Минфин разрешил продавать

Опубликовано
Постановление правительства Казахстана «О вопросах перемещения легковых автомобилей физическими лицами для личного пользования» нуждается в дополнении и уточнении. По словам аналитиков, четкой схемы по перепродаже автомобиля, купленного по льготному режиму, до сих пор нет. Минфин заявляет, что на отчуждение льготных транспортных средств в пределах территории РК каких-либо ограничений не установлено, однако аналитики, ссылаясь на Таможенный кодекс, утверждают, что ни перепродажа, ни даже выезд за границу на этом транспорте невозможны.

Постановление правительства Казахстана «О вопросах перемещения легковых автомобилей физическими лицами для личного пользования» нуждается в дополнении и уточнении. По словам аналитиков, четкой схемы по перепродаже автомобиля, купленного по льготному режиму, до сих пор нет. Минфин заявляет, что на отчуждение льготных транспортных средств в пределах территории РК каких-либо ограничений не установлено, однако аналитики, ссылаясь на Таможенный кодекс, утверждают, что ни перепродажа, ни даже выезд за границу на этом транспорте невозможны.

По словам экспертов, во время утверждения льготного режима ввоза автомобилей в Казахстан с Россией оговаривался срок, по которому эти машины нельзя перепродать в течение пяти лет.

В середине лета Комитет по таможенному контролю (КТК) РК распространил письмо, где было указано, что в технический паспорт вносилась отметка о том, что казахстанский гражданин может продать эту машину своим соотечественникам только по истечении 5 лет. Однако вскоре письмо было отозвано. «Сейчас при регистрации автомобиля дорожная полиция выдает техпаспорта без этой отметки. Но срок, через который можно перепродать авто гражданам Казахстана, до сих пор не определен», – говорит председатель Казахстанской ассоциации таможенных брокеров Геннадий Шестаков.

Однако, согласно распространенному на этой неделе Министерством финансов РК пресс-релизу, на отчуждение (продажа, передача, дарение и т. д.) транспортных средств, приобретенных по льготному тарифу в пределах территории Казахстана, каких-либо ограничений не установлено.

Как пояснил «Къ» Олег Алферов, директор консалтинговой компании Qncepto, нормативных актов о запрете перепродажи действительно нет. Но, согласно Таможенному кодексу, продать товар, завезенный по льготным ставкам, без уплаты разницы пошлин невозможно.

Согласно статье 211 Таможенного кодекса ТС, товары, импортированные из-за пределов ТС по льготным таможенным тарифам для «внутреннего потребления», считаются «условно выпущенными». «Согласно статье 200 того же кодекса, условно выпущенные товары запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, и могут использоваться исключительно в пределах территории государства-члена ТС, т.е. в нашем случае в пределах Казахстана. В этой связи условно выпущенные товары имеют статус иностранных и находятся под таможенным контролем. Поэтому штампики в ТПО – закономерная инициатива», – пояснил Олег Алферов.

Действие перечисленных ограничений прекращается спустя 5 лет со дня таможенной очистки (точнее, т.н. условного выпуска) либо при уплате разницы между льготным тарифом и единым таможенным тарифом (действующим в РФ, а также в отношении юрлиц в РК). «Есть еще одна возможность избежать ограничений на перепродажу и уплаты разницы – отказаться от автомобиля в пользу государства или провести процедуру его уничтожения в течение 5 (пяти) лет со дня таможенного выпуска», – добавляет эксперт.

Директор консалтинговой компании уточняет, что союзный Таможенный кодекс предусматривает возможность применения других условий таможенного выпуска льготно ввезенных товаров, если таковые будут оговорены международными договорами или решениями Комиссии таможенного союза. Но таких документов не существует, по крайней мере, на сегодняшний день. А значит, вне зависимости от наличия или отсутствия штампа в ТПО, автомобиль, прошедший таможенные процедуры по льготным ставкам, можно продать лишь по прошествии 5 лет, либо заплатив «российскую пошлину». Эксплуатировать автомобиль также возможно лишь в пределах Казахстана.

«Целью льготного режима было предоставление гражданам со средним достатком временной возможности приобрести подержанный автомобиль за рубежом. В контексте такого подхода 3-5-летний срок запрета на отчуждение выглядит вполне логичным. Ведь в противном случае льготы для простых автомобилистов становятся почвой для развития незаконного предпринимательства – ровно то, что мы наблюдаем сегодня. И эти «предприниматели» могут стать жертвами собственной правовой неграмотности. Как это случилось с некоторыми гражданами, заказавшими автомобили в возрасте до 3 лет до выхода постановления правительства, в котором льготы на эту возрастную категорию автомобилей уже не распространялись», – уточняет эксперт.

Ввоз автоВ июле физическими лицами в республику завезено по таможенному приходному ордеру (ТПО), то есть по льготным ставкам, 733 автомобиля, новых автомобилей по таможенной грузовой декларации с уплатой общеустановленных таможенных пошлин – 890 машин.

Читайте также