Золотые планы Назарбаева

В церемонии открытия золотоизвлекательной фабрики (ЗИФ) АО «Васильковский ГОК» принял участие президент Нурсултан Назарбаев. Он отметил, что Казахстан может и должен выйти на первые места в мире по добыче и производству золота. Однако аналитики считают, что это будет довольно сложно.

Золотые планы Назарбаева

Золотые планы Назарбаева
В церемонии открытия золотоизвлекательной фабрики (ЗИФ) АО «Васильковский ГОК» принял участие президент Нурсултан Назарбаев. Он отметил, что Казахстан может и должен выйти на первые места в мире по добыче и производству золота. Однако аналитики считают, что это будет довольно сложно.

Васильковский горно-обогатительный комбинат в минувшую пятницу запустил новую ЗИФ, проектная мощность которой составит 8 млн тонн руды в год, что позволит получить от 13 до 15 тонн золота в рассматриваемый период. По словам президента АО «Васильковский ГОК» Алидара Утемуратова, в строительство и запуск фабрики было инвестировано порядка $700 млн заемных средств.

Также он сообщил, что предприятие оснащено оборудованием, которое включает более 600 наименований, ряд из которых является лучшим в мире по своим характеристикам и показателям. Главное же новшество в производстве, по его мнению, – отказ от кучного выщелачивания для переработки золотосодержащей руды. Планируется, что процесс аффинажа выпускаемой продукции будет осуществляться на ТОО «Казцинк».

По данным компании, в рамках этого проекта полностью заменен парк основного горнодобывающего оборудования, который в настоящее время представлен 67 единицами техники стоимостью более $60 млн

Таким образом, по итогам 2010 года производство золота планируется на уровне 6-8 тонн, так как практически до середины текущего года компания занималась наладкой оборудования. А годовой объем в 13 тонн запланирован на 2011 год.

Стратегическая цель ЗИФ – достичь производства 1 млн тройских унций. Однако главы компании подчеркнули, что в течение 3-4 лет достигнуть данного объема не удастся.

Присутствовавший на церемонии открытия ЗИФ Н. Назарбаев отметил, что с учетом новой фабрики, Казахстан будет производить 35 тонн золота в год. Таким образом, по его мнению, республика войдет в число 15 крупнейших золотодобывающих стран, а в перспективе может выйти на первые места в мире по добыче и производству драгметалла.

Аналитик по металлургическому сектору АО «БТА Секьюритис» Алмаз Султанбеков не исключает того, что по результатам 2011 года абсолютный прирост производства золота в Казахстане может составить 13 тонн. Так как текущая ситуация с возросшими рисками суверенных долгов и инфляционными ожиданиями, которая вряд ли сойдет на нет и в следующем году, благоприятствует котировкам золота, тем самым стимулируя и золотодобытчиков к увеличению производства. В течение 5-6 лет он ожидает существенного роста и за счет вклада других производителей золота. Новая стратегия развития KazakhGold с 2013-го по 2016 год по базовому сценарию предполагает доведение годового выпуска до сопоставимых с Васильковским ГОКом объемов в 15,5 тонны золота.

Однако он считает, что такие объемы производства все еще не позволят Казахстану переместиться в первую десятку стран-производительниц золота в скором будущем. «К слову, Узбекистан и Гана, замыкающие первую десятку, произвели в 2008 году примерно по 60-70 тонн золота. А вот пропуском в первую четверку глобального табеля о рангах в настоящее время является годовой объем производства на уровне более 200 тонн благородного металла», – пояснил «Къ» Алмаз Султанбеков.

По приблизительным расчетам эксперта, в случае успешной реализации озвученного сценария по выходу на годовую мощность в объеме 15 тонн золота в течение 1-2 лет, при среднегодовых ценах на золото в районе $1 150 за тройскую унцию, а также при денежных расходах на производство унции золота на уровне $400, срок окупаемости проекта строительства ЗИФ составит 5 лет.

Аналитик также отметил, что если допустить дальнейший стремительный рост котировок золота до отметки в $1 500 за унцию к 2012 году с последующим снижением, как прогнозируют некоторые западные инвестбанки, срок окупаемости сократится на год.

По предположению аналитика, конечным пунктом назначения произведенного золота, по традиции, останутся европейские биржи и аффинажные заводы. В пользу этого свидетельствует и европейская прописка контролирующего акционера Васильковского ГОКа – швейцарского конгломерата Glencore International.

АО «Васильевский ГОК»Акционер Васильковского ГОКа – компания «Казцинк», которая контролируется швейцарской Glencore International AG.
Васильковский горно­обогатительный комбинат создан в 1975 году как строящееся предприятие. В 1994 году преобразован в АО «Васильковский ГОК».
Общество разрабатывает золотосодержащее месторождение Васильковское с запасами в 360 тонн золота, открытое в 1963 году.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Россия снова открыла Казахстану окно в Европу

С 15 июля снят запрет на транзит санкционных товаров

Фото: Depositphotos / Lina_mo

Транзит товаров с Запада в Казахстан через РФ стал возможным благодаря запуску российской системы отслеживания грузоперевозок с использованием электронных навигационных пломб на основе ГЛОНАСС. Оператором пломбирования в России определена компания «Центр развития цифровых платформ» (ЦРЦП). Пломбы с российским программным обеспечением будут ставиться на въезде в РФ и сниматься на выезде из нее. Происходить это будет на 20 автомобильных и 10 железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу России. Электронные пломбы помогут отследить, что санкционные товары были действительно доставлены в Казахстан, а не выгружены на территории РФ.

Как было до

Эмбарго на ввоз продуктов из ряда западных стран действует в РФ с 7 августа 2014 года (автоматически под санкции попал и транзит через территорию России). Запрет распространялся на поставки мясо-молочной и рыбной продукции, а также овощей и фруктов из стран ЕС, США, Канады и Норвегии, которые ввели антироссийские санкции из-за проведенного в Крыму в марте 2014 года референдума и последовавших за этим событий. Позднее под российское эмбарго попала продукция из Албании, Черногории, Исландии, Лихтенштейна и Украины.
 
Эффект санкций можно увидеть на примере Украины, которая была крупным экспортером продуктов в Казахстан. Посол Украины в Казахстане Иван Кулеба на казахстанско-украинском бизнес-форуме в Нур-Султане в сентябре 2019 года сообщил, что с 2014 года в результате российских ограничений на транзит украинской продукции двусторонний товарооборот упал более чем в 4,5 раза – до $1 млрд в 2018 году.

Альтернативным маршрутом для украинских и европейских товаров стал закавказский маршрут через Грузию и Азербайджан. Однако он длиннее и сложнее – грузы нужно перегружать с морского транспорта на сухопутный и затем обратно на морской и сухопутный. Все это существенно влияет на стоимость и время транспортировки товаров до Казахстана и, соответственно, на их конкурентоспособность на местном рынке. 

Как стало после

После 15 июля этого года для того, чтобы доставить санкционные товары через РФ в Казахстан, перевозчик должен зарегистрироваться в системе ЦРЦП и как минимум за 2 часа до прохождения границы передать ему сведения о планируемой перевозке (код товара, его происхождение, страна отправления и назначения, предполагаемые даты транзита) и транспортном средстве. Оплатить услугу может не только перевозчик, но и грузоотправитель или грузополучатель. После активации пломбы водителю должны передать учетный талон, который он обязан сохранить на все время транзита и вернуть при выезде из России. Самостоятельное снятие пломбы будет распознано системой как несанкционированный доступ и попытка выгрузить запрещенный товар на российской территории. Такой товар могут конфисковать и уничтожить. 

Навигационная пломба в режиме реального времени передает информацию о местонахождении груза в систему, доступ в которую имеют Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и Федеральная таможенная служба РФ, а также через личный кабинет перевозчика и грузоотправителя. 

По мнению собеседника «Курсива» из Комитета государственных доходов Министерства финансов РК, новая схема транзита товаров через Россию в Казахстан может привести к удорожанию западного импорта. «Потому что за пломбу должен заплатить перевозчик», – объяснил он.

Сколько стоит пломба

Использование навигационных пломб платное: услуга навешивания устройства стоит 1 224 рубля (официальный курс Нацбанка на 29 июля составляет 5,74 тенге за один рубль), снятия – 996 рублей, а аренда пломбы – 2500 рублей в сутки. Кстати, пломба способна отработать на одной зарядке 45 суток. В Национальной палате предпринимателей «Атамекен» оценили совокупную стоимость использования одной российской пломбы на всем маршруте по РФ в 10–12 тыс. рублей.

«Для казахстанских автомобильных перевозчиков выгодней осуществлять перевозки по территории России с использованием навигационных пломб, чем по иным обходным маршрутам», – сообщил заместитель председателя НПП Евгений Больгерт.

Теоретически западные товары, если они вновь будут проходить через Россию, могут подешеветь с учетом сокращения стоимости и времени транспортировки. Однако Больгерт считает, что изменение цен на санкционные товары будет зависеть от российской практики применения навигационных пломб.

«Перевозчики информируют, что, несмотря на введение в РФ данного инструмента, физические досмотры грузов таможенными службами не прекращаются. Есть случаи, когда транспортное средство около 3-4 суток простаивает в ожидании досмотра. Соответственно, нарушаются сроки доставки груза и в конечном итоге увеличивается цена товара», – сказал он. 

По его мнению, навешивание пломб стало дополнительной мерой контроля и увеличило финансовые издержки перевозчиков.
Вместе с тем в Министерстве транспорта РФ со ссылкой на расчеты международных автомобильных перевозчиков сообщают, что каждый рейс в обход России стоит более чем на $5 тыс. (официальный курс Нацбанка на 29 июля составил 414,54 тенге за $1) дороже, чем по традиционному маршруту через РФ. И эта выгода способна нивелировать стоимость пломб. 

Вице-министр транспорта России Алексей Семенов считает, что открытие транзита санкционных товаров станет стимулом для роста контейнерных перевозок через РФ и возможностью для российских логистических компаний получить дополнительную загрузку и новых крупных грузоотправителей в Азии и Европе в период пандемии коронавируса. С запуском механизма навигационных пломб Минтранс РФ прогнозирует объем транзита санкционных товаров через Россию в размере около 82 тыс. перевозок на автомобильном и железнодорожном транспорте в год.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg