространенная форма продвижения товаров на экспорт – специалисты-посредники по организации и размещению заказов», – поясняет заместитель председателя правления KAZNEX INVEST Мейржан Майкенов. «Часто случается, что наши производители не могут обеспечить нужных объемов, сформировать товарную партию. Во многих странах, чтобы развить подобные посреднические услуги, правительство дает льготы. Например, в Таиланде, Малайзии, к фермеру приходит такой специалист и предлагает вырастить к такому-то числу определенный объем перчиков длиной не более 7 см. Если все будет хорошо, эта продукция пойдет лотом в товарной партии. Все, что останется, – не стандарт, фермер везет на свободный рынок. Эту схему подхватили во многих странах и стали стимулировать. У нас посредничество есть, но пока на самом примитивном уровне. Цивилизованному посреднику нужны язык, связи, знания. И это также должно стимулировать государство», – отметил он.

«Раньше были у нас за рубежом торговые представительства, с которыми мы пытались работать – и ничего не получалось», – говорит заместитель председателя правления по маркетингу и продажам ТОО «Концерн «Цесна-Астык» Алибек Ибрагимов. «Уж не знаю, какие они функции выполняли. Но только тогда, когда появился KAZNEX INVEST, а люди, надо сказать, подобрались там адекватные, вовсю пошел поток информации. Особенно по выставкам. Благодаря им мы в этом году съездили в Америку, на выставку по «гуманитарке». Достаточно большую подготовительную работу провели они по мониторингу международных рынков, по овладению нашими специалистами английским языком. У них эта работа хорошо поставлена. В начале этого года сделали очень неплохой обзор по рынкам муки и макаронных изделий в мире, каталог выпустили», – добавил он.

Еще один «подводный камень» на пути товаров на экспорт – административные барьеры, проблемы госструктур, таможенные, налоговые процедуры. Все излишне зарегулировано. Можно хотя бы такой пример привести. Одна из казахстанских фирм занялась решением довольно честолюбивой, но реальной задачи: затмить бондюэлевский горошек. На льготный кредит Мининдустрии закупили современное высокопроизводительное оборудование, взяли землю под посадку гороха, стали закупать высокоурожайные семена, и тут-то Минсельхоз и говорит: три года надо на проверку семян. А как кредит платить?

Возникают проблемы и со стандартами. Наши производители вынуждены соответствовать отдельно международным стандартам, отдельно – национальным. Почему не взять за основу международные стандарты, как это принято во многих странах? И лишь после
названных уже факторов аналитики отмечают нехватку финансовых средств. Вопрос, собственно, вполне сейчас решаемый при хорошей подготовке бизнес-проектов.

И все же виден свет в конце экспортного тоннеля. Дело с мертвой точки сдвинулось, реально обозначена государственная поддержка, процесс побуждается и программой форсированного индустриально-инновационного развития. Устанавливается государственно-частное партнерство. И, как отмечают многие предприниматели, есть сейчас действенные инструменты для продвижения казахстанских товаров на экспорт. Нужно только отойти от привычки самому набивать шишки, самостоятельно изобретать «велосипеды» и учиться торговать по законам внешнего рынка.

Читайте также