«Разбирательства перешли в правовое поле»

Опубликовано
В августе в «Казахалтыне» началась налоговая проверка. Налоговики интересуются документами за 2009 и 2010 годы, когда компания уже была под контролем «Полюс Золото». Возможно, она откроет много такого, о чем сейчас «Полюс» предпочитает умалчивать. О своем видении причин конфликта «Къ» рассказывает акционер KazakhGold, бывший председатель совета директоров «Казахалтын» Бауыржан Асаубаев.

В августе в «Казахалтыне» началась налоговая проверка. Налоговики интересуются документами за 2009 и 2010 годы, когда компания уже была под контролем «Полюс Золото». Возможно, она откроет много такого, о чем сейчас «Полюс» предпочитает умалчивать. О своем видении причин конфликта «Къ» рассказывает акционер KazakhGold, бывший председатель совета директоров «Казахалтын» Бауыржан Асаубаев.

– Как Вы полагаете, каким образом закончится конфликт с «Полюс Золото»?
– Это зависит от множества факторов, но с уверенностью можно сказать одно – и инвесторы, и псевдоинвесторы должны понять, что в Казахстане возможен только открытый бизнес. Казахстан уже давно не является сырьевым придатком, и тому множество причин. Статья 71 Закона «О недрах» РК должна неукоснительно соблюдаться как международными игроками, так и компаниями из стран, являющихся стратегическими партнерами Казахстана. Разбирательства уже давно вышли в юридическую плоскость, и заявления «Полюса» об абсурдности нашего законодательства, как минимум, являются некорректными, особенно для компании, которая намерена продолжать работу в Казахстане.

– Тем не менее «Полюс» отмечает, что все обязательства по получению отказа от преимущественной покупки лежат на Асаубаевых.
– Тут опять-таки стоит руководствоваться законодательством Казахстана. Процедура такова, что обязанность получения отказа от преимущественной покупки государством не налагает обязательства в получении этого документа на продавца. Действительно, во время переговоров мы получили отказ от министерства, но на сумму в $456 млн. Когда условия сделки были пересмотрены, мы описали процедуру получения отказа от приоритетного права государства, т.е. обозначили, какая сторона должна подать заявку на отказ, в течение какого срока заявление следует рассматривать, и когда решение об отказе должно быть выдано. Закон «О конкуренции» прямо возлагает обязанность получить согласие на приобретателя, то есть на Jennington. Соответственно, Jennington, дочерняя компания «Полюса», такого разрешения на измененные условия сделки не получала, хотя как благоразумный покупатель должна была сделать это.

– За несколько недель до прихода «Полюс Золото» в компанию, по словам российских покупателей, вся первичная документация производственного и финансового характера была свезена в одно помещение, где случился пожар. Именно по этой причине первичная документация не попала в руки «Полюса»?
– Почему не попала? Вся первичная документация передана «Полюсу», равно как результаты независимой аудиторской проверки в течение 12 месяцев до совершения сделки, но, насколько я понимаю, эти документы стали им не нужны. Тогда возникла версия о пожаре и, соответственно, предприняты меры для подготовки новой документации всеми возможными способами. Новая документация, подготовленная сотрудниками «Полюса», показала и падение капитализации KazakhGold в 6 раз, и якобы вывод денежных средств, что послужило поводом к иску в Лондонский суд. Как вы знаете, сейчас на предприятии идет налоговая проверка. Уверен, ее результаты покажут реальные цифры.
Цинично звучит заявление Иванова о якобы обнаруженных фиктивных сделках по присвоению средств и выводу активов из компании. Специалисты «Полюса» неоднократно, с июня 2008-го по август 2009-го, выезжали на производственные объекты АО «Казахалтын» и осматривали производственную инфраструктуру, при этом у них не возникало никаких вопросов.
До осуществления сделки «Полюс» провел комплексную проверку финансового состояния и производственной базы компании. Однако якобы имевшие место факты хищений и вывода активов были публично объявлены только перед проведением дополнительной эмиссии и сделки обратного поглощения. Возникает вопрос – если такие факты действительно имели место быть, то почему они в течение длительного времени скрывались и не были высказаны Айдару Асаубаеву до 17 июня 2010 года, когда он еще являлся членом совета директоров? Почему иск подан в Высокий суд Лондона, хотя все возникающие вопросы касаются деятельности «Казахалтын» в Казахстане?
Согласитесь, не такие уж они наивные люди, чтобы покупать объект за такие деньги, предварительно не изучив его тщательным образом. Мало того, к работе по изучению «Казахалтына» они привлекли людей, которые когда-то работали у нас, а отдельные их специалисты ранее привлекались нами как консультанты и также хорошо знали наши объекты и всю рабочую документацию.
DATA ROOM, на котором были вывешены копии всех наших рабочих документов за 3 года, и якобы на основании которых они приняли решение о покупке, глупо изучать целый год. На них достаточно потратить два, максимум, три месяца. Остальное время использовалось на непосредственное изучение компании, беседы со специалистами с выездом на предприятия, на запросы дополнительных документов и т.д. И в этой работе мы всячески способствовали «Полюс Золото».
На приглашение принять участие в сделке поступило предложение от одной китайской компании. Ее представители дважды выезжали на производственные объекты компании «Казахалтын» и изучали документацию. В результате, эта компания предложила даже более высокую цену, чем «Полюс». Однако после дополнительного обсуждения указанного предложения мы все-таки предпочли сотрудничество с российской компанией и заключили сделку именно с «Полюс Золотом» на менее выгодных условиях, поскольку «Полюс» обещал «не размывать» нашу долю в будущем.

– И все-таки «Полюс» настаивает на том, что сделка является честной и открытой…
– Господин Иванов очень пространственно рассказывает об особенностях английского законодательства, регулирующего данную сделку, уводя неискушенного читателя в область, где трудно понять, кто прав, а кто виноват. Позволю себе разъяснить суть двух основных их нарушений. Первое из них состоит в том, что «Полюс» обязался перед государством купить долю в компании не дешевле $456 млн, а в действительности через сложный механизм так называемого «обратного принудительного выкупа акций» приобрел активы «Казахалтына» за $269 млн
Покупатель обязался «не размывать» 20% долю казахстанской стороны, через которую на правах крупного акционера представлялось возможным осуществлять контроль над деятельностью АО «Казахалтын». Однако, в разрез достигнутым договоренностям, «Полюс» безосновательно инициировал судебные разбирательства в Высоком суде Лондона, тем самым заблокировав возможные ответные действия казахстанских акционеров. Покупатель осуществил дополнительную эмиссию акций на сумму $100 млн и выкупил по цене $1,5 при рыночной цене $8 за акцию на момент покупки. В результате подобных действий к уже имеющимся у них 26,5 млн акций «Полюс» выкупил по заниженной стоимости 51,2 млн акций.
Но и это не все. Далее они намерены войти в KazakhGold активами всего «Полюса», и доля казахстанской стороны значительно уменьшится. С таким участием в акционерном капитале мы уже никак не сможем влиять ни на деятельность компании, ни на ее инвестиционную политику.

– «Полюс» в своей «приверженности» открытости и прозрачности ссылается на инвестиции, которые они уже сделали в Казахстане.
– В период, когда компанией владели мы, возведены 2 новые фабрики по новейшей технологии прямого цианирования руды (CIP), построены две площадки кучного выщелачивания. Открыты и доказаны, кстати, и специалистами самого «Полюс Золота», перспективные золоторудные участки «Вера», «Зона Карьерная» на руднике Аксу, «Окварцованная зона» на руднике Жолымбет, и «1008», «1009» и «1022» зоны на руднике Бестобе. Найдена технология переработки техногенных минеральных образований, а проще – отходов фабрики. Запасы золота, скопившиеся за много лет в «хвостохранилищах», стали доступны для производства. Именно результаты геологической разведки, проведенной в период с 2001-го по 2008 год сделали компанию привлекательной для приобретения стратегическими инвесторами.
Мы тщательно изучали вопрос о том, какую технологию необходимо применить для переработки руд с месторождений. Для этого привлекались ряд отечественных, российских и английских компаний. В итоге, технология переработки руд легла в проекты новых фабрик, строительство которых началось в 2007 г. на трех основных рудниках. Мы инвестировали в шахты и карьеры.
А что может продемонстрировать «Полюс», кроме красивых презентационных материалов о «светлом будущем»? Что построено или хотя бы находится в начале строительства?

– Вас также обвиняют в том, что работники на рудниках не получали зарплату.
– Мы всегда вовремя выплачивали заработную плату рабочим, которые были непосредственно задействованы в добыче и переработке золотоносной руды. При этом иногда имели место быть небольшие задержки по выплате заработной платы только лишь в отношении инженерно-управленческого персонала с относительно высоким уровнем заработной платы. Что касается задолженности по заработной плате за 2 месяца, образовавшейся по состоянию на 12 сентября, то вины казахстанских акционеров в этом нет и не может быть, поскольку сделка по покупке компании KazakhGold была завершена 14 августа, и с этого момента контроль над компанией и денежными потоками перешел к «Полюсу».

Читайте также